Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе
Иллюстрация: DK.RU

DK.RU поговорил с предпринимателями до 35 лет из разных регионов России о том, каким им представляется реальный сектор экономики, что они думают о его развитии и видят ли себя в роли промышленников.

В последнее время все больше молодых открывает свой бизнес: в 2024 г. 44% новых компаний в России запустили предприниматели до 35 лет. Молодежь создает инновации и двигает экономику страны вперед благодаря свежему взгляду на бизнес. На смену опытным «акулам» приходит новое энергичное поколение, которое привносит свежие идеи в традиционные отрасли. 

В эпоху цифровизации наиболее интересными молодым людям кажутся сферы, связанные с искусственным интеллектом, IT и услугами. Но что будет с реальным сектором экономики? 

DK.RU поговорил об этом с предпринимателями до 35 лет из разных городов России.

«Мамонты уйдут с рынка»

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе 1Виталий Теньков, ГК «ДезЦентр», руководитель ассоциации предпринимателей «Люди дела», г. Ульяновск:

— У меня клининговая компания полного цикла плюс мы оказываем услуги по дезинфекции. Не могу сказать, что мы являемся промышленной компанией, зато обслуживаем такие предприятия.

И я себя однозначно вижу в классическом бизнесе. Присматриваюсь в сторону промышленного производства, мне это интересно. У меня нет иллюзий, что там хорошие перспективы или много денег, я знаю, что производство — это тяжело, там множество процессов, которые сильно зависят друг от друга. Закупить товар, вовремя его обработать, передать на склад, а потом уже продавать. Должно быть четкое понимание эффективности каждого цикла в цепочке. Для меня это классная тема. 

Но в основном в промышленности, если мы говорим про средний бизнес, сейчас работают своего рода «мамонты». Это предприниматели, которые в 1990-х — начале 2000-х открыли свое дело и все еще его развивают. Однако рано или поздно «мамонты» уйдут с рынка. И на их место придут молодые ребята — гибкие, с горящими глазами и новым видением.

Предприниматели — это особая каста. Если они чувствуют, что завеяло свободным рынком, то идут в эту сторону. Если видят, что сфера свободна,  пробуют себя в этом направлении. 

Каким будет бизнес будущего в России — сложно сказать. Если смотреть в сторону Европы, там преобладает сфера услуг. У нас она тоже развивается, популярны аутсорсинговые, консалтинговые компании. Скорее всего, в ближайшее время производственный сектор немного просядет и вырастет количество услуг. Но когда рынок B2C перенасытится, все ребята пойдут в производственный сектор или в сельхозпромышленность. А может, совместят несколько сфер. Поэтому сейчас надо заниматься тем, чем хочется.

Стоить отметить, что в сфере услуг очень низкий порог входа. Например, у меня есть 15 тыс. руб., и я уже могу начать свой бизнес. А для того чтобы я зашел в производство, мне нужен, условно, 1 млн руб. В 19 лет у меня не было таких ресурсов. Зато сейчас, когда через услуги я сформировал определенный капитал, я уже могу купить станки и запустить производство.

В России предпринимательская деятельность — это растущий тренд. Думаю, что в ближайшие 5-10 лет люди заработают капиталы и начнут открывать производства.

«Главное — уметь читать риски как возможности» 

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе 2Мария Анферова, специалист по оформлению земельных участков и торгам по банкротству, совладелица СК «ANFA», г. Челябинск:

— Мой фокус — это инвестиции в недвижимость, покупки через торги по банкротству, но классический промышленный бизнес мне тоже интересен. Почему? Потому что там, где есть кризис, есть и возможности. Например, заводы-банкроты часто продаются за бесценок. Однако в промышленности выше входной порог: нужны не только деньги, но и компетенции в управлении, понимание технологий. Пока я выбираю активы, которые можно быстро монетизировать, но в перспективе не исключаю выход в промышленный сектор — особенно если найду сильных партнеров. 

Реальный сектор ждут перемены. Я вижу так, что в будущем не станет гигантских заводов, их заменят модульные производства, автоматизированные предприятия — минимум персонала, максимум роботов и экологичные технологии: снижение углеродного следа — это уже не тренд, а требование регуляторов.  

В России будет расти спрос на импортозамещение, но ключевой вопрос — доступ к финансам и технологиям. И выиграют те, кто сможет адаптироваться, иначе есть риск обанкротиться.

Бизнес будущего — это не просто зарабатывание денег, а создание устойчивых систем, которые приносят пользу всем: владельцам, клиентам, обществу и планете. Вот ключевые направления, которые уже меняют правила игры:  

  • «Умные» инвестиции вместо «тупых» активов. Раньше можно было купить недвижимость, сдавать ее годами и не задумываться о развитии. Сейчас ценность актива определяется не только квадратными метрами, но и адаптивностью. Например, коворкинги вместо пустующих офисов — гибкие форматы под удаленку и фриланс, жилье с технологиями «умного дома»— оно дороже продается и привлекает более платежеспособных арендаторов.  
  • Люди важнее прибыли — но в итоге это дает больше прибыли. Гибкие условия для сотрудников. Счастливые работники = меньше текучка = экономия на подборе. 
  • Социальные проекты как часть бренда — например, редевелопмент ветхого жилья не только для денег, но и для имиджа. Прозрачность — клиенты и партнеры все чаще выбирают тех, кто честно ведет бизнес. Это и моя политика. 

Для одних банкротство — это конец. Для меня — начало новой сделки. В мире, где все меняется, главное — уметь читать риски как возможности.

В тренде будут экологические и социальные нормы

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе 3Лианна Кузнецова, дизайнер и владелица бренда «DILIGRA», г. Москва:

— Я тоже вижу себя в некоторых классических промышленных сферах бизнеса, особенно в тех, где активно интегрируют инновационные технологии и подходы. Легкая промышленность всегда будет востребована благодаря устойчивому спросу на одежду и аксессуары. Однако важно адаптировать бизнес-модели и учитывать тренды, такие как устойчивое потребление и осознанные покупки.

В реальном секторе экономики, думаю, будут значительные изменения, связанные с цифровизацией (благодаря ей увеличится эффективность и снизятся затраты), а также глобализацией и локализацией (мы увидим смешение глобальных цепочек поставок с усилением локальных производств, что будет способствовать развитию местной экономики). Также, на мой взгляд, потребители все больше отдают предпочтение компаниям, которые соблюдают экологические и социальные нормы.

Бренды будут стремиться к снижению углеродного следа, уменьшению отходов и использованию переработанных материалов. Примером может служить производство одежды из вторичных тканей. А партнерства между компаниями, направленные на совместное решение социальных и экологических проблем, будут становиться нормой.

Увеличится и социальная ответственность — бренды начнут больше инвестировать в своих сотрудников, обеспечивая им комфортные условия труда и возможности для профессионального роста. Также будет важен акцент на честную оплату труда.

И в тренде будет индивидуальный подход — разработка товаров и услуг, адаптированных под индивидуальные потребности клиентов, с использованием гибких производственных решений.

Важно оставаться открытыми к изменениям и готовыми адаптировать свой бизнес в соответствии с новыми реалиями. Это обеспечит устойчивый рост и конкурентоспособность в будущем. Также важно делать уклон на расширение целевой аудитории. Это позволит выйти на большие объемы поставок за счет работы с корпоративным блоком и госсектором.

Бизнес будущего — это «коллаборация» человека и ИИ

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе 4Александр Наймушин, управляющий партнер агентства финансового консалтинга KEAN Finance, г. Санкт-Петербург:

— Лично я вижу себя больше в сфере услуг. В ней меня привлекает гибкий график работы и отсутствие географической привязки к бизнесу как для себя, так и для команды. Однако не исключаю, что в будущем найду себя и в перспективных отраслях реального сектора. 

Ввиду достаточно высокого уровня неопределенности в геополитическом поле, структурных сдвигов экономики и колебаний цен на сырье выстраивать долгосрочные прогнозы относительно реального сектора экономики я бы не взялся, однако выделил бы некоторые тенденции, которые могут оказать значительное влияние на отрасли. 

Во-первых, сильное влияние ключевой ставки на реальный сектор экономики. Мягкая ДКП регулятора является главным драйвером роста промышленного сектора. 

Во-вторых, импортозамещение и господдержка могут оказать значимую поддержку для российской промышленности. Ориентация на новые рынки и создание новых инфрастуктурных проектов также послужит толчком к развитию реального сектора. 

В-третьих, все более глубокое проникновение цифровизации во все сектора экономики приводит к повышенному уровню автоматизации процессов и «коллаборации» человека и ИИ, что потенциально может повысить экономическую эффективность. 

Помимо факторов, ориентированных на рост секторов, также необходимо обратить внимание и на риски, среди которых я бы выделил:

  • неравномерное развитие отраслей. ВПК — главный локомотив развития промышленности, в то время как гражданские сектора показывают снижение;
  • влияние санкций и ограничение доступа к технологиям;
  • нехватка высококвалифицированных кадров;
  • продолжительный период высоких ставок. 

Бизнес будущего я вижу с высоким уровнем интеграции ИИ и других цифровых решений. Полагаю, что преобладающее количество секторов экономики будут использовать большие данные, искусственный интеллект, цифровых двойников и снижать зависимость бизнес-процессов от человека, становясь менее человекоцентричными.

Также считаю, что тенденция на удаленный формат работы и гибкий график будет только усиливаться. Возвращение компаний к ESG-повестке и осознанное потребление населения окажут положительное влияние на экологию и социальную ответственность. 

Среди наиболее перспективных направлений я бы выделил отрасли, связанные с IT и ИИ. Мегатренд на внедрение цифровых решений в бизнес и интеграцию этих решений в повседневную жизнь станет основной движущей силой для выделенных отраслей. 

Граница между реальным и цифровым секторами стирается

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе 5Данил Ширяев, IT-инженер и руководитель собственной веб-студии, г. Екатеринбург:

— На данный момент я работаю преимущественно в цифровой среде — IT, технологическое предпринимательство, проекты, связанные с программным обеспечением и цифровыми инновациями. Тем не менее промышленная сфера мне интересна, особенно на стыке с цифровыми технологиями — там, где можно внедрять автоматизацию, нейросети, системы технического зрения, цифровые двойники и другие инструменты Индустрии 4.0.

У меня нет четкого противопоставления «цифровое» и «промышленное»: сегодня даже традиционные отрасли требуют высоких технологий, а значит и новых подходов, в которых специалисты с IT-бэкграундом могут быть особенно полезны. В этом смысле я вижу себя в промышленной сфере, но с акцентом на цифровизацию и технологическое обновление

Реальный сектор экономики постепенно переходит к цифровым моделям управления производством, активно осваивает автоматизацию, big data, ИИ и интернет вещей. Этот процесс неравномерный, но необратимый.

Ключевые вызовы — нехватка кадров, техническое отставание и иногда недостаток стратегического мышления у управленцев. Но вместе с тем есть мощный потенциал роста — спрос на цифровые решения, модернизацию, устойчивость и локализацию растет.

Я считаю, что через 5–10 лет граница между реальным и цифровым секторами будет почти стерта. В приоритете окажутся гибкие, экологичные и технологичные производства, способные быстро адаптироваться и использовать данные как ресурс.

Для молодых предпринимателей важно формировать не только продукт, но и культуру внутри команды: доверие, гибкость, возможность учиться и развиваться. Я сам уделяю большое внимание этому в своих проектах, стремлюсь к открытому, партнерскому взаимодействию с командой и заказчиками.

«Порог входа в бизнес будущего высок, но полагаться стоит только на себя»

«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе 6Светлана Пучкова, коммерческий директор и идейный вдохновитель бренда Our history Lana, производство в г. Пятигорск:

— Я не ищу себя в «классических» промышленных сферах в их традиционном понимании. Моей страстью всегда было создание красоты, стиля и уникальности, в моем случае через бренд OUR HISTORY LANA. Однако, восстановив с отцом производственные станки в 2020 г. и построив с нуля цех, к 2024 г. я активно погрузилась в технологический аспект индустрии легкой промышленности. Это уже не про дизайн, а про реальное производство, где я несу ответственность за технологию, качество и рабочий процесс: в год мы выпускаем более 80 тыс. пар носочной продукции.

В этом новом качестве я вижу себя как предпринимателя, который возрождает локальное производство, сочетая творческий подход к дизайну с инженерной точностью и управлением производственными мощностями. Мой бизнес — это мост между искусством создания чулочно-носочной продукции и реальностью легкой промышленности, направленный на качество, уникальность и развитие региона. 

Глядя на работу с производственными станками, полагаю, что реальный сектор экономики и промышленность находятся на перепутье. На мой взгляд, их будущее зависит от нашей способности к трансформации.

Классическая, крупномасштабная промышленность, возможно, будет сталкиваться с вызовами: потребность в модернизации, адаптация к новым технологиям и меняющиеся потребности рынка. Однако я вижу огромный потенциал в возрождении малого и среднего промышленного производства, локализации производства и использовании инновационных технологий.

Бизнес будущего, на мой взгляд, будет гибридным, клиентоориентированным и осознанным. Также будет большой порог входа, но полагаться стоит только на свои силы и бюджеты: господдержка или инвесторы — это очень бюрократический и медленный механизм. Поэтому путь осилит идущий.

Если человек будет гореть идеей, то упорство не иссякнет, а преграды будут только еще больше мотивировать, давая силы создавать действительно уникальные проекты.

Перспективные сферы — те, где есть место креативности, уникальности и личному бренду, будь то мода, дизайн, образование или высокотехнологичные ниши. Цифровизация — это не просто тренд, а фундамент: от онлайн-продаж и маркетинга до оптимизации производства через цифровые технологии. Но главное — это осознанность. 

Бизнес будущего будет нести социальную ответственность. Для меня это означает минимизацию отходов — рациональное использование сырья, переработка, создание долговечных изделий; экологичность — выбор устойчивых материалов, бережное отношение к ресурсам и качественные отношения с сотрудниками — создание атмосферы доверия, поддержки, развития и уважения, где каждый чувствует себя частью команды и разделяет ценности компании.

Это будет бизнес, который не только приносит прибыль, но и делает мир лучше, создавая ценность для клиентов, сотрудников и общества в целом.

Читайте также на DK.RU: «Мы не строим бизнес ради галочки» — Ангелина Бердникова о молодых предпринимателях Урала

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.