Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Халявные деньги стали модными»: Константин Абрамов — о ситуации на рынке труда

Константин Абрамов
Константин Абрамов. Иллюстрация: «Территория смыслов»

Председатель общественного совета при Минтруда РФ — о том, куда делись инженеры, и как обеспечить работодателей кадрами для технологического прорыва.

Мир стремительно меняется, и вместе с ним меняется рынок труда. Некогда престижная профессия инженера сегодня уступает место более «модным» направлениям — таким как IT и блогерство. В связи с этим появляется серьезный дефицит квалифицированных кадров, что ставит под угрозу развитие промышленности. 

О ситуации на рынке труда России и о том, как ее изменить, рассказал кандидат психологических наук, председатель общественного совета при министерстве труда и социальной защиты РФ, председатель наблюдательного совета платформы «Неравнодушный человек» Константин Абрамов на форуме «Территория смыслов».

DK.RU присутствовал на мероприятии и записал основные тезисы спикера. 

— Наша страна очень большая, и в ней живут разные люди. У них отличаются возраст, уровень образования, интересы, психологические свойства личности. Поэтому к выбору работодателя все подходят по-разному. Конечно, для многих на первом месте стоит уровень дохода, который может предложить компания. И только потом учитываются личный интерес человека, возможности для самореализации. Лично для меня работа мечты — это дело, которым я занимаюсь с удовольствием, получая за это деньги. Я получаю кайф от проектов, которые реализую вместе с командой.  

Недавно министерство труда и соцзащиты РФ впервые за долгое время подготовило прогноз — сколько и каких кадров в ближайшие годы потребуется нашей экономике. 

Оказалось, что сейчас примерно 50% выпускников получают профтехобразование, еще 50% — вышку. Знаете, какой будет потребность в кадрах в течение ближайших пяти лет? 70% вакансий будут ориентированы на специалистов со средне-техническим образованием, и только 30% на выпускников вузов. То есть, рынку труда уже не нужно столько людей с высшим образованием, это факт. 

Мы по-прежнему живем в парадигме, что сможем попасть на хорошую, престижную высокооплачиваемую работу только с дипломом университета. Но, друзья мои, это не так. Пообщайтесь с лидерами рынка — существует огромное количество позиций, где вы можете самореализоваться и получать приличный доход без него. 

Сегодня существует серьезная потребность в кадрах по двум направлениям. 

  • Первое — квалифицированные рабочие, которые у нас в большом дефиците. 

  • И второе — это инженерно-технические кадры, без которых наша страна не сможет быть технологическим лидером. 

У нас все отлично с IT — молодежь идет туда в огромных количествах. По престижности и доходности эти специальности сейчас на первом месте, поэтому все туда буквально ломанулись. 

Но надо понимать, что существуют разные направления и уровни IT. И, по большому счету, потребность в айтишниках «низкого уровня» (например, простых администраторах) сейчас небольшая. А высококвалифицированных специалистов (например, разработчиков и программистов) нужно взращивать годами.

Экономике нужны инженеры. Но престижность таких профессий пока невысока. Что поможет изменить ситуацию? 

Первое — это семья, нужно работать с родителями школьников. 

В течение 30 лет в России наши западные «друзья» целенаправленно делали все, чтобы на рынке исчезли целые отрасли, в которых требуются инженеры. Например, машиностроение, электроника — они были разрушены, вымыты. Тоже самое — с ракетной промышленностью. С точки зрения глобальной экономики, в России не должно было существовать этих отраслей. 

Поэтому в последние десятилетия престижность профессии инженера была уничтожена. Зарплаты таких специалистов были низкими. Многие теряли работу. Сейчас государство осознает эту проблему и пытается ее решить. 

Второе — это медиа, они играют огромную роль. Нужно популяризировать инженерные специальности. 

Сейчас у нас очень много профессий, которые стали привлекательными и кажутся легкодоступными, но на самом деле это не так. Все хотят быть блогерами. Для подростков 12-14 лет — это суперкумиры. Но скажем прямо: рынок блогинга небольшой, многие не могут монетизировать свой контент. 

Халявные деньги стали модными. Молодые люди считают: чтобы хорошо зарабатывать, необязательно что-то делать — можно красиво говорить, публично делать гадости, хайповать, заниматься криптой. Очень важно, чтобы этот психологический культ не продвигался в медиа. 

Третье — профориентация. Важно, чтобы компании, заинтересованные в инженерных кадрах, как можно раньше начинали работать с теми, кто может прийти к ним работать в будущем. Некоторые интересные практики можно проводить уже в детском саду, затем — привлекать к своим проектам школьников. 

Чтобы быть готовым к новым вызовам и исправить существующую ситуацию, необходимо уже сегодня уделять большое внимание каждому из трех этих направлений. 

Читайте на DK.RU: «Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.