7 иллюзий, мешающих найти работу, от карьерного советника топ-менеджеров Маши Светловой

Рынок труда демонстрирует полярность: острый дефицит линейного персонала и усиленная конкуренция на вакансии топ-менеджмента. Даже опытные руководители с внушительным резюме оказываются в тупике.
Без эффективной стратегии поиска работы может казаться, что интересных вакансий на рынке нет. Маша Светлова, основатель Карьерного центра по сопровождению поиска работы для топ-менеджеров, рассказала о наиболее частых заблуждениях, из-за которых соискатели теряют время и возможности.
«Если тратить силы на поиск работы, то только ради вакансии мечты»
Многие кандидаты упорно пытаются попасть в конкретную компанию или корпорацию с сильным HR-брендом, игнорируя другие возможности. Проблема в том, что все эти компании получают сотни откликов на любую позицию, а часть вакансий закрывается через внутренние каналы и рекомендации.
Поиск работы должен быть прицельным. Но если в какой-то момент вы понимаете, что критерии не соответствуют реальным возможностям, не бойтесь их пересматривать и расширять круг поиска. Рассматривайте смежные сферы. Современный рынок все чаще ищет управленцев с кросс-отраслевым опытом и высокой адаптивностью.
Опыт нашей команды показывает: можно эффективно выстраивать контакт с работодателями, даже если вакансия не выглядит идеальной. На топ-уровне решающим фактором часто становятся личные связи, рекомендации и взаимодействие через кадровые агентства. Нужной вакансии может не быть в моменте, но когда она появится, важно быть в поле зрения работодателя.
«Хорошего руководителя работа найдет сама»
По нашим наблюдениям, на одну вакансию топ-менеджера приходится от 50 до 300 и более резюме. В нынешней ситуации конкуренцию усугубляют регулярные сокращения управленческого звена в разных сферах и оптимизация: компании заменяют дорогих руководителей более «экономичными» кандидатами. Значительная часть вакансий существует в закрытом формате. Чтобы попасть в этот сегмент, нужны стратегия поиска и умение адаптировать опыт под конкретные запросы бизнеса.
Один из наших клиентов старательно выстраивал карьеру в ресурсодобывающей сфере, но его компания была ликвидирована в связи с общими сложностями в индустрии. Бывший собственник пригласил нашего клиента на работу в свои проекты.
Масштаб и уровень ответственности там очень отличались. Наш клиент переживал, что по сравнению с прошлым опытом его недавние достижения покажутся крупным работодателям слишком «мелкими».
После разбора опыта мы выделили конкретные роли и подчеркнули достижения, релевантные для работодателей соответствующего уровня. Сочетание общего управленческого опыта в большом бизнесе и практических результатов в молодом проекте в узкой области привлекло внимание одного из крупных игроков на рынке и принесло кандидату оффер на миллион.
«Лучше оставить все как есть, лишь бы не продолжать получать отказы»
Отказы — это естественная часть процесса активного поиска работы. Но после ряда неудачных собеседований кандидаты теряют мотивацию. Много примеров, когда полученный опыт оказывается настолько травмирующим, что человек остается работать на текущей позиции в компании без возможности финансового роста, без новых интересных задач, лишь бы не проходить снова через то же самое.
Корректировка резюме и изменение акцентов в самопрезентации может полностью поменять динамику поиска, причем в достаточно короткие сроки.
«Когда мое резюме увидит непосредственный руководитель, он все поймет и без собеседований»
Хорошее резюме открывает двери в компанию, но не стоит недооценивать подготовку к прохождению интервью на всех этапах отбора. 10-15 минут собеседования достаточно для того, чтобы работодатель принял решение о найме или отказе. Основное впечатление о соискателе интервьюер формирует по поведению, уверенности и умению вести диалог. Потом это мнение очень сложно исправить.
Часто наблюдаю, что кандидаты с впечатляющим опытом теряются из-за неожиданных вопросов, используют клише или не умеют быстро формулировать удачные ответы. Готовиться к собеседованиям нужно, но дело не только в отработке формулировок. Важнее понимать логику рекрутеров и нанимающих менеджеров: какую информацию им нужно услышать и с какой целью вам задают конкретный вопрос.
При этом не стоит забывать, что конкуренция сохраняется в течение всей воронки найма. Каждый следующий раунд собеседований может повернуть ситуацию за счет грамотно выстроенной коммуникации с работодателем.
Один из наших клиентов, руководитель технической платформы, вел длительные переговоры с компанией-лидером в сфере телекоммуникаций. Нанимающая сторона затягивала процесс, возвращаясь к обсуждению условий, по которым были достигнуты договоренности. Накануне наш клиент получил еще один оффер, но очень хотел выйти именно в эту компанию. Время шло, кандидат чувствовал, что ему не хватает уверенности, чтобы поставить точку в обсуждении, и мы решили прибегнуть к конкретным аргументам. Узнав о втором предложении, его целевая компания перестала сомневаться в ценности кандидата и на следующий день пригласила его на работу.
«Мой опыт уникален, и работодатель должен это понимать»
Некоторые топ-менеджеры привыкли, что предложения приходят сами, или считают, что работодатели должны бороться за возможность предложить им работу. Они ставят себя выше процесса отбора, по нескольку дней игнорируют звонки рекрутеров и относятся к собеседованиям как к формальности.
На практике такой подход играет против соискателя. Даже имея выдающиеся и востребованные на актуальном рынке достижения, нужно уметь с первого контакта показывать, как эти компетенции помогут решить задачи бизнеса. Правильно заданный тон коммуникации на старте позволяет заложить основу для успешных переговоров на следующих этапах. Квалифицированному, но высокомерному и недоступному кандидату скорее предпочтут того, кто способен к конструктивному диалогу.
«Если опыт подходит под вакансию на 70%, не стоит и пытаться»
Офферы получают не идеальные кандидаты, а самые подходящие и удобные для компании. Пока вы будете бесконечно переписывать резюме, добирать недостающие навыки и искать ту позицию, на которую подойдете по всем параметрам, ваше место будут занимать другие. Развивайте в себе умение видеть, какой профиль кандидата нужен компании.
Достаточно понимать, какие требования существенны, а также учитывать масштабы и контекст. Реальные обязанности, полномочия, степень влияния на принятие стратегических решений определяют размеры бизнеса, результаты компании и точка развития, в которой она находится. Для одного работодателя наличие кросс-функционального опыта и многозадачность важнее глубины компетенций. А другой выберет вас не сколько из-за опыта, сколько из-за личных качеств или стиля управления, который подойдет коллективу.
«Мне достаточно получить один правильный контакт, чтобы трудоустроиться»
Возможно, как многие наши клиенты, вы тоже думаете, что ваши контакты в отрасли знают вашу уровень и вас позовут, как только появится подходящая вакансия. На практике такой подход оборачивается бесконечной паузой. Ограничивая себя одним источником, вы превращаете поиск работы в пассивное ожидание.
Основываясь на нашем опыте в Карьерном центре, можно сказать, что к результату приводит не один «правильный» контакт, а количество целенаправленных действий — масштаб активности. Чем шире круг источников и чем активнее коммуницирует кандидат, тем выше вероятность быстро получить подходящий оффер.
К новой работе на топ-уровне редко удается прийти по простому, предсказуемому и универсальному пути. Результат определяет не только качество опыта, но и стратегия, способность увидеть возможности за пределами привычных подходов. Поэтому особенно ценно иметь возможность посмотреть на себя глазами нанимателя, понять, как реально на рынке труда воспринимают ваш опыт. Прибегнув к помощи внешних экспертов, можно избавиться от «замыленного взгляда» на собственную карьеру, превратить рутинные этапы поиска в системную работу. Это нередко становится ключевым фактором, позволяющим выйти на более интересные проекты и получить лучшие условия.
Читайте также на DK.RU: В ближайшие пять лет дефицит кадров в России может удвоиться



