Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»

Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»
Иллюстрация: DK.RU

Китайцы говорят: хочешь процветания — сначала построй дороги. Увы, для Екатеринбурга такая стратегия — неосуществимая мечта. У нас строят много новых домов, а про дороги забывают. Что с этим делать?

Владилен Фуфаров, экс-руководитель хлебокомбината «СМАК»:

— На днях раздался телефонный звонок, какой-то мужчина в трубке проинформировал, что скоро состоятся выборы губернатора Свердловской области, пригласил меня на избирательный участок и призвал проголосовать за одного из кандидатов. По словам звонившего, в своей программе данный кандидат обещает решить три проблемы Екатеринбурга: 1) общественный транспорт, 2) что-то еще (я не запомнил), 3) строительство метро.

После разговора у меня остался какой-то осадок. Я полез в интернет и нашел программу этого кандидата, в ней говорилось, что он делает упор на комплексный и системный подход в решении проблем. И я как-то выдохнул.

Начинать нужно с задачи верхнего уровня

Попробую объяснить, что меня напрягло. Считаю, что нет таких отдельных задач, как вопрос общественного транспорта Екатеринбурга и вопрос метро, а есть одна большая проблема для Екатеринбурга — Транспортная. Это задача верхнего уровня, с которой и нужно разбираться комплексно и системно.

Ситуация с транспортом, с заполнением автомобилями городского пространства, с передвижением по Екатеринбургу давно созрела и перезрела. Для меня как для горожанина это самая актуальная городская беда. Наверное, как и другие жители города, я наблюдаю, что год за годом лучше не становится и мы приближаемся к перманентному транспортному коллапсу.

Мы уже привыкли к коллапсам во время дождей и снегопадов, к ежедневным пробкам в часы пик и к тому, что все свободное место вокруг зданий занимают припаркованные автомобили. Это ненормально, что мы свыклись с такой обстановкой и спокойно собираемся дальше так жить.

Выскажу свое мнение, что Транспортная проблема имеет решение, и главное, что для этого требуется — поменять отношение к ней на всех уровнях, обозначить ее как одну из главных задач, сформировать комплексную программу и во многих городских вопросах расставить приоритеты в ее пользу.

Жилье строится, а дороги?

Мы слышим, читаем, как с гордостью говорят о рекордных цифрах ввода жилья, но с трудом можем вспомнить, когда и где построили новые дороги. Дорожное строительство явно отстает от жилищного, и эта диспропорция с каждым годом усугубляется. Новые кварталы нанизываются на старые дороги. Можно отчитываться, что красные линии улиц соблюдаются, только от этого не легче, если на улице, где раньше стояло десять деревянных домов, построили пять многоэтажек, а дорогу оставили ту же.

Соответствует ли Генплан развития города решению транспортной проблемы — это, наверное, вопрос дискуссионный, но, думаю, можно много найти мест, где потенциально можно было проложить дороги, добавить полосы и развязки. Но в этих местах зачастую уже идет новое строительство, и мы просто запираем развитие городского пространства.

Мы наблюдаем одни и те же пробки в часы пик, заторы всегда возникают в одних и тех же узких местах, и, кажется, их давно можно было перепланировать и расширить. Но, наверное, задачи такой не ставилось? И вот тысячи екатеринбуржцев каждый вечер матерятся и чертыхаются, стоя в пробках.

Нужны новые полосы, новые улицы, новые развязки, необходимы оригинальные и грамотные решения в планировке транспортных потоков. Это, конечно, стоит денег, но для горожан это действительно важный вопрос, это огромные потери их времени.

Эстетика vs парковки

Исторически сложилось, что новые дома в Екатеринбурге строят с повышенной эстетичностью (это заметно в сравнении с другими городами). Значит, строители вкладывают дополнительные деньги в эстетику. Почему ж они не вкладываются в парковки? Мы же видим, что в большинстве случаев к новому дому ни подъехать, ни припарковаться у него. Часто бывает, что у нового небоскреба гостевая парковка на чисто символическое количество мест.

Явно нормативы обеспечения новых зданий парковками не соответствуют реалиям жизни, они, может, выгодны строителям в текущем моменте, но в долгосрочной перспективе город-то проигрывает.

Автомобилисты стали людьми третьего сорта

Тема про общественный транспорт требует особого пояснения. Помню, как отдельные чиновники ранее выдвигали такую концепцию — давайте не будем заниматься проблемами автомобилистов, они почувствуют неудобства и пересядут на общественный транспорт. Не знаю, как они собирались объяснить такую «выгоду» автолюбителям, которых с каждым годом становится все больше.

Наблюдал как-то выступление вице-мэра на одном из «Иннопромов», он заявил, что для администрации города на первом месте пешеходы, на втором — велосипедисты и на последнем — автомобилисты.

Ничего себе, подумал я, нас разделили на людей первого, второго и третьего сорта.

Нельзя улучшить ситуацию, занимаясь только общественным транспортом, все должно улучшаться комплексно, по всем направлениям! Смешно же выглядит, когда выделенные для автобусов полосы заставлены припаркованными автомобилями.

Непонимание вызывает и картина частой замены бордюров на центральных улицах и срезки асфальта там, где он вполне был рабочим. Может, лучше эти средства пустить на новые дороги?

Хаотичная парковка стала нормой

Особая и очень больная вещь — парковки. Во-первых, их нет в достаточном количестве, во-вторых, их продолжают строить в количестве, которое не решает ничего. Ситуация требует принятия отдельной комплексной программы развития парковок — может быть, на основе частно-государственного партнерства, подобно программам поддержки КРТ.

По уличным парковкам, по парковочным карманам, полагаю, есть нормы, но многие парковки им не соответствуют и почему-то продолжают существовать.

К сожалению, набила оскомину проблема хаотичной парковки: под знаками, в проездах, на полосах движения. Машины у нас привыкли бросать где попало и как попало. Можно сетовать на то, что не хватает штата ДПС, но надо же как-то решить, наконец, этот вопрос! Если не хватает штатных сотрудников, давайте искать возможность привлечь нештатных, может, дать возможность принимать решения на основании фото/видео материалов граждан.

Есть, на мой взгляд, действенное законодательное решение — внести в правила дорожного движения условие, при котором неправильно припаркованный автомобиль априори неправ. После введения таких правил, думаю, не будет желающих оставлять машины в неположенных местах.

«Хочешь процветания — сначала построй дороги»

Есть высказывание, которое иллюстрирует политику китайцев, направленную на развитие инфраструктуры как ключевого фактора достижения экономического роста и улучшения жизни населения: «Хочешь процветания — сначала построй дороги».

А мы, со своим замыленным взглядом, успокоились и махнули рукой на многие вещи в транспортной структуре города. Здесь всегда пробки? — ну и ладно, привыкли. Водители постоянно ерзают из полосы в полосу? — ну что поделать, такая вот «фирменная» екатеринбуржская привычка…

Между тем, когда едешь за рулем по незнакомому городу в Европе, чувствуешь себя уверенно, словно плывешь по реке: для съезда с улицы направо всегда есть резервная полоса, для поворота налево — островок ожидания. У нас же идет, например, движение потока в две полосы, и внезапно одна становится поворотной, в результате машины постоянно перестраиваются. Кажется, рядом есть место — можно расширить дорогу, выделить дополнительную полосу для поворота, но нет. Это вроде бы не так дорого сделать, но этого не происходит. Почему?

Хотелось бы обратить общее внимание на то, что в Екатеринбурге есть серьезная Транспортная проблема, что нужно придать ей большее значение, поднять ее статус.

Мы одни из лидеров в стране по темпам жилищного строительства, но проигрываем другим городам-миллионникам в организации дорожного движения, и эта растущая диспропорция сильно тревожит горожан.

Я долго живу в Екатеринбурге, и мне всегда казалось, что в большинстве случаев развитие дорог идет с недостаточным размахом, без глубокой перспективы. Где можно и нужно бы заложить четыре полосы — делают, к сожалению, только две.

Хотя были за эти годы и крутые, оригинальные решения. Помните, какое мучение было ездить в Кольцово, когда туда вела одна дорога — по старому Сибирскому тракту? А вот когда открыли движение по Машинной и Кольцовскому тракту, это было «вау», время пути сократилось в два раза. Замечательно, что были люди, руководители области и города, которые увидели возможность проложить дорогу напрямую, через лес и городские окраины. Получился отличный инфраструктурный проект. Не зря народная молва неофициально называет эту дорогу Россельбаном, что абсолютно заслуженно.

Хотелось бы, чтобы наши руководители области и города по-новому, по-крутому, общими усилиями решили транспортную проблему Екатеринбурга, и их свершения тоже остались в народной памяти.

Читайте также на DK.RU:

>>> Свердловская область в лидерах по безопасности на дорогах, но в аутсайдерах по их качеству

>>> Власти Екатеринбурга выделят на дороги 1,7 млрд руб. Что отремонтируют на эти деньги?

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.