Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в.
Автор фото: Ирина Смирнова. Иллюстрация: DK.RU

Почему екатеринбургские усадьбы такие разношерстные — кирпичные и деревянные, с колоннами и с лепниной? У этого есть историческая закономерность. Сам себе экскурсовод — с DK.RU.

Прочитав наш материал, возможно, вы сможете сами провести экскурсию для своих знакомых и родственников из других городов или захотите погулять по городу и посмотреть на него другими глазами — глазами исследователя, человека, изучившего матчасть.

За помощь в создании этой статьи благодарим историка, научного сотрудника Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова. Его взгляд на историю очень любопытен, потому что он, как ее популяризатор, как автор телеграмм-канала «Про дома и не только», посвятил изучению архитектуры города большую часть своей жизни, накопив собственный архив материалов о Екатеринбурге.

В архитектуре Екатеринбурга XIX в. в беседе с DK.RU он выделил несколько важных, на его взгляд, вех:

  • строительство усадеб купцов-старообрядцев в Екатеринбурге;
  • период купцов-мукомолов;
  • последние усадьбы перед революцией, эпоха архитектурной чехарды.

Практически весь XIX в., который еще остался на наших улицах, — это история купечества, возникновения и развития предпринимательства. За это время здесь возникло местное сообщество купцов со своей культурой ведения бизнеса, с определенными чертами личности. Мы об этом уже писали и продолжаем исследовать тему преемственности дореволюционных бизнесменов и современных предпринимателей. Об этом читайте в наших материалах по тегу «Ген уральского предпринимательства» . А сейчас предлагаем вам прогуляться по улицам города.

Тайный старообрядческий клан. Отголоски эпохи безумного золота

Владельцы екатеринбургских усадеб в нач. XIX в. были преимущественно купцами — это во-первых, во-вторых, это были старообрядцы, а в-третьих, они связаны с конкретными видами деятельности. Усадьбы начала XIX в. принадлежат преимущественно купцам из сферы салотопенного производства. До эры керосина свечи был очень ходовым товаром. Однако столько, сколько их здесь производилось, местный рынок не поглощал.

Ввиду большой конкуренции местные купцы-сальники продавали свой товар в другие регионы и даже страны. То есть они развили свое дело до международного масштаба, а затем стали вкладываться и в другие производства, а также добычу полезных ископаемых, в том числе золота. Более подробно историю салотопенного бизнеса мы рассказывали в статье про Михаила Нурова.

Подъем екатеринбургских сальников связан с первой половиной XIX в. В это время дома в Российской Империи строились по типовым проектам, никакого разнообразия не было, строители ориентировались на архитектурный пятитомник со всеми возможными разрешенными вариантами домов — «Собрание фасадов». А разнообразие появилось только во второй половине XIX в.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 1

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 2На первом плане на верхней фотографии усадьба братьев Ошурковых, за ней новодел — здание банка, маскирующееся под общую застройку, а ниже усадьба Расторгуевых-Харитоновых на Вознесенской горке

По красной линии (то, что строилось «лицом» на улицу) регламентировалось абсолютно все. Типовое домостроение было четко зафиксировано вплоть до правления Александра II, то есть на 50 лет. Примером такого типового домостроения может быть Дом генерала Качки. Сейчас это главное здание музея истории Екатеринбурга.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 3Дом генерала Качки на Карла Либкнехта, 26 — тоже типовой

Почему купцы Екатеринбурга строили такие дорогие здания с колоннами? Рисовались друг перед другом или кого-то хотели удивить? Нет. Здесь присутствовал абсолютно четкий расчет. Уже тогда они поняли, что недвижимость может быть удачным вложением денег. Одним из первых, кто в Екатеринбурге додумался до этого, был тот самый Расторгуев, который построил свою усадьбу на Вознесенской горке.

Дело в том, что эти здания использовались как залоговое имущество для получения кредитов или ссуд у государства. Часто местные купцы строили дорого-богато не для того, чтобы жить, а чтобы с помощью недвижимости получить как можно больше денег в долг. 

Екатеринбургские купцы были объединены в тайный орден старообрядцев. До того времени, пока с ними не стали бороться, это была одна из самых влиятельных группировок в России. Ее члены имели не только родство вероисповедания, но и были скреплены семейными связями. Внутри сообщество имело четкую систему. Можно сказать, что в каком-то смысле это была нелегальная группировка, где вращались большие неучтенные государством деньги. Поэтому в Екатеринбурге много усадеб с одинаковыми фамилиями на табличках.

Большинство наших усадеб середины XIX в. построены на золотые деньги. То есть первые дома строили купцы-сальники, потом началась местная золотая лихорадка и они начали вкладываться в добычу желтого металла. Золото здесь мыли успешно, даже в Исети. Намытое золото официально можно было сдать только государству, но оно покупало его дешево. Здесь, на Урале, был свой теневой рынок сбыта, в том числе за границу. Даже был свой монетный двор, где чеканили золотые рубли. Да, по сути, это были фальшивые деньги, но золотыми-то они были по-настоящему.

По большому счету пик строительства дорогих усадеб с колоннами в Екатеринбурге приходится на 40-50 гг. XIX вв. Большинство располагалось на месте купеческого квартала на Декабристов-Чапаева.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 4Усадьба Давыдовых (по женской линии Ошурковых), Чапаева, 5

В конце XVIII в. эти участки использовались для салотопенных производств. Потом их попросили оттуда, потому что в округе от них стоял жуткий запах. Поэтому производства переехали южнее, а сами участки купцы стали застраивать усадьбами. Этот кусочек города прежде всего нам рассказывает о купеческих семьях, которые являлись элитой Екатеринбурга.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 5Усадьба Ошурковых, Чапаева, 10

Здесь важно обратить внимание на усадьбы Казанцевых и Рязановых. Главы этих родов были городскими головами, стояли во главе сначала старообрядческого, а потом единоверческого сообщества Екатеринбурга. Казанцевы и Рязановы занимались салотопенным бизнесом и золотом. Можно сказать, именно они были золотыми королями Екатеринбурга.

Если вы поведете гостей города к этим домам, то, возможно, вам станет немного стыдно за их внешний вид. Они и правда находятся пребывают в ужасном состоянии, особенно Дом Рязановых на Куйбышева, 40. Там до сих пор живут люди.

Дом очень испортила высокая насыпь улицы Куйбышева, которую сделали в 1930-е гг., она сейчас выше уровня первого этажа.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 6

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 7 Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 8
Усадьба Рязановых, Куйбышева, 40

Напротив — малый дом Рязановых. Он выглядит лучше, но его будущее тоже непонятно, так как он выходит прямо на проезжую часть.

Важно отметить, что в Екатеринбурге успели пожить три поколения этих семей. Первое — бывшие крестьяне, они копили деньги, не особо интересовались общественной жизнью и культурой. Второе поколение связано с добычей золота, а третье — совсем другое, это цвет нашего города. Его представители активно создавали и участвовали в благотворительных обществах, много жертвовали на строительство учебных заведений, ходили в театры, участвовали в постановках. Они разбирались в высоком искусстве.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 9 Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 10
Усадьба Казанцевых, Декабристов, 36

Первое здание городского театра в Екатеринбурге построили в 1843 г. Инвесторами были Рязановы и Казанцевы, скажем так, второй формации. Они не особо интересовались искусством. История появления театра — практически исторический анекдот.

С 1837 по 1856 гг. главным начальником горных заводов всего уральского хребта был генерал Глинка (Владимир Андреевич). Местные купцы настолько сильно от него зависели в те годы, что их главной целью было придумать, как сменить гнев тирана на милость.

И вот, значит, Рязановы и Казанцевы обращаются к генералу Глинке и между ними завязываются небольшие переговоры примерно следующего содержания:

— Мы можем построить для вас казармы.
— Казармы я и сам смогу построить.
— Ну пожалуйста, ну хотя бы театр!

И тот согласился. Это была своего рода взятка, но вполне официальная. Так в Екатеринбурге появился современный кинотеатр «Колизей» по адресу проспект Ленина, 43.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 11

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал, что, к сожалению, безумное золото Екатеринбурга оставило мало чего эффектного для города. По сути, это единственное общественное здание, которое досталось ему от той эпохи.

Екатеринбургские мукомолы и их схожесть с современными предпринимателями

Ближе к концу XIX в. в Екатеринбурге начинается эпоха купцов-мукомолов. Они часто не имели отношения к тем первым купцам, которые поднялись на салотопенном бизнесе и золоте. После 1860-х гг. Екатеринбург перестает быть горным городом и выходит из системы казенных городов. У нас появляется железная дорогв и быстро начинает развиваться промышленность.

Железная дорога дала толчок развитию совершенно неожиданному для Урала виду предпринимательства. Екатеринбург становится перевалочной зоной между большими хлебородными районами. 

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 12 Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 13Симановская мельница (Олимпийская набережная, 7) и Борчаниновская мельница (ул. Азина, 22/14)

В городе до сих пор сохранились и хорошо живут две мельницы — Симановская и Борчаниновская. Их владельцы построили одни из самых богатых усадеб. Мы писали отдельный большой текст про Илью Симанова, который сыграл большую роль в истории Екатеринбурга, был не только предпринимателем, но и городским головой. И, можно сказать, что на фоне других мэров Екатеринбурга это был супермэр.

Он был первым, кото начал заниматься благоустройством города, мостил улицы за свой счет, чтобы люди не топили калоши в лужах. Он создал первый самый полный городской справочник и Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку в 1887 г. — ИННОПРОМ XIX века.  

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 14Дом Ильи Симанова, ул. Попова, 2

Кроме этого, он участвовал в строительстве и содержании школ и гимназий, открыл благотворительную столовую, приют для сирот и ночлежный дом, разбил сад, где выращивались ананасы, а еще, конечно, построил знаменитую Симановскую мельницу на берегу Исети, которая до сих пор украшает Екатеринбург. 

Его конкурент — Александр Борчанинов — владел мельницей непосредственно напротив Железнодорожного вокзала. И у того, и у другого очень красивые усадьбы с лепниной. На рубеже XIX и XX вв. самые красивые здания в Екатеринбурге строят купцы-мукомолы.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 15Дом Борчанинова, 8 Марта, 18 

У Мамина-Сибиряка есть два произведения, в которых описана Россия в период становления капитализма после отмены крепостного права — «Золото» и «Хлеб». Екатеринбургский контекст не везде полностью присутствует, но его там очень много. Благодаря ему мы прекрасно понимаем, кто такие хлебники, какой у них менталитет. В их стремлении оставить свой след в городской истории четко видна преемственность с современным поколением предпринимателей.

Последние усадьбы перед революцией. Архитектурная чехарда и вызов общественному вкусу

Мы уже рассказывали, что наши купцы-сальники попали в эпоху, когда строительство в российских городах жестко регламентировалось. Эта ситуация ломается на рубеже 50-60-х гг. XIX в. Первым законодателем моды стал бывший горный чиновник Николай Севастьянов. На пенсии он стал владельцем золотых приисков и нескольких мануфактур на Урале, а также был одним из учредителей Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).

Он был первым, кто предпринял попытку внедрения в архитектуру Екатеринбурга чего-то нового. Конечно, общественность это не могло не будоражить. Ведь он строит дом-пряник прямо на берегу городского пруда.  

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 16

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 17 Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 18
Дом Севастьянова, ул. Ленина, 35

Про этот дом, его строительство и самого Севастьянова сохранились два исторических анекдота. Согласно первому, Николай Севастьянов однажды собрал всех архитекторов Екатеринбурга. Те предлагали ему разные проекты будущего дома, и он такой: «А стройте все вместе по всем проектам сразу!». Так и появился знаменитый дом Севастьянова на берегу городского пруда. На самом деле это неправда. Архитектором Дома Севастьянова является Александр Падучев.

Второй анекдот о том, как Севастьянов собирался позолотить купола на своем доме, за что церковь наложила на него наказание — ходить на службу в чугунных калошах. Это анекдот возник не на пустом месте. Люди таким образом хотели передать, насколько он обнаглел в этой своей пестроте.

Это была пощечина общественному вкусу, потому что это было первое здание такого рода, афронт городского пруда — территория горного хозяйства. Здесь находится дом главного горного начальника, лесничего, горная аптека — везде классика, везде колонны. И вдруг начинается архитектурная чехарда. Надо сказать, что все, что было построено с 1861 г., мы называем просто эклектика или отсутствие каких-либо правил в архитектуре, — уточняет Евгений Бурденков.

Севастьянов не собирался жить в этом доме. Построив, он практически сразу отдает его в распоряжение Екатеринбургского уездного суда, который работал тут 30 лет. В советское время это был Дом профсоюзов. Сейчас здесь резиденция Президента РФ, здание внесено в перечень объектов культурного наследия России федерального значения. При этом вход в дом закрыт даже для экскурсий. Туристы могут любоваться зданием только снаружи.

В архитектуре Екатеринбурга второй половины XIX. отдельную нишу занимают купеческие дома с лавками на улицах Вайнера и 8 Марта (от Радищева до Малышева). Здесь на каждом доме была торговая вывеска (и тогда, и сейчас). Каждый заказчик такого дома хотел выделиться на фоне других, поэтому дома здесь нельзя назвать однотипными.

С конца XIX в Екатеринбурге, как и в других городах России, стало модным подчеркивать любовь к русскому стилю. Все вдруг стали припоминать, а какой она вообще была, архитектура в России, до жесткого влияния Запада, то есть в XVI — XVII вв.

Один из тех, кто хотел подчеркнуть через архитектуру любовь к русскому стилю, был екатеринбургский купец Алексей Железнов. В его усадьбе можно увидеть много разного, но прежде всего это отсылка к теремкам и башням. По большому счету, это эклектика, а не неорусский стиль. 

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 19

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 20 Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 21
Усадьба Железнова, ул. Розы Люксембург, 56

Людям, которые только начинают погружаться в историю Екатеринбурга, нравятся легенды о привидении жены Железнова, которое вроде как до сих пор можно встретить в этом доме.

Мария Ефимовна Железнова страдала клептоманией, о чем знал весь город. Она умерла странной внезапной смертью во время спектакля в театре. И, видимо, что-то не успела в этой жизни сделать. По рассказам очевидцев, ее дух до сих пор ходит по усадьбе. Его появлению предшествует аромат духов. Откуда взялась эта легенда, неизвестно. Возможно, вышла из-под пера какого-то журналиста или иностранного гостя, которые были склонны экзотизировать посещенные места.

В конце XIX – начале ХХ в. в Екатеринбурге стали появляться богатые деревянные усадьбы. Здесь мы можем привести в пример особнячок семьи Филитц на перекрестке улиц Энгельса и Луначарского. Это очень красивый полукаменный дом, памятник архитектуры известного архитектора Юлия Дютеля. Его построили обрусевшие немцы-пивовары. Неизвестно, это дань моде или патриотический манифест, которым они хотели доказать, что они более русские, чем есть на самом деле.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 22

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 23 Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 24
Дом Филитц, ул. Мамина Сибиряка, 184

К началу Октябрьской революции в собственности Эммы Филитц было около 10 пивных лавок, два склада, два дорогих ресторана, в которых подавали блюда русско-европейской кухни. Эмма Филитц не бежала из города, как многие купцы, с войсками Колчака. Казалось бы, уроженка Кенисберга должна была уехать одной из первых. Но она осталась.

Пощечина общественному вкусу и архитектурная чехарда. Здания Екатеринбурга XIX в. 25Дом и больница доктора Сяно, ул. Карла Либкнехта, 2

Закончить нашу экскурсию предлагаем домом доктора Исаака Сяно. Это одно из немногих зданий в стиле модерн, который Екатеринбург захватить не успел. В Самаре, например, таких зданий много больше. У этого дома было несколько владельцев, и мы сейчас видим его после последней реконструкции 1912 г. 

Русский модерн — художественное направление, которое соответствовало западноевропейским версиям модерна, но отличалось особенностями, связанными с национальными традициями и древнерусским зодчеством. В этом стиле строили промышленные здания, вокзалы и доходные (жилые) дома. Более подробно об истории и архитектуре Екатеринбурга вы можете узнать на экскурсиях по городу. Их проводят как местные музеи, так и независимые гиды, в том числе есть специальные экскурсии, посвященные истории купечества.

В материале использованы фотографии Ирины Смирновой

Читайте также на DK.RU: «Не спасли бы, если бы не Свердлов». История одного дома: усадьба потомков генерала Качки

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.