В регионах России начали ограничивать отпуск бензина, и речь не только о мелких АЗС

Ранее стало известно, что небольшие АЗС вынуждены приостанавливать работу из-за дефицита бензина и роста оптовых цен. Теперь даже на «Лукойле» кое-где запрещают наливать топливо в канистры.
Ситуация с дефицитом топлива продолжает накаляться. Вслед за закрытием некоторых небольших автозаправочных станций отпуск бензина начали ограничивать крупные сети. А где-то продают только дизель, сообщают «Известия».
Уже больше месяца поступают сообщения о нехватке и перебоях в поставках бензина на АЗС в ряде субъектов. Некоторые сети, которые продолжают работать в условиях локального дефицита топлива, были вынуждены ввести ограничения на отпуск бензина в 10–20 л на посетителя либо временно продавать только дизель. Эти меры должны помочь владельцам сетей переждать непростой период дефицита и не закрывать временно АЗС, как это произошло ранее с отдельными небольшими заправками. В целом ситуация касается в первую очередь Центральной России, юга страны, Поволжья и Дальнего Востока, — сказал изданию президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
В Нижегородской области перебои связаны с нарушением цепочек поставок топлива, заявил губернатор Глеб Никитин, при этом он добавил, что это касается и других регионов.
Так, в Ленинградской области ограничения связаны со слишком высокой стоимостью топлива. Владельцы АЗС ждут, что цена снизится и они снова смогут закупать прежние объемы.
Интересно, что сигналы о дефиците подают не только независимые станции, но и крупные сети. Например, на отдельных заправках «Лукойла» в Москве нельзя заливать бензин в канистры, а топливные карты «Лукойла» в Нижнем Новгороде перестали обслуживаться.
Чтобы справиться с кризисом, власти хотят ввести запрет на экспорт дизельного топлива до конца 2025 г. Запрет на продажу за границу бензина уже действует, правда, пока лишь до конца сентября.
Как ранее сообщал DK.RU, дефицит топлива наблюдается уже в десятке субъектов РФ, в некоторых 92 и 95 марок нет неделями. В НТС объяснили, что это связано с системным дисбалансом между производственными возможностями и существующим спросом, фактором сезонности и рядом иных причин.
Непосредственные игроки рынка утверждают, что не могут добиться отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), в результате вынуждены работать «от бензовоза до бензовоза». Дело в том, что у многих заправок нет собственных хранилищ, и сделать запасы они не могут. Кроме того, они вынуждены покупать топливо на бирже, где цены постоянно растут, лишая сети минимальной маржи. Так, 3 сентября стоимость 95-го бензина на бирже достигла исторического максимума — 82,3 тыс. руб. за тонну с поставкой в европейскую часть России. По состоянию на 23 сентября Аи-95 торговался по 78,2 тыс., Аи-92 — по 74,6 тыс. руб. соответственно.
Власти пытаются удерживать цены на бензин в коридоре инфляции, что также не способствует развитию топливной розницы: даже если цены на бирже снижаются, они предпочитают удерживать цены на максимально возможном уровне, чтобы хеджировать будущие убытки.
Член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев полагает, что правительство уже использует все доступные инструменты для стабилизации ситуации, например, вводит жесткое экспортное регулирование. Но к ним можно было бы добавить субсидирование АЗС в удаленных регионах и формирование таких запасов топлива, которые позволят нивелировать подобные сценарии.
Как ранее писал DK.RU, в большинстве европейских стран стоимость бензина зависит от мировых цен. Но не в России — даже если нефть на биржах падает, наш бензин продолжает дорожать.
Аналитики РИА Новости подсчитали стоимость бензина в 32 европейских странах и выяснили, где топливо самое доступное и где его можно больше купить на среднемесячную зарплату.
Лидером рейтинга стал Люксембург, его жители могут купить на среднюю зарплату более 2,8 тыс. литров бензина. Далее следует Великобритания — 2,5 тыс. литров. Замыкают пятерку стран с самым доступным топливом Норвегия, Австрия и Ирландия — более 2,2 тыс. литров бензина.
Россия заняла 15-е место, между Испанией и Казахстаном. На среднюю российскую зарплату можно купить 1360 литров 95-го бензина.
Отмечается, что в первой половине года цены на бензин в Европе преимущественно снижались, они росли лишь в январе и июне, когда из-за обострения конфликта на Ближнем Востоке мировые цены на нефть резко выросли. Но когда случился откат, розничные цены на топливо также снизились. Так, за полгода в Норвегии бензин подешевел на 8,7%, в Швеции — на 8%, Венгрии — на 5,4%. Этот механизм работает практически во всех странах Европы, и лишь в России, Белоруссии и Казахстане стоимость бензина растет, невзирая на мировые тренды.
Объясняется это тем, что инфляция в странах ЕС практически побеждена, а в России и у ее ближайших соседей инфляционные процессы достаточно сильны.
Как писал DK.RU, розничные торговцы постоянно сетуют на то, что вынуждены продавать бензин и дизель значительно ниже себестоимости, от чего их убытки растут. Особенно убыточны продажи АИ-95, на который приходится около 60% спроса.



