Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Удивлять, менять арендаторов и беречь покупателей 55+: как ТЦ выжить в современных реалиях

Удивлять, менять арендаторов и беречь покупателей 55+: как ТЦ выжить в современных реалиях
Иллюстрация: пресс-служба РСТЦ

Управляющий директор РСТЦ Олег Войхецовский считает, что сегодня у торговых центров появляется шанс стать тем, чем для мегаполисов давно стали площади и парки, — центрами общественной жизни.

Рынок торговых центров входит в фазу структурных изменений. По оценке Российского союза торговых центров (РСТЦ), в стране действует около 2 тыс. качественных торговых центров. В них занято около 4 млн человек, а годовой трафик достигает 4 млрд посещений. На долю торговых центров приходится порядка 20% розничного оборота — несмотря на рост онлайн-торговли. Чтобы быть конкурентоспособными, ТЦ должны трансформироваться.

Своим мнением о том, как это сделать, на круглом столе в Екатеринбурге поделился управляющий директор РСТЦ Олег Войхецовский:

— Сегодня рынок торговых центров переживает переосмысление. Модели, работавшие во времена бума фешн-ритейла, перестают быть актуальными.

Покупатель изменился. Теперь он сравнивает ассортимент и цены онлайн, а в торговый центр приходит не только за покупками, но и за впечатлениями. Поэтому формат «тихих магазинов» с консультантами и площадью в несколько тысяч квадратных метров больше не работает. Современный ТЦ должен стать пространством эмоций, коммуникации и новых сценариев досуга.

Что сегодня могут сделать торговые центры?

  1. Больше креатива ― посетителя нужно удивлять. Нельзя, чтобы человек пришел в ТЦ и увидел то, что он хорошо знал и представлял до этого. Он должен увидеть что-то новое, что его поразило, шокировало, помогло ему иначе посмотреть на привычные вещи.
  2. Экспериментировать с пространством. Планировки должны стать динамичными: вместо статичных магазинов — трансформируемые зоны, где можно будет не только в динамике представить товар, но и создать условия для того, чтобы покупатели провели там достаточно продолжительное время.
  3. Оценивать аудиторию комплексно. Наша аудитория — не выделенная часть людей, а все люди целиком. Мы должны учитывать не только их покупательское поведение, но и образ жизни. ТЦ должен закрывать максимум потребностей человека в одном месте.
  4. Формировать новые категории арендаторов. Традиционный ритейл переживает не лучшие времена и, скажем честно, перестраивается медленно. Поэтому важно выводить арендаторов на уровень, соответствующий качественному ТЦ, и расширять их пул за счет новых форматов: медицины, коворкингов, государственных и культурных учреждений. Да, нам часто говорят, что за счет таких арендаторов ТЦ сложно заработать большие деньги. Но эта работа должна быть системной. Перевод этих учреждений из неудобных помещений в комфортные ТЦ позволит увеличить трафик и лояльность аудитории.
  5. Повышать комфорт и безопасность. Это базовые аспекты в работе торгового центра.
  6. Стать центром событийной активности города. На площадях ТЦ можно проводить фестивали, выставки, городские форумы, спортивные и культурные мероприятия. Это усиливает интеграцию центра в общественную жизнь территории.
  7. Дорого продать себя онлайн-торговле. Если у нас есть площади, важно использовать их с учетом ключевых преимуществ — удобного расположения, хорошей транспортной доступности, возможностей для загрузки и разгрузки. Это дает возможность выгодно предложить объекты для размещения объектов последней мили ― таких как склады, дарксторы, дарк-китчены, шоурумы, пункты выдачи заказов.
  8. Превращать конкурентов в союзников. Это способно изменить ситуацию на локальном рынке.
  9. Подготовиться к массовому приходу посетителей поколения Z. Покупатели, к которым мы привыкли, уходят в прошлое — изменились и время, и возраст этих людей. Аудитория торговых центров 2000-х гг., которая могла скупить понравившиеся коллекции целиком по своему размеру, уходит. Приходит поколение Z. Есть ли у торговых центров понятное предложение для этой новой аудитории? Пока нет. В ближайшие год-два они это осознают. Поэтому важно уже сейчас думать, как встретить этих посетителей — платежеспособных, социально активных, заинтересованных в живом общении и впечатлениях. Эта аудитория идеально подходит для формата торговых центров, но пока не получает от них нужного опыта.
  10. Удержать покупателей «серебряного» возраста — тех, кто имеет деньги и по привычке приходит в офлайн-магазины, чтобы выбрать одежду или другие товары и потратить значительные суммы. Всегда ли они находят то, за чем пришли? К сожалению, нет. Поэтому нужно работать с арендаторами и их ассортиментом, чтобы сохранять для них привлекательные условия. Статистика показывает: люди часто уходят из магазинов, где раньше постоянно одевались, потому что предложение уже не соответствует их ожиданиям. В итоге они переходят в онлайн, и торговые центры теряют эту аудиторию.

Торговые центры должны стать многомерными

Если рассматривать ТЦ как простую «картонную коробку», сдаваемую арендаторам за деньги, все кажется понятным и плоским. Но сегодня у торгового центра множество измерений. Одно из них — работа с туристами.

Туристическая отрасль активно развивается, и ТЦ может стать важной частью инфраструктуры приема гостей: это место, где туристы могут отдохнуть, привести себя в порядок, покормить детей, воспользоваться связью, припарковать автомобиль. Здесь же — салоны красоты, wellness-зоны, комнаты временного пребывания детей, информационные стойки. Торговый центр способен стать точкой притяжения и площадкой для знакомства с городом, где все необходимое находится под рукой

Посетитель, попадая в ТЦ, может сразу почувствовать атмосферу региона. Этому способствуют пять факторов:

  • общественное питание;
  • товары местных производителей;
  • культурные события и выставки;
  • оформление помещений в стиле региона;
  • мероприятия и акции, продвигающие особенности территории.

Работа по адаптации ТЦ к новым реалиям должна проводиться при участии органов власти. И у нас уже есть показательный пример в столице. Мэр Москвы обратился к нам через департамент потребительского рынка, и мы совместно разработали перечень мер, которые необходимо предпринять.

В итоге в 2023 г. были приняты два постановления: первое — о предоставлении грантов на перепрофилирование ТЦ под предприятия неторгового назначения, второе — на реконструкцию фасадов. Размер грантов значителен, это реальная поддержка, а не символическая мера. Под действие программ подпадают почти все виды деятельности, кроме торговли и общественного питания, что стимулирует развитие общественных и сервисных функций в составе ТЦ. Этот пример может быть полезен для рассмотрения аналогичных инициатив в регионах.

Еще одна идея — создать в регионах маркетинговые программы, которые объединят информацию о торговых центрах, торговых улицах, товарах, фестивалях и событиях. Подобные программы уже успешно реализованы, например, в городах Юго-Восточной Азии, где они способствуют росту интереса к потребительскому рынку, увеличению оборота, налоговых поступлений и занятости.

Ранее на DK.RU: 

>>> Павел Люлин: «Маркетплейсы не заменят офлайн — у него есть то, чего нет в интернете»

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.