Ошибки весогабаритного контроля грозят уральским перевозчикам кризисом

Из-за некорректной работы АПВГК компании вынуждены платить или оспаривать многомиллионные штрафы, а со следующего года могут потерять возможность работать на рынке.
Российский рынок автомобильных грузоперевозок ожидает сокращения числа компаний. Как сообщила на пресс-конференции руководитель филиала «Грузавтотранс» по Свердловской области Анна Петрова, в 2024 г. с рынка ушло до 25% транспортных компаний, а по итогам 2025 г. этот показатель может достичь 40%.
В следующем году процесс может продолжиться в связи с введением Единого реестра грузоперевозчиков и системы ГосЛог: соответствующий законопроект прошел первое чтение, ожидается, что он будет принят и вступит в силу в середине 2026 г. Компании, не включенные в него, лишатся права на коммерческие перевозки. А одним из ключевых критериев допуска станет отсутствие нарушений по весогабаритному контролю. Даже несколько штрафов могут привести к исключению перевозчика из реестра, а восстановиться можно будет только через 180 календарных дней.
Весогабаритный контроль — боль многих компаний из-за того, что часто оборудование на трассах работает некорректно, — рассказывает Анна Петрова. — Например, нашей компании предстоит перевозка 2 тыс. тонн сыпучего материала, который может менять вес в зависимости от погодных условий. На пути будет рамка, но там есть только взвешивание по общей массе без полосного взвешивания. Даже соблюдая нормы, рискуем получить штраф, поэтому вынуждены недогружать машины, — рассказала Анна Петрова.
На пресс-конференции представители рынка отметили, что на территории Урала есть трассы, где сбои в работе автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) происходят особенно часто. Больше всего нареканий вызывает работа АПВГК в Курганской области — особенно на трассах «Шадринск — Ялуторовск» и «Миасское — Шадринск». Сейчас предприниматели со всей страны, включая Свердловскую область, массово оспаривают штрафы за перевес. Только с мая по сентябрь 2025 г. из-за некорректных показаний АПВГК в Катайский районный суд поступило 1341 обращение на общую сумму около 300 млн руб. Некоторые перевозчики отмечают, что вынуждены избегать проезда по территории УрФО, чтобы избежать дополнительных расходов.
У перевозчиков сегодня и так много проблем. Средний возраст водителей — 55 лет, молодежь в профессию не идет. Если разобраться, у нас даже нет нормальных центров, где можно обучить водителей с категорией «Е». Добавляет сложностей и проблема с необоснованными штрафами в системе «Платон». Сохраняется проблема санкций — запчасти стали очень дорогими. Поэтому хотелось бы, чтобы хотя бы ситуация с автоматизированными пунктами весового контроля решилась, — говорит Анна Петрова. — Наша ассоциация изначально говорила, что необходимы контрольные весы, чтобы перевозчик мог спокойно доказать свою правоту. Ведь показания полосных датчиков и накладные с указанием веса в судах не учитываются. А контрольные весы как раз позволили бы решить этот вопрос.
Ранее DK.RU писал, что по итогам 2025 г. рынок грузоперевозок может лишиться 15% игроков. У грузоперевозчиков выросли расходы на обслуживание лизинговых платежей и зарплаты водителям. При этом тарифы с начала года снизились на 13%.



