Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

«Чемпионат по выгоранию» выиграли миллениалы, но зумеры дышат им в спину

Катерина Фролухина
Катерина Фролухина. Иллюстрация: Личный архив

При выгорании самые важные причины — личностные: «достигаторство», перфекционизм или, наоборот, высокая эмпатия и неспособность говорить «нет». Но корпоративная культура тоже не на последнем месте.

Гештальт-практик и исследователь темы выгорания, экс-директор по маркетингу бизнес-школы ВЭШ Катерина Фролухина рассуждает на DK.RU о том, какие причины стоят за выгоранием каждого поколения и что делать руководителям, чтобы профилактировать выгорание в своих командах. 

Исследование РШУ, опубликованное в сентябре 2025 г., показало, что больше всех риску профессионального выгорания подвержены люди поколения Y (возраст — 29-44 года). На втором месте — зумеры (13-28 лет), на третьем — иксы (45-60 лет). При этом 25% участников опроса считают, что выгорают все поколения одинаково, хотя причины у каждого свои. 

Как вы считаете, почему именно поколение Y оказалось наиболее подвержено выгоранию? Чем остальные «лучше»? 

— По моему опыту работы с выгоранием могу сказать, что от этого состояния страдают представители разных поколений — и молодые, и зрелые. Другой вопрос, что выгоранию больше подвержены руководители, так как их работа связана с людьми и на них лежит больше ответственности. А большинство нынешних руководителей относятся именно к поколению Y. 

Что касается причин, они действительно отличаются. У миллениалов ведущая ценность — достижение цели. Нас (а я тоже отношусь к этому поколению) с детства готовили к конкуренции и «оптимизировали» для успеха, в нас прошита идея быть первыми, лучшими, «идеальными». Эта внутренняя культура достигаторства усугубляется внешними факторами — неопределенностью внешней среды, высоким уровнем информационной нагрузки, размытыми границами между работой и личной жизнью.

Но в сердцевине все же находятся личностные особенности. Это самая важная категория причин выгорания. 

В отличие от иксов и миллениалов, зумеры гораздо больше думают о своем ментальном здоровье, но и риски у них уникальны. Они невольно стали участниками глобализированного рынка труда, где конкуренция еще выше, от этого они испытывают сильнейшее давление. Они ценят удаленный формат и гибкий график, но одновременно сталкиваются с тем, что границы между работой и отдыхом оказываются почти полностью стертыми. А постоянное пребывание в сети усиливает не только информационную нагрузку на психику, но и порождает эффект FOMO из-за сравнения своей жизни с «идеальной» жизнью других.  

Поколение X находится в группе риска из-за своего прагматизма и гиперответственности. Это поколение сформировалось в эпоху экономической нестабильности, это воспитало в них недоверие к институтам и установку «полагаться только на себя». Их ведущие ценности — прагматизм, самостоятельность и стабильность. На работе они демонстрируют высокую независимость, но при этом чувствуют необходимость постоянно доказывать свою незаменимость, что ведет к перенапряжению. Эмоциональная сдержанность и склонность к рационализации мешают им вовремя обращаться за помощью, приводя к накоплению напряжения. Их стратегия — это молчаливое преодоление трудностей. 

Вы упомянули о личностных причинах выгорания. Расскажите, что это за причины и есть ли еще какие-то?

— Да, именно личностные причины самые важные. К ним относятся уже упомянутое мной «достигаторство», перфекционизм, склонность к обесцениванию, желание все контролировать. Или, наоборот, высокая эмпатия и неспособность удерживать свои границы, говорить «нет». Также может влиять неудовлетворенная потребность в признании и похвале. Могут быть более глубокие причины, уходящие корнями в детский опыт. Поиск личностных причин — это всегда исследование пути человека и поиск той точки, где он «свернул не туда и пошел против себя» — так я это формулирую. 

Еще две категории причин выгорания — это особенности корпоративной среды и взаимоотношения на работе. Например, когда руководитель не признает достижения своих подчиненных, ведет себя непредсказуемо, агрессивно. Или занимается микроменеджментом и не дает сотруднику создать свой собственный результат.

Когда сотрудник не может реализоваться, он перестает видеть смысл в своей работе. Со временем это приводит к эмоциональному истощению.

К особенностям среды относятся стиль управления и корпоративная культура. Например, авторитарная, «красная» культура, где руководство поощряет переработки, подразделения конкурируют друг с другом, царствуют интриги и токсичная атмосфера. Также влияет непрозрачная и нестабильная среда в компании — закроемся/не закроемся, будут сокращения или нет… Это порождает у людей эмоциональную неустойчивость, которая провоцирует стресс. А хронический стресс, в свою очередь, приводит к выгоранию.  

Как отличить выгорание от усталости?

— От усталости страдают когнитивные функции, отдых помогает восстановить их. А при выгорании ведущий мотив — эмоциональный.

Например, на определенной стадии выгорания человек чувствует раздражение к окружающим людям на работе, его все бесят — подчиненные, руководство, может быть, даже уборщица. При этом он выходит с работы, «выдыхает», и окружающие люди его не беспокоят.

А на следующей стадии выгорания раздражение сменяется бессилием, человеку кажется, что он ни на что не может повлиять и выхода нет. Точнее, единственный выход — это положить заявление на стол. Но и это не выход, потому что именно принятие эмоциональных решений — один из главных рисков выгорания. Даже если человек уволится, ему надо будет что-то делать со своей жизнью, как-то справляться.

И как выходить из выгорания? 

— Поскольку в основе чаще всего лежат личностные причины, их осознание и проработка — процесс небыстрый. Я работаю с выгоранием в гештальт-подходе и по моему усредненному опыту, первые изменения клиенты видят через два-три месяца, при условии, что параллельно они занимаются восстановлением «физической базы»: сон, питание, компенсация дефицитов, физическая активность и т.д. В среднем работа с выгоранием длится от полугода. Поэтому лучше, конечно, до этого состояния не доводить, а заниматься его профилактикой. 

Что человек может сам сделать для профилактики своего выгорания?  

— Отвечу как гештальт-практик — быть в контакте с самим собой, растить осознанность. Если что-то находится в зоне неосознанного, у нас нет шансов с этим как-то обойтись. Если же мы осознаем свои чувства и потребности, у нас появляется возможность выбирать — принимать то, что подходит / отвергать то, что не подходит / менять способ удовлетворения потребности. Этот выбор связан с ответственностью, поэтому часто психика защищает нас от этой «нагрузки» с помощью различных механизмов и сопротивлений. 

Как я уже говорила, основа профилактики выгорания — поддержание «физической базы». Есть профилактика на уровне времени и энергии — как человек разделяет работу и личную жизнь, организует свой отдых, заботится о своем физическом и ментальном самочувствии. 

Самая тонкая работа — это работа с внутренними установками и личностными особенностями, которые способствуют выгоранию. Например, человек-достигатор рано или поздно выгорит в любой среде, равно как и тот, кто разрешает садиться себе на шею. Работу на этом уровне чаще всего невозможно сделать самостоятельно, ее нужно делать в альянсе с помогающими практиками. 

А как руководитель может профилактировать выгорание в своей команде? 

— Как бы банально это ни прозвучало, но главным образом — словами через рот. Это значит быть открытым, общаться, давать обратную связь, хвалить и благодарить. В исследовании РШУ, которое я уже упоминала, для трех поколений из четырех на первом месте среди решений — признание заслуг. Этот пункт собрал 67% голосов у миллениалов, 59% у иксов и 29% у бумеров. Зетам важнее гибкость, но и это в какой-то степени про открытость и способность руководителя слышать другого человека, учитывать, что ему важно.  

Не буду углубляться в менеджерский аспект — мне кажется понятным, что эффективный руководитель должен оптимально распределять нагрузку в команде, приоритизировать задачи, делегировать и честно оценивать сроки. Также в сегодняшних условиях инфоперегруза важно технически упорядочить коммуникации: свести к минимуму хаотичное общение в чатах, канализировать темы и обсуждения, настроить процессы, чтобы люди могли работать, а не постоянно отвечать на вопросы. 

Но самое важное, что должен делать руководитель, на мой взгляд, это создавать прозрачную среду и доверительную атмосферу в своей команде.

Что это значит? Бизнес-процессы понятны людям, информация не замыкается на ком-то одном, а доступна всем. Люди не боятся говорить о своих ошибках и совместно их анализировать, чтобы извлекать лучший опыт. Сотрудники могут открыто говорить о своих проблемах, не боятся сказать «нет» и честно аргументировать свою позицию, запросить помощь, когда она нужна, и т.д.

И не стоит забывать, что руководитель — пример для своих сотрудников. Поэтому важно, чтобы он сам транслировал те ценности, которые прививает: например, не работал в отпуске, мог спокойно говорить о своих ошибках, уважал чужие границы.

Что выиграет бизнес, если будет уделять внимание вопросу выгорания своих сотрудников? 

— Если сформулировать выгоду на языке бизнеса, в первую очередь он сэкономит деньги. Сошлюсь на данные ЭКОПСИ: убытки от снижения производительности выгоревшего сотрудника составляют 34%. Если же сотрудник увольняется, наем нового обходится компании в 21% его годовой зарплаты. Помимо этого есть и косвенные убытки — выгоревшие сотрудники негативно влияют на своих коллег, чья производительность также начинает страдать; руководитель тратит время на работу с выгоранием отдельного сотрудника, а не на его профилактику во всей команде; удовлетворенность клиентов также падает. 

Что бизнес выигрывает, если уделяет внимание вопросам профилактики выгорания сотрудников? Мы живем в условиях турбулентности, мир очень быстро меняется, и поэтому выживать будут те компании, которые умеют гибко приспосабливаться: менять процессы, вводить инновации.

А если сотрудники в компании переживают выгорание или близки к нему — у них не будет рождаться новых идей и они не будут готовы принимать и внедрять изменения. Поэтому, на мой взгляд, работа с выгоранием сейчас — это не роскошь, а условие выживаемости и успеха бизнеса. 

Читайте также на DK.RU:

>>> Выгорание персонала — бич эпохи гиперпродуктивности. Как остановить кризис?

>>> Психолог Марат Габдрахманов: как определить критический уровень стресса у сотрудников

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.