Ваш бренд теперь — чужой актив? Рейдерство в патентном праве: недобросовестные практики

В современном бизнесе интеллектуальную собственность необходимо защищать так же реактивно, как и другие финансовые активы — недвижимость или оборудование. Кейсы и их разбор на DK.RU.
Интеллектуальная собственность — товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, полезные модели — это те объекты, которые в настоящее время активно и широко используются в гражданском обороте. Более не являясь новеллой для российского правопорядка, они попадают под пристальное внимание ваших конкурентов, как и любой другой имущественный актив.
Специально против них разрабатываются практики, направленные на ведение конкурентной борьбы в целом секторе товарного рынка и вытеснение конкретных игроков. При этом группой риска для таких атак является именно малый, средний и микробизнес, крупные компании же более адаптивны в этой сфере.
Последствия могут быть весьма разрушительными и повлечь за собой не просто трату времени и денег, а длительную блокировку продаж, способную привести к многомиллионным расходам и потере ведущих позиций на рынке. О том, как этого избежать, рассказала основатель и директор Z&G.Patent-Law Мария Гаврилова.
Досье DK.RU
Основатель и директор Z&G.Patent-Law, патентный поверенный РФ (рег. No 1398), эксперт в области регистрации и судебной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности c 2006 г.
Образование и статусы:
Высшее юридическое образование Уральской государственной юридической академии (УрГЮА), курс подготовки кандидатов в Патентные поверенные РФ Роспатента.
Заслуги:
♦ 19 лет опыта в сфере интеллектуальной собственности
♦ 7000 завершенных проектов
♦ 97% выигранных дел
Товарные знаки
— Руководство многих компаний ошибочно считает, что стать мишенью для атаки конкурентов их бизнес не способен по причине начального этапа деятельности на рынке, незначительного объема продаж. Однако кейс бренда VALANA демонстрирует обратное. Отложение регистрации товарного знака компанией на неопределенный срок едва не стоило ей 5 млн руб.
Кейс №1
Два предпринимателя вместе вели бизнес по производству детских товаров, но после разрыва партнерских отношений один из них зарегистрировал товарный знак на себя, никак не уведомив об этом бывшего партнера, и подал к нему иск на 5 млн руб. Суд, прошедший в отсутствие ничего не подозревавшего ответчика, присудил якобы законному правообладателю 2,5 млн руб. Цель была очевидна — не просто получить деньги, а уничтожить бизнес бывшего партнера.
Этот кейс — наглядная схема, которая сработает против любого начинающего бренда, который понадеялся на «авось» и отложил регистрацию товарного знака. Увидев ваш растущий успех, недобросовестный конкурент может опередить вас в Роспатенте. Новый «законный правообладатель» вашего же бренда сделает все, чтобы парализовать вашу деятельность: потребует немедленно прекратить использование товарного знака, изъять и уничтожить всю продукцию как контрафактную, выплатить круглую сумму в качестве компенсации.
У истории бренда VALANA счастливый конец: длительные судебные разбирательства, оспаривание регистрации юристами и отмена решения суда доказали недобросовестность конкурента, однако при негативном исходе это могло бы стоить миллионов, потраченных на исполнение решения, судебные расходы и ребрендинг, а также утраты доли рынка и клиентов.
То же относимо и к зарубежным производителям — один из многих российских дистрибьюторов регистрирует сходное с иностранным товарное обозначение на себя и предъявляет иск к остальным, тем самым монополизировав целый сектор рынка.
Патенты
В сфере оборота объектов, зарегистрированных в качестве патентов, особенно уязвимы полезные модели и промышленные образцы среди взаимозаменяемых товаров, представленных на одном товарном рынке. В период высокого спроса на отдельные сезонные позиции злоупотребления принимают форму скоротечных атак, направленных на приостановление продаж конкурентов и потерю их позиций в поиске на маркетплейсах.
Кейс №2
На площадке маркетплейса блокируется карточка товара по жалобе продавца-патентообладателя. Он аргументирует жалобу тем, что продавец реализует сушилки для обуви, зарегистрированные в качестве полезной модели именно им.
Нюанс: чтобы понять, что товары разные, хватило бы и визуального осмотра карточек товаров — патент был выдан на устройство с функцией ультрафиолетовой сушки (УФ) российского производства, а жалоба подана на ту, что была без УФ, да еще и китайского производства. Однако блокировка производится автоматически (хотя сейчас платформа требует приложения доказательств обоснованности претензии) и маловероятно, что маркетплейс займет сторону потерпевшего: доказать модераторам правомерность торговли можно только представив заключение патентного поверенного. Иные документы, например письменные объяснения производителя, декларации соответствия, протоколы испытаний, не принимаются.
Поэтому единственно верной тактикой будет не тратить время на переговоры, а сразу обратиться к профессионалам для получения экспертного заключения. Это самый быстрый способ снять блокировку и возобновить торговлю, поскольку дни промедления в пик продаж приведут к утрате сотен тысяч рублей выручки.
Еще один вариант предотвратить необоснованные претензии — указать в карточке товара качества вашего продукта, отличающие его от тысяч прочих сопоставимых товаров. Регулярный мониторинг продуктов, представленных на торговых площадках, реально позволяет отследить и своевременно пресечь и прочие распространенные нарушения.
Кейс №3
Клиент с удивлением обнаружил на маркетплейсе селлера, предлагающего тот же самый дизайн флаконов для лака для ногтей, зарегистрированный им как промышленный образец, права на который никому он не передавал.
Часто российские компании заказывают производство своих товаров у крупных зарубежных фабрик, а те, экономя на переналадке линии, выпускают партию «с запасом». Затем этот запас направляется поставщиком другим продавцам, которые выходят с товаром на те же маркетплейсы, что и первоначальный заказчик.
Эффективно предотвратить несанкционированную продажу можно включением в договор с поставщиком ограничений — например раздела об исключительных правах, в котором предусмотрен запрет на использование промышленного образца, технической документации и передачи прав третьим лицам.
Выводы
В современном бизнесе интеллектуальную собственность необходимо защищать так же реактивно, как и такие жизненно важные для компании финансовые активы, как недвижимость или оборудование. Стоимость превентивных мер всегда на порядок ниже, чем совокупный расход на судебные споры, ребрендинг и компенсацию упущенной выгоды.
Чтобы предотвратить последствие, ограничить риски либо свести траты к минимуму, необходимо:
- Действовать на опережение, регистрировать бренд, дизайн и технологии до выхода на рынок.
- Не игнорировать претензии, обращаться к профильному специалисту, юристу по интеллектуальным правам или патентному поверенному. Промедление и неправильная стратегия будут стоит дорого.
- Отслеживать любые действия конкурентов, регулярно проводить мониторинг товарного рынка.
- Документально зафиксировать действия ваши и ваших контрагентов. Грамотно составленный договор даст вам преимущество при предъявлении иска.
Защитите то, что по праву принадлежит вам, сегодня, чтобы не лишиться бренда завтра.
Записаться на консультацию по вопросам регистрации и защиты интеллектуальной собственности можно по телефону: +7343 3443346, сайт Z&G.Patent-Law
Реклама ООО "ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗЭТ ЭНД ДЖИ", erid: 2W5zFJkYJoA
Читайте также на DK.RU: Маркетплейсы поместят в жесткие рамки. Как будет работать закон и будут ли пострадавшие?



