Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Маркетплейсы поместят в жесткие рамки. Как будет работать закон и будут ли пострадавшие?

Маркетплейсы поместят в жесткие рамки. Как будет работать закон и будут ли пострадавшие?
Иллюстрация: DK.RU

Закон о маркетплейсах заработает с 1 октября 2026 г. Его обсуждение вызвало много эмоций. Но что на самом деле содержится в законе и чьи права он защищает? Разбираемся с адвокатом Дмитрием Земеровым.

Неконтролируемое и бурное развитие онлайн-торговли вынудило российских законодателей начать разработку закона, который будет регулировать рынок электронной коммерции. Напомним, за пять лет, с 2019-го по 2024 г., он вырос в 7,5 раза (с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб.), и если в конце десятых онлайн-сегмент занимал всего 5% в общей розничной торговле, то теперь его доля поднялась до 23%. Основными драйверами роста e-com стали универсальные маркетплейсы («Озон», Wildberries и др.), совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23% до 64%. 

В последние месяцы самым напряженным обсуждением стал пункт о скидках, которые ведущие маркетплейсы часто устанавливают на все товары, возмещая поставщику разницу в цене за счет собственных средств. Такая система нарушает антимонопольное законодательство и ставит традиционную торговлю в неравные условия, считали одни, и требовали ограничить скидки от маркетплейсов десятью процентами от общего оборота товаров площадки. Другие возражали — если скидки ограничить, то цены вырастут, малый бизнес пострадает и тогда онлайн-ритейл, в свою очередь, столкнется с неравными условиями по сравнению с традиционной розницей.

26 июля депутаты Госдумы приняли законопроект о регулировании платформенной экономики  в третьем чтении.

Что содержится в новом законе, как маркетплейсы будут взаимодействовать с поставщиками и отразится ли новое регулирование на покупателях, DK.RU рассказал адвокат Дмитрий Земеров.

Справка DK.RU

 
Дмитрий Земеров — партнер в коллегии адвокатов «Белых и партнеры». Специализируется на разрешении судебных споров, вопросах российского и международного налогообложения, финансового права, корпоративного права, на юридическом сопровождении бизнеса. Консультирует по особенностям применения права иностранных юрисдикций. Осуществляет защиту по уголовным делам об экономических и должностных преступлениях. Аттестованный налоговый консультант и специалист финансового рынка. Адвокат с 2017 г.
 

Маркетплейсы поместят в жесткие рамки. Как будет работать закон и будут ли пострадавшие? 1— В новом Законе о маркетплейсах определены основные понятия, закреплены принципы правового регулирования платформенной экономики, а также выделены специфические особенности взаимодействия операторов посреднических цифровых платформ с партнерами и пользователями.

1. Общие положения

Закон устанавливает регулирование отношений посреднических цифровых платформ (Маркетплейсы) с партнерами, размещающими на них свои товары и услуги, владельцами пунктов выдачи заказов и пользователями. Новый механизм регулирования начнет действовать с 1 октября 2026 г.

Под Маркетплейсом понимается информационная система и/или сайт и/или программы, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Закон распространяется на Маркетплейсы товаров и услуг частных лиц, агрегаторов услуг такси, сервисы размещения вакансий, образовательные и туристические платформы. Также Закон применяется к иностранным Маркетплейсам и партнерам, действующим на территории РФ.

При этом Закон не регулирует аудиовизуальные сервисы (стриминг), интернет-магазины, где размещает товары только их владелец, деятельность банков и участников финансового рынка, предоставление лицензии на использование программ для ЭВМ, а также площадки для электронных торгов в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, банкротства и приватизации.

Установлены принципы равенства и прозрачности при предоставлении доступа к Маркетплейсам для всех заинтересованных сторон. Свободный доступ к Маркетплейсу может быть ограничен лишь в случаях, установленных законом.

Правительство РФ будет вести отдельный реестр Маркетплейсов. Правила и критерии включения в такой реестр будут разработаны позднее.

2. Особенности взаимодействия Маркетплейсов с партнерами

Заключение договора

При заключении договора с партнером Маркетплейс обязан провести его проверку посредством ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо с использованием Единой системы идентификации и аутентификации. Глубина проверки и окончательный перечень способов проверки будут уточнены Правительством РФ.

Закон устанавливает перечень обязательных условий, подлежащих включению в договоры Маркетплейсов с партнерами, в частности:

  • порядок предоставления доступа к информации о принципах ранжирования в системе выдачи и порядку формирования рейтинговых систем на Маркетплейсе;
  • исчерпывающий перечень применяемых к партнеру мер ответственности;
  • порядок установления и изменения цен и скидок на товары;
  • порядок обжалования решений Маркетплейса в досудебном порядке.

Маркетплейс обязан обеспечить возможность заключения договора и обмена юридически значимыми сообщениями в электронной форме, например посредством личного кабинета.

Изменение договора

Ограничивается право Маркетплейса изменять договор с партнерами в одностороннем порядке. Если Маркетплейс намерен изменить условия договора с партнером, то по общему правилу он должен уведомить об этом за 15 дней.

По отдельным условиям (о мерах ответственности партнера; об увеличении размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру; об изменении порядка определения размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру; о снижении размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов; об изменении порядка определения размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов; об изменении условий приемки, хранения, возврата товаров партнеров-продавцов) уведомление партнера должно производиться за 45 дней.

Важным является то обстоятельство, что внесение в договор подобных изменений должно осуществляться с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ.

Предельная периодичность внесения изменений не установлена. В личном кабинете также должны быть доступны предыдущие версии договора с Маркетплейсом.

Включение данных положений в закон является вполне логичным и обоснованным ввиду наличия потенциальных рисков нарушения со стороны Маркетплейсов антимонопольных запретов, в том числе путем злоупотребления доминирующим положением в форме навязывания контрагенту невыгодных условий договора.

Карточки товаров

Закон обязывает Маркетплейсы обеспечить техническую возможность указания партнерами в карточке обязательной информации о товарах и услугах (в частности, об обязательном или добровольном подтверждении соответствия товара). Также карточка должна содержать информацию о том, что Маркетплейс не продает размещенные товары и не оказывает услуги самостоятельно.

Маркетплейсы обязаны проверять размещаемые карточки товаров и не допускать размещения карточек запрещенных товаров (в том числе БАДов, не прошедших государственную регистрацию, пищевой продукции). Правительство РФ также получило право установить в будущем дополнительные требования к карточкам товаров и услуг.

В карточках товаров размещаются ссылки на реестр Росаккредитации. В настоящее время такие ссылки есть в Маркетплейсах в отношении более чем 30 млн товаров (в основном бытовые товары, одежда, косметика, пищевая продукция, низковольтное оборудование, товары для детей). С 1 сентября 2026 г., в соответствии с Законом о защите прав потребителей, размещение подобных ссылок на Маркетплейсах станет обязательным, а планируемое число товаров с такими ссылками увеличится до 200 млн. Размещение объявлений о продаже товаров без ссылок на реестр Росаккредитации будет запрещено.

Скидки на товары

Введение скидок на товары партнеров, согласно Закону, допускается в порядке, предусмотренном договором между Маркетплейсом и партнером при условии направления партнеру уведомления о намерении снизить цену товара и при условии получения согласия партнера на такое снижение.

Партнер вправе согласиться на участие в такой акции, указав срок действия согласия и (или) количества товаров, на которые такое согласие распространяется или отказаться от участия в акции, направив оператору соответствующее уведомление. Более того, Маркетплейс обязан обеспечить партнеру возможность установить запрет на продажу предлагаемых им товаров со снижением цены товаров за его счет.

Маркетплейсам будет запрещено самостоятельно устанавливать скидки на товары и услуги партнеров за счет самих партнеров. При этом ограничения на установление скидок за счет самого Маркетплейса не установлены.

Необходимость в данных положениях обусловлена правоприменительной практикой антимонопольного органа в отношении двух доминирующих на рынке Маркетплейсов, на чьих площадках товары продавались со скидками, которые автоматически включались в категорию распродажи без предварительного согласия продавцов и за их счет, что фактически лишало последних права управлять ценами на собственные товары.

Таким образом, включение нововведений в текст Закона представляется обоснованным и направлено не недопущение подобных антиконкурентных практик в будущем, а также обеспечение добровольного, прозрачного механизма участия партнеров в акциях.

Поисковая выдача

Если допускается возмездное оказание Маркетплейсом услуг, влияющих на поисковую выдачу, Маркетплейс обязан предоставлять доступ к таким услугам всем партнерам на равных условиях.

Законом предусматриваются правила поисковой выдачи товаров, согласно которым при формировании поисковой выдачи не допускается влияние на ее результаты в нарушение критериев сортировки, примененных пользователем.

Данные нововведения также обусловлены сформировавшейся правоприменительной практикой антимонопольной службы по пресечению недобросовестных действий посреднических цифровых платформ при формировании поисковой выдачи.

Ограничение доступа партнера к Маркетплейсу

Маркетплейсы смогут прекратить размещение карточки товара только в случаях, предусмотренных договором, а также в случае нарушения требований законодательства к содержанию конкретной карточки. При этом при исправлении партнером нарушений карточка должна быть восстановлена в течение 8 часов.

Аналогичные основания установлены для ограничения доступа к личному кабинету партнера. При этом в случае ограничения доступа к личному кабинету или размещению карточки товара Маркетплейс обязан направить партнеру предварительное мотивированное уведомление за 3 дня до начала применения мер.

Досудебный порядок рассмотрения жалоб

Закон устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб партнеров в отношении Маркетплейса. Действия (бездействие) Маркетплейса, связанные с применением им в отношении партнера мер гражданской ответственности, ограничением доступа к личному кабинету, прекращением или ограничением размещения карточки товара, снижением рейтинга, изменением положения карточки товара в поисковой выдаче, могут быть обжалованы во внесудебном порядке. Маркетплейс обязан рассмотреть жалобу партнера в течение 15 дней. На Маркетплейс возлагаются обязанности по организации системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров), обеспечению партнеру возможности обжаловать указанные действия (бездействие) и направить ответ на такую жалобу.

Ранее некоторые Маркетплейсы уже создали на своих площадках сервисы по досудебному урегулированию споров, связанных в том числе с нарушением прав на интеллектуальную собственность между правообладателем и продавцом. Данные меры, предусмотренные Законом, направлены на снижение административной нагрузки антимонопольного органа и судов, а также будут способствовать расширению и развитию института досудебного урегулирования споров на цифровых платформах.

Иностранные Маркетплейсы

Действие Закона также распространяется на иностранные Маркетплейсы, осуществляющие деятельность на территории РФ. В случае нарушения Закона предусмотрены меры понуждения от ограничений на рекламу и до блокировки на территории РФ.

3. Особенности взаимодействия Маркетплейсов, размещающих объявления об оказании услуг или выполнении работ, с Исполнителями

Закон также предусматривает отдельное регулирование отношений между Маркетплейсами и исполнителями, размещающими объявления об оказании услуг или выполнении работ для пользователей (Исполнители).

Права Исполнителя

Закон закрепляет широкий перечень прав Исполнителя, в частности:

  • самостоятельно принимать решение о выборе заказа, места и периода времени, в течение которого Исполнитель обязуется выполнять заказы;
  • в любое время прекратить принимать заказы. При этом данное право может ограничиваться в договоре с Маркетплейсом;
  • обжаловать принятые в отношении него решения Маркетплейса;
  • принимать заказы на любых Маркетплейсах без ограничений.

Обязанности Маркетплейса

Маркетплейс обязан устанавливать стандарты качества работ и услуг, которые должны выполняться Исполнителями. Такие стандарты должны открыто публиковаться на сайте Маркетплейса.

Кроме того, Маркетплейс должен предоставлять Исполнителю подробную информацию о заказе, в том числе о размере вознаграждения, месте и времени начала исполнения и характере работ/услуг. Вдобавок, если закон устанавливает требования к деятельности Исполнителя, то на Маркетплейс возложена обязанность по информированию об этом Исполнителя.

Помимо этого, Маркетплейс обязан самостоятельно установить ограничения на систематическое и продолжительное выполнение работ, оказание услуг для одного и того же пользователя. Маркетплейс будет также обязан самостоятельно отслеживать выполнение партнерами следующих требований законодательства (при наличии):

  • норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей, в том числе для отдельных категорий Исполнителей (например, действуют разные нормативы для женщин и мужчин);
  • норм ежедневного выполнения работ, оказания услуг, связанных с использованием источников повышенной опасности (например, предельной длительности вождения);
  • ежедневных норм длительности для определенных работ и услуг;
  • соблюдение ограничений на труд несовершеннолетних в некоторых сферах;
  • требований к заключению договоров с иностранными гражданами.

Страхование Исполнителей

Маркетплейсы обязаны содействовать страхованию Исполнителей. Страховые организации и негосударственные пенсионные фонды получат право размещать на Маркетплейсах информацию о своих страховых продуктах. Это право относится к программам добровольного пенсионного обеспечения, медицинского страхования и прочим страховым продуктам.

При наличии технической совместимости Маркетплейс также должен будет обеспечить возможность подачи заявки на заключение таких договоров страхования Исполнителями с использованием функционала самого Маркетплейса. Для Исполнителей, заключивших подобные договоры, Маркетплейс должен предоставить преимущества, которые будут определены Правительством РФ позже.

4. Торговля с использованием пунктов выдачи

Если Маркетплейс предоставляет возможность получения товаров в пунктах выдачи, которыми владеют третьи лица, он должен разработать правила взаимодействия между Маркетплейсом, продавцами и владельцами пунктов выдачи, а также обеспечить возможность возврата товаров покупателями продавцам через такие пункты выдачи.

В таких правилах должны регулироваться следующие вопросы:

  • распределение рисков случайной гибели товаров между сторонами;
  • распределение ответственности в связи с продажей товара;
  • порядок осуществления владельцем приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления и возврата товаров.

Помимо этого, Правительство РФ наделено полномочиями по установлению дополнительных требований к продаже товаров через пункты выдачи.

5. Государственный контроль за соблюдением законодательства о Маркетплейсах

В основном контроль будет осуществлять Федеральная антимонопольная служба. Отдельные вопросы будет также курировать Роспотребнадзор.

При осуществлении федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства о Маркетплейсах плановые контрольные мероприятия проводиться не будут.

6. Выводы

Закон способствует формированию прозрачной, безопасной и удобной цифровой экономики: бизнесу создаются стабильные и предсказуемые условия для работы, покупатели будут защищены от недобросовестных продавцов, а Маркетплейсы получат четкие правовые ориентиры для осуществления своей деятельности.

Между тем необходимо совершенствовать практику установления Маркетплейсами скидок на товары, чтобы не допускать ограничения конкуренции и увеличения рыночной доли через демпинг (монопольно низкие цены). Данный вопрос также актуален и для обеспечения конкурентоспособности других каналов продаж самих партнеров, размещающих на Маркетплейсах свои товары (прежде всего, собственных интернет-магазинов селлеров), с учетом того, что сейчас основная часть оборота электронной торговли в России приходится на цифровые платформы.

Развитие интернет-торговли является естественным процессом. При этом большинство потребителей в мире продолжают приобретать товары через традиционные каналы — магазины и торговые центры (для сравнения: в Великобритании — флагмане электронной коммерции — доля онлайн-продаж составляет 30 %, в Китае — 27 %, в США — 17 %, в России — 16 %).

Читайте также на DK.RU: Как работает налоговый мониторинг и чем он полезен для бизнеса

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.