Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как работает налоговый мониторинг и чем он полезен для бизнеса

Дмитрий Земеров
Дмитрий Земеров. Иллюстрация: Личный архив

Адвокат Дмитрий Земеров разъясняет, как изменятся правила налогового мониторинга в 2026-2027 гг.

Дмитрий Земеров, адвокат:

— Изменения фискальной политики на период 2026 и 2027 гг., предусмотренные законопроектом Минфина России, затронут правила налогового мониторинга и ориентированы на увеличение количества налогоплательщиков, перешедших на систему наблюдения, в том числе из компаний среднего бизнеса.

справка dk.ru

 
Дмитрий Земеров — партнер в коллегии адвокатов «Белых и партнеры». Специализируется на разрешении судебных споров, вопросах российского и международного налогообложения, финансового права, корпоративного права, на юридическом сопровождении бизнеса. Консультирует по особенностям применения права иностранных юрисдикций. Осуществляет защиту по уголовным делам об экономических и должностных преступлениях. Аттестованный налоговый консультант и специалист финансового рынка. Адвокат с 2017 г.
 

Что такое налоговый мониторинг сейчас

Наблюдение за налогоплательщиками применяется с 2016 г. Вступление в налоговый мониторинг является добровольным, но требует соблюдения ряда условий (п. 3 ст. 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации).

А именно: для того чтобы претендовать на вступление в налоговый мониторинг, компания должна соответствовать трем суммовым критериям (общая сумма налогов, подлежащих уплате, должна быть более 80 млн руб., а суммарный объем полученных доходов и совокупная стоимость активов должны быть более 800 млн руб. каждый).

При этом для некоторых категорий налогоплательщиков (в их числе резиденты территорий опережающего развития, особых экономических зон, участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений) Налоговый кодекс Российской Федерации допускает возможность вступления в налоговый мониторинг без выполнения вышеуказанных условий (пункт 3.1 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации).

В рамках мониторинга налоговому органу предоставляется право доступа к электронным документам налогоплательщика через выбранный способ информационного взаимодействия (полный доступ к системе, витрина данных, а до 2026 г. возможен также способ обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи).

Важно отметить, что в отношении участника налогового мониторинга не назначаются выездные налоговые проверки. Но есть исключения, если:

  • проверки назначены вышестоящим налоговым органом в порядке надзора за нижестоящим;
  • мониторинг прекращается досрочно;
  • не выполнено мотивированное мнение в установленный срок;
  • предоставлена за пределами действия налогового мониторинга уточненная декларации за период проведения мониторинга с уменьшением суммы налога или увеличением суммы возмещения НДС, акциза или убытка.

Одно из ключевых преимуществ мониторинга — возможность получения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа по сложным налоговым вопросам хозяйственных операций, в отношении которых у него возникают сомнения или же есть неясности законодательства.

В целом, наличие и соблюдение мотивированного мнения исключает вину налогоплательщика и освобождает его от штрафа и пени. Если налогоплательщик не согласен с изложенной в мотивированном мнении позиции, он имеет право представить разногласия, на основании которых инициируется взаимосогласительная процедура.

Условие налогового мониторинга

Планируется, что для перехода на налоговый мониторинг компании нужно будет соответствовать только одному из трех установленных суммовых критериев: либо не менее 80 млн руб. уплаченных налогов, либо 800 млн руб. доходов, либо 800 млн руб. стоимости активов (а не всем сразу, как сейчас).

Ранее Концепция развития налогового мониторинга 2020 г. уже предусматривала расширение круга его участников за счет возможности перехода на него компании при достижении любого из суммовых порогов.

Проведение налогового мониторинга

Законопроект предусматривает очередное расширение полномочий налоговых органов, проводящих мониторинг:

  1. увеличивается перечень оснований для осмотра (ст. 92 Налогового кодекса Российской Федерации): его можно будет проводить при выявлении противоречий (несоответствий) в документах (информации) компании, неправильной уплаты налогов, проверке фактических затрат в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
  2. добавляется право проводить выемку (ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации).

Когда налоговый мониторинг только появился, у налоговых органов было лишь право истребовать документы (информацию), связанные с уплатой налогов. С течением времени права инспекций расширялись и, если законопроект будет принят в рассматриваемой редакции, то полномочия инспекций, проводящих мониторинг, будут приравнены к их полномочиям в рамках выездных проверок.

Прекращение налогового мониторинга

Законопроект более чем в два раза увеличивает перечень оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга. Среди новых оснований:

  • систематическое (два раза и более за период проведения мониторинга) нарушение порядка и сроков доступа налогового органа к информационным системам компании;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия / информационных систем / системы внутреннего контроля компании установленным ФНС России требованиям.

Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации предлагается дополнить положением о том, что ФНС России утверждает порядок проведения проверки соответствия информационных систем компании на мониторинге установленным требованиям.

Очевидно, что предлагаемые поправки направлены на повышение дисциплины компаний по налоговому мониторингу в части соблюдения требований к информационным системам и системе внутреннего контроля.

Как быть компаниям-правопреемникам участников мониторинга

Ряд поправок посвящен особенностям проведения налогового мониторинга в отношении компаний-правопреемников участников мониторинга.

В настоящее время государственная регистрация прекращения деятельности компании в результате реорганизации является основанием для досрочного прекращения мониторинга (подп. 4 п. 1 ст. 105.28 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно законопроекту, после реорганизации налоговый мониторинг будет проводиться автоматически в отношении компании- правопреемника (без необходимости соблюдения суммовых порогов).

Реорганизованным компаниям необходимо будет проверить актуальность представленных до реорганизации сведений, касающихся налогового мониторинга. При выявлении несоответствий у них будет месяц с момента реорганизации для актуализации данных. Если компания-правопреемник захочет выйти из мониторинга после реорганизации, ей необходимо будет подать заявление об отказе от проведения мониторинга.

Положения о сохранении права нахождения на мониторинге после реорганизации упростят жизнь компаниям-правопреемникам.

Реорганизация в подобной ситуации будет влечь только необходимость актуализации сведений, касающихся налогового мониторинга, применительно к новой компании, а не прохождение процедуры перехода на эту форму контроля.

Об участниках соглашений о защите и поощрении капиталовложений

Согласно действующему регулированию участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений обязаны предоставить налоговому органу в первый период проведения налогового мониторинга сведения о фактических затратах с даты заключения такого соглашения. Поправками предлагается установить, что в первый период проведения мониторинга сведения о фактических затратах будут предоставляться, начиная с наиболее ранней из следующих дат:

  1. принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы;
  2. принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта;
  3. заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Поправки направлены на увеличение глубины проведения налогового мониторинга в отношении компаний, заключивших соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Необходимо учитывать, что у таких компаний нет выбора — переходить на налоговый мониторинг или нет. Данная форма контроля для них обязательна.

Вывод

С высокой степенью вероятности можно предположить, что сама концепция поправок не изменится. В связи с этим компаниям, которые планировали вступление в налоговый мониторинг и соответствуют одному из суммовых критериев, можно уже более целенаправленно думать о переходе. Компаниям, уже находящимся на налоговом мониторинге, имеет смысл провести аудит информационных систем и системы внутреннего контроля.

Ранее на DK.RU:

>>> Как сэкономить на налогах с помощью федерального инвестиционного налогового вычета

>>> Что изменится в налогах для бизнеса и физлиц в 2025 году

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.