Григорий Сурганов: «Бизнес подставляет плечо, а государство отвечает ему взаимностью»

Глава Минстроя Свердловской области — о политике взаимодействия с девелоперами, застройке промзон, крупных социальных объектах, мастер-планах и новом кластере «Профессионалитета».
В 2025 г., после выборов губернатора Свердловской области, был запущен процесс обновления регионального правительства. В числе первых был переназначен в должности министра строительства и развития инфраструктуры Григорий Сурганов.
В интервью DK.RU он рассказал о том, какие важные для региона объекты были построены в 2025 г., как дальше будет развиваться программа комплексного развития территорий и как формируется новая архитектура строительной политики региона.
Досье DK.RU
Образование
Окончил Уральский государственный горный университет по специальности «Городской кадастр».
Карьера
С 2015 по 2019 гг. занимал должность директора Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (ЕМУП «ИГРИР»).
С 2019 по 2021 гг. работал директором МБУ «Центр градостроительных компетенций «Геотрест».
С 2021 г. занимал должность заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации Екатеринбурга, отвечал за запуск программы Комплексного развития территорий.
В мае 2023 г. назначен на должность первого заместителя министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, с августа 2024 г. — министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Год социальных строек
Развитие строительного комплекса имеет особое значение для Свердловской области. По итогам 2024 г. регион перевыполнил план, введя в эксплуатацию 3,35 млн кв. м жилья, и занял шестое место в стране.
— Думаю, что по итогам 2025 г. мы также введем около 3 млн квадратов — так, как и планировали, — отмечает Григорий Сурганов. — У нас хороший градостроительный потенциал: площадь земельных участков под новое строительство в регионе составляет порядка 17 млн кв. м. В любом муниципалитете можно подобрать участок для реализации строительных проектов.
Каким стал 2025 г. для вашего министерства? Все ли планы удалось реализовать?
— 2025-й стал для нас годом активного строительства социальных объектов. Мы очень долго к этому шли. В нынешнем году вводим в эксплуатацию 15 знаковых объектов — как в Екатеринбургской агломерации, так и за ее пределами. Помимо детских садов и школ, это сразу семь поликлиник, включая детские № 9 и № 15 в Екатеринбурге. Особая гордость — первый в Свердловской области современный деревянный дом культуры площадью 500 кв. м в селе Каменноозерском под Богдановичем. Опыт получился успешным, и мы планируем тиражировать его в других муниципалитетах. По поручению губернатора Дениса Паслера сейчас прорабатываем возможность проектирования подобных ДК площадью 1000 кв. м.
Мы активно участвуем в федеральных программах и привлекаем средства из бюджета. Так, в прошлом году по программе «Стимул» завершили строительство дорог в Академическом районе. Сейчас в рамках казначейских инфраструктурных кредитов идет второй этап строительства дороги и коллектора на ул. Исламова.
Чтобы получать финансирование на социально значимые проекты, необходимо обеспечивать высокое качество и строгое соблюдение сроков. Федеральные структуры тщательно контролируют расходование средств, поэтому подрядчиков держим в ежовых рукавицах и по поручению Дениса Паслера регулярно выезжаем на стройплощадки.
В последние годы к строительству социальных объектов все активнее подключаются застройщики. Как вы оцениваете такое сотрудничество?
— Действительно, за последние годы бизнес стал заметно активнее участвовать в решении социальных задач. Правильная политика взаимодействия с застройщиками, которая выстраивалась в последние годы, дает свои результаты. Компании за собственные средства готовят, например, проектную документацию для детских садов и передают ее муниципалитету. С учетом ограниченных возможностей местных бюджетов это весомая поддержка, которая позволяет быстрее приступить к строительству востребованных объектов.
Как удается синхронизировать в Екатеринбурге строительство жилья и социальной инфраструктуры, чтобы избежать дефицита мест в школах и детсадах?
— Екатеринбург как мегаполис развивается наиболее активно, и именно здесь строится больше всего многоквартирных домов. Однако высокая потребность в социальных объектах сохраняется и в других муниципалитетах. Поэтому мы говорим не о точечных решениях, а о комплексном подходе к развитию социальной инфраструктуры на всей территории Свердловской области.
Потребность в новых объектах определяем не только по цифрам. С учетом демографических трендов можно спрогнозировать, сколько мест в школах и детских садах потребуется через 5–10 лет в каждом населенном пункте. Но важно понимать и реальные запросы жителей — мы регулярно выезжаем в территории, общаемся с людьми, анализируем их потребности.
Кроме того, мы начали заниматься мастер-планированием. Для каждой территории будет создан единый документ, объединяющий разные уровни планирования — от правил землепользования и застройки до схем территориального планирования и генпланов. Уже разрабатываются мастер-планы для Лесного и Новоуральска. Пока этот инструмент не закреплен в Градостроительном кодексе, но, уверен, в ближайшее время он появится и позволит нам усилить работу по синхронизации строительства жилых и социальных объектов.
КРТ себя оправдало
Одним из наиболее эффективных инструментов развития строительного рынка сегодня считается программа комплексного развития территорий (КРТ). Она стартовала в Свердловской области в 2022 г. В настоящий момент в регионе реализуется 30 проектов — в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Среднеуральске, Белоярском, Новоуральске, Богдановиче и Красноуфимске.
Как вы можете оценить эффективность программы?
— Механизм полностью себя оправдал. Сегодня довольны все участники процесса: органы власти, застройщики и, главное, собственники квартир, которые значительно улучшают свои жилищные условия. Министерство контролирует работу муниципалитетов в сфере градостроительных полномочий, я лично провожу приемы граждан — за все время не поступало ни одного негативного отзыва.
В регионе отсутствуют конфликты, связанные с реализацией КРТ. Мы провели масштабную разъяснительную работу и выстроили конструктивный диалог с жителями.
Напомню, включение домов в программу возможно только при поддержке большинства собственников, и сегодня такие решения стабильно принимаются. Мы видим, что люди заинтересованы в участии и довольны результатом — новым жильем, благоустроенными дворами, детскими площадками, колясочными и другими удобствами. И, что важно, программа реализуется без привлечения бюджетных средств.
В некоторых регионах количество проектов КРТ выше в несколько раз. Но мы не гонимся за цифрами. В программу включаются участки, где действительно расположено непригодное для проживания жилье — ветхие и аварийные дома. Это соответствует замыслу законодателя. У нас уже есть рекорд по скорости переселения: на одной из площадок застройщик всего за полгода обеспечил новыми квартирами почти 200 семей.
В Екатеринбурге на аукционах за право реализации проектов КРТ наблюдается высокий интерес со стороны застройщиков, стоимость лотов нередко растет в десятки раз. Интересен ли бизнесу формат КРТ за пределами уральской столицы?
— Все муниципалитеты обладают разной степенью ликвидности при запуске проектов КРТ. Если в Екатеринбурге на аукцион могут заявиться до десятка компаний, то в других городах области их меньше. Однако мы никогда не запускали проекты, к реализации которых участники процесса не проявляют интерес. По всем нашим проектам поступают заявки от застройщиков. Не было такого, что мы объявили о проекте КРТ и не нашли компанию, которая им займется. Важный аспект в реализации каждого проекта — это социальная составляющая, соблюдение баланса между интересами граждан, застройщика и самого муниципалитета.
За проекты КРТ в областных городах берутся местные компании или это бизнес из Екатеринбурга?
— Конечно, это местные компании. Как правило, в каждом муниципалитете есть свои системные строители. Они заявляются не только в проекты КРТ, но и, например, участвуют в торгах по строительству социальных объектов в своих территориях присутствия.
В этом году в Екатеринбурге появился единый оператор КРТ. Что это за структура, какие задачи она решает и появятся ли такие же операторы в других городах?
— Единый оператор КРТ — это специализированная организация, которая на 100% принадлежит муниципалитету. Может показаться, что это какое-то стороннее коммерческое предприятие, которое внезапно получило право реализации проектов КРТ, но это не так.
Операторы КРТ будут работать в связке с муниципальной и региональной властью и решать локальные задачи. Мы рассчитываем, что с их помощью строительство жилья, коммерческой недвижимости и социальных объектов будет происходить более прозрачно, а отношения с участниками рынка будут выстраиваться более эффективно. Такие компании уже созданы в Екатеринбурге, Новоуральске и Среднеуральске. Мы планируем тиражировать эту практику и в другие муниципалитеты области.
Строительство становится точкой роста
В последние годы в Екатеринбурге начали застраивать жильем несколько крупных промышленных зон.
Продолжится ли этот процесс в рамках программы КРТ? И придем ли мы к тому, что через 15–20 лет многие предприятия города вынесут за его черту ради строительства жилых комплексов?
— Проекты КРТ нежилой застройки у нас уже реализуются. В них вовлекаются земельные участки, которые предприятия больше не используют по назначению.
Во всем важна целесообразность. Если промышленная территория функционирует, на ней работают предприятия, и собственники получают прибыль — нет смысла освобождать ее под жилье. Но если участок простаивает много лет, а застройщики видят в нем потенциал, почему бы не построить там современное жилье с необходимой социальной инфраструктурой?
Разве плохо, что в Екатеринбурге строится много жилья и город развивается? Напротив, строительный комплекс сегодня формирует мощную синергию в экономике: проектирование, производство стройматериалов, дизайн и другие смежные отрасли создают тысячи рабочих мест. Все это вносит значимый вклад в развитие региона.
Поэтому ответ на вопрос, что предпочтительнее — сохранять заброшенную промзону или начинать строительство, которое обеспечит работой множество компаний из разных сфер, — очевиден.
Вы уже сказали, что в регионе хороший градостроительный потенциал. А обеспечена ли отрасль кадрами для реализации новых проектов?
— Дефицит кадров в отрасли действительно есть. Но мы своевременно подошли к решению этого вопроса — начали взаимодействовать с колледжами и техникумами в рамках проекта «Профессионалитет».
Первый кластер по проекту «Профессионалитет» уже запущен. Сейчас мы запускаем второй такой кластер, совсем недавно были подписаны соглашения с организациями, которые принимают участие в проекте, в том числе с одним из вузов. Особенностью нового кластера «Строительство» станет обучение строительным специальностям на основе применения цифровых технологий в стройиндустрии, информационного моделирования BIM.
Кроме того, Минстрой подписал 13 соглашений со среднеспециальными заведениями региона, которые помогают крупным подрядчикам в подготовке трудовых ресурсов.
Я считаю, что это уникальный опыт и для тех, и для других. Студенты, вместо того чтобы изучать теорию в аудитории по учебникам, отрабатывают навыки в современных лабораториях и на настоящих строительных площадках. А работодатели видят перспективных ребят, которые хотят укреплять строительный комплекс Свердловской области, и приглашают лучших к себе на работу. Думаю, за счет таких проектов с определенной инерцией мы сможем дефицит кадров покрыть.
Какие меры поддержки строительного комплекса сегодня действуют в Свердловской области?
— Как я уже отметил, в текущем году было построено большое количество социальных объектов с привлечением средств федерального бюджета.
И это важно не только для улучшения качества жизни, но и для того, чтобы обеспечить условия для повышения ликвидности проектов наших застройщиков. Не стоит об этом забывать.
Например, в прошлом году в Солнечном открылся Губернаторский лицей, в строительство которого вложили 3,4 млрд руб. Сейчас рядом с ним строится грандиозный детский сад, для возведения которого из федерального бюджета привлекли почти 600 млн руб. Другой пример — детский сад в Изумрудном бору, который сдан досрочно на один год. Такие объекты существенно повышают привлекательность всего микрорайона в целом.
И конечно, мы активно взаимодействуем с девелоперским сообществом, саморегулируемыми организациями. Уменьшаем инвестиционный строительный цикл. Это очень важно: чем меньше дней инвестор потратит на то, чтобы реализовать свой проект, — тем выгоднее он для него в итоге будет. Поэтому не только бизнес подставляет плечо государству, но и государство отвечает ему взаимностью. Мы и дальше продолжим поддерживать наш бизнес.
Ранее на DK.RU:
>>> Алексей Орлов установил KPI бизнесу по строительству жилья на ближайшие четыре года
>>> Екатеринбург назван лидером России по реализации проектов КРТ



