«В пространстве, наполненном музыкой Рахманинова, душа находит свет и силу»

Алла Петрова-Лемачко — о том, почему стоит начать погружение в мир классической музыки с произведений Сергея Рахманинова и как они могут откликаться в разные периоды жизни.
DK.RU продолжает серию материалов о классической музыке. В новой колонке руководитель департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, кандидат социологических наук Алла Петрова-Лемачко рассуждает о феномене Сергея Рахманинова и делится личными воспоминаниями.
— После последнего «скрипичного» эссе я услышала от коллеги, что, по его мнению, оно было слишком эмоциональным и личным. Коллеге показалось, что надо было дать больше фактов: сколько коллекционных инструментов в нашем оркестре, какова цена этих инструментов, кто их владельцы, на каких условиях инструменты переданы в пользование музыкантам.
Соглашусь, в прошлый раз я не рассказала, что в нашем оркестре порядка двух десятков коллекционных инструментов, что 28 декабря 2000 г. удивительному «инструментальному» проекту дал старт подарок тогдашнего губернатора Эдуарда Эргартовича Росселя — в оркестре появилась скрипка мастера Микеланджело Бергонци (середина XVIII в.). И что в последующие несколько лет наши партнеры заинтересовались этой формой инвестиций, сочетающей в себе не только финансовый вопрос, но и очень красивое желание поддержать симфонический оркестр.
С другой стороны, признав эмоциональность своего рассказа, я все же не согласилась с тем, что мои эссе должны быть более формальными. В своем первом появлении на DK.RU я сразу обозначила, как буду писать о музыке. Имея почти двадцатилетний опыт преподавания по классу фортепиано (все-таки закончила консерваторию как пианистка), я, конечно, всегда смогу рассказать о музыке как учительница. 😊
Но я не хочу такого формата, которого и без моего участия хватает в информационном пространстве. Мне хочется рассказывать о музыке через свою любовь к ней, через свое личное к ней отношение.
И поэтому этот текст, вероятно, окажется еще более эмоциональным и личным. Потому что Рахманинов.
Осознанно музыку Рахманинова я помню в своей жизни лет с четырнадцати. Я была активная, спортивная, училась в музыкальной школе. Много эмоций, много нового. И моя комната, в которой стоял проигрыватель и постоянно звучал Рахманинов. Как сейчас помню эти виниловые диски с записями фортепианных концертов Рахманинова в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра. До сих пор они лежат в чемодане, который сохранила моя мама и который я привезла к себе после ее ухода.
Под эту музыку проходило мое становление: делались уроки, читались книги, писался дневник, проживались и осознавались первые чувства, плакалось и мечталось. Потом был долгий период, по-прежнему наполненный музыкой, но очень разной.
Наступил 2021 г. с его абсолютно черной для меня зимой после ухода из жизни очень близких друзей. И с его летом, в котором я вновь обрела Рахманинова. По воле судьбы летом 2021 г. в моей жизни появился Тамбов. Появилась Ивановка Тамбовской области. И к этому моменту появилась совершенно другая я, которая, как оказалось, была готова к другому восприятию музыки великого композитора — уже не только фортепианной, но и симфонической, на глубинном уровне.
Первая поездка — самая середина лета: почти два часа сквозь бесконечные подсолнуховые поля, на край света — из Тамбова в Ивановку. Легендарное место, к которому имеет отношение более 80% написанной композитором музыки: там он или начинал ее писать, или писал, или дорабатывал. Хотя как считались эти 80%, я понять не могу: по времени звучания, по количеству нот, по количеству страниц? Какая единица измерения? Однако почти 30 лет, до отъезда из России в 1917 г., композитор каждое лето проводил именно в Ивановке.
В годы Гражданской войны крестьяне, так любящие Рахманинова, дотла сожгли его усадьбу. В 1970-е гг. буквально из пепла это рахманиновское место бережно и с огромной любовью восстановил легендарный педагог и музейный деятель Александр Иванович Ермаков — по старым чертежам, воспоминаниям потомков семьи Рахманиновых, живущих за рубежом. Современная Ивановка наполнена духом Рахманинова, его музыкой, более чем сорока сортами высаженной сирени, восстановленными аллеями парка, летней крытой концертной площадкой, построенной на деньги Михаила Плетнева. А еще — дотошно воссозданными интерьерами домов. И историями, и мифами, которые рождаются тут постоянно.
Одна из таких историй — об иконе Архангела Михаила. Я лично слышала ее от двух непосредственных участников — Александра Ивановича Ермакова и Владимира Теодоровича Спивакова. Великий Маэстро, увидев в одной из телепередач рассказ об Ивановке, участником которой был Ермаков, пораженный мощью и увлеченностью этого человека, решил подарить Ивановке старую, большую, почти храмовую икону, которая давно у него хранилась. При передаче выяснилось, что Архистратиг Архангел Михаил является ангелом-хранителем семьи Рахманиновых.
Получив икону, Александр Иванович очень долго не мог определить ее место в доме. Куда бы ни вешал, икона начинала висеть криво, один раз даже упала со стены. И вдруг, оказавшись в углу кабинета Рахманинова над письменным столом, икона как будто успокоилась и заняла свое место. Именно там я ее сфотографировала.
Слушая музыку Рахманинова, постоянно задаешься вопросом: «Как это можно было сочинить?» Невозможно представить. Какие силы управляли гением, когда он переносил на нотную бумагу то, что звучало в его голове?
На эту же тему рассуждаем не только мы, простые слушатели.
Прогуливаясь с великим Борисом Березовским рядом с концертным залом «Зарядье» в Москве перед концертом нашего оркестра, в котором он выступал солистом, мы тоже обсуждали эту тему. Борис, которого я считаю лучшим в мире исполнителем «фортепианного» Рахманинова на сегодняшний день, признался, что тоже испытывает недоумение: как это можно было написать? К примеру, тема Третьего фортепианного концерта Рахманинова — эталон гениальной простоты: обыгрываются всего четыре ноты. И мало у кого в мире это получается сыграть так, чтобы…
Но как это получается у того же Бориса Березовского? Я задала ему этот вопрос в гримерке нашей филармонии, когда он сидел и наигрывал что-то из Рахманинова, а у меня непроизвольно потекли слезы…
— Как ты это делаешь? — спросила я Бориса.
— Не знаю, — ответил он, пожав плечами.
Я рада, что есть возможность приложить к данному эссе видеозапись исполнения Уральским академическим филармоническим оркестром Второй симфонии Сергея Рахманинова в сентябре 2021 г. Прекрасная запись, очень наглядно иллюстрирующая мое второе эссе, которое было посвящено симфоническому оркестру. Оркестр — единый организм, вдохновенный, погруженный в музыку и ведомый таким же вдохновленным дирижером. Дирижер, который действительно — Бог, создатель в этом процессе.
Послушайте тему третьей части этой записи Рахманинова, которую с удивительной пронзительностью исполняет первый кларнет нашего оркестра Юрий Нечаев (30 мин 50 сек). И смело можете начать гордиться, что у нас в Екатеринбурге, в Свердловской филармонии — такой великолепный оркестр.
Еще есть зал. Одно дело, когда ты слушаешь даже самую уникальную запись — хоть один, хоть в компании. Другое дело — зал. Я тоже писала об этом, но приложенная ссылка дает возможность посмотреть на наш зал сверху, отстраненно. Когда я вижу наш зал, когда слушаю в нем прекрасную музыку, я физически ощущаю, как под куполом зала собирается энергия всех слушателей и, не сдерживаемая никакими преградами, устремляется вверх. Я непонятными рецепторами ощущаю, как над всеми физическими высями распускается моя душа — огромным цветком. Это правда.
Когда ты находишься внутри пространства, наполненного звуками, общей эмоцией и общим сопереживанием, которое не ограничивается стенами, твоя душа наполняется светом. Не сентиментальность, нет. Источник, который дает нам силы на жизнь, на преодоление, питает нашу любовь. И ты ни за что не соглашаешься пускать в это пространство даже подобие вульгарности, в какие бы фантики она ни рядилась. И ты понимаешь, что твой свет — музыка Рахманинова — это твоя сила.
Деловой журнал и Рахманинов? Деловой журнал и музыка? Да. И по-другому нельзя. Это мое твердое убеждение. Потому что деловой человек — он в первую очередь человек. А уже потом — деловой.
И начинать погружение в мир классической музыки, уверена, надо с Рахманинова: его прелюдий, этюдов-картин, музыкальных моментов, романсов, «Вокализа», фортепианных концертов, симфоний. Это настолько русская музыка. Это настолько — Россия. В каждой ноте.
Когда я читаю, как некоторые западные исследователи пытаются утверждать, что Рахманинова нельзя называть русским композитором, потому что вторую половину жизни он прожил не в России, мне хочется просто громко засмеяться.
Ага. Размечтались. Попробуйте сказать полякам, что Шопен — не польский композитор только потому, что он жил во Франции.
А картинка? Так мне видится Душа.
В преддверии Нового года — огромная благодарность всем, кто поддержал меня в этом начинании, в авторской колонке. Самым близким мне людям и просто тем, кто нашел теплые слова, — душевное спасибо.
И хотя Новый год — это, по большому счету, условность, почему-то веришь в чудо каждый раз, когда начинают бить куранты.
С наступающим Новым годом!
Читайте также на DK.RU другие материалы Аллы Петровой-Лемачко о музыке




