Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров

Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: DK.RU

РКН и Минцифры фигурируют в коллективном иске из-за ограничения в стране работы самых популярных мессенджеров и нарушения конституционного права свободы получения и передачи информации гражданами.

Российские пользователи Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в России) подали коллективный административный иск к Роскомнадзору (РКН) и Минцифры, сообщает Forbes.  

По мнению истцов, принятые ведомствами меры по ограничению звонков в этих мессенджерах нарушают конституционные права граждан России, в частности свободу получения и передачи информации, тайну связи и частной жизни. Иск подан в Таганский районный суд Москвы.

Напомним, что РКН официально объявил о «частичном ограничении» звонков в Telegram и WhatsApp в августе 2025 г. по причине использования мессенджеров мошенниками «для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан». 

По данным исследовательской компании Mediascope, перед началом ограничений месячный охват WhatsApp у аудитории старше 12 лет по итогам июля 2025 г. в России составлял 96,2 млн человек, Telegram — 89,8 млн, при этом хотя бы один раз в сутки WhatsApp использовали 81,8 млн россиян, Telegram — 67,4 млн.

По данным за октябрь 2025 г., несмотря на ограничения и отключения мобильного интернета, первое место по аудитории среди мессенджеров в РФ продолжал занимать WhatsApp с показателем свыше 96 млн пользователей, второе — Telegram (91 млн), третье — запущенный в текущем году российский мессенджер Мax (48 млн).

Как подчеркивают истцы, опираясь на данные ЦБ РФ, основными каналами мошенничества являются не мессенджеры, а телефонные звонки и СМС. В феврале регулятор составил портрет пострадавшего от кибермошенников, из опубликованных данных следовало, что в 45,6% случаев злоумышленники связывались с жертвами по телефонной связи или с помощью СМС. Атак через мессенджеры было в три раза меньше — 15,7%.

Мы подтверждаем, что в настоящее время основным каналом взаимодействия (мошенников с гражданами — прим. редакции) остается телефон. <…> Мошенники продолжают дозваниваться до наших граждан, — сказал в декабре директор департамента информационной безопасности ЦБ РФ Вадим Уваров.

Истцы просят признать действия РКН и Минцифры по ограничению звонков в мессенджерах незаконными и необоснованными.

При этом в ноябре Роскомнадзор предупредил о возможной полной блокировке WhatsApp из-за нарушений российского законодательства. С аналогичным заявлением РКН выступил 22 декабря, после того как пользователи мессенджера столкнулись с массовыми сбоями в работе платформы в России. В ответ WhatsApp, как пишет Reuters, объявил о намерении бороться за российских пользователей и обвинил власти РФ в том, что они пытаются лишить доступа к альтернативным мессенджерам и «права на безопасную, частную, сквозную зашифрованную связь» более 100 млн пользователей перед новогодними праздниками

Отметим, что после введения ограничений российский бизнес тестирует отечественные мессенджеры: 21% компаний уже используют российские платформы Max, «VK Мессенджер» и «Яндекс Мессенджер», а 5% активно ими пользуются для внутренних и клиентских коммуникаций. При этом 25% предприниматели отметили, что клиенты неохотно переходят на новые платформы, а организациям в настоящее время приходится задействовать слишком много разных каналов связи. 

Как ранее сообщал DK.RU, в декабре Минцифры объявило об отказе от двухфакторной аутентификации для входа на портал «Госуслуги» по SMS и будет отправлять коды в Max. Функция уже не работает при попытке войти на портал через мобильные устройства, но пока сохраняется для пользователей десктопной версии «Госуслуг». Как указало ведомство, решение принято из-за растущего числа случаев мошенничества, когда злоумышленники получают SMS-коды для входа в чужие аккаунты на «Госуслугах». При этом «Национальный индекс тревожностей. КРОС» показал, что нацмессенджер Мax вошел в топ-3 страхов россиян в III квартале 2025 г.

Читайте также на DK.RU:

>>> Госорганы перейдут на Max, в Рунете введут подпись контента для идентификации пользователя

>>> FaceTime и Snapchat заблокированы, Путин заявил, что Telegram «как-то влияет» на молодежь

>>> 73% утечек персональных данных в РФ в 2025 г. относятся к госсектору

Самое читаемое
  • «Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес«Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
  • Крупные лизинговые компании создадут хабы по продаже изъятых машин с хорошими скидкамиКрупные лизинговые компании создадут хабы по продаже изъятых машин с хорошими скидками
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.