Александр Породнов: Три ключевых группы рисков для свердловских предприятий в 2026 г.

Региональная экономика замедляется. Главная причина — высокая ключевая ставка. Компании вынуждены оптимизировать операционные расходы и пересматривать инвестиционные программы.
Первый вице-президент СОСПП Александр Породнов рассказал, как сейчас себя чувствует бизнес Свердловской области и с какими острыми проблемами может столкнуться в 2026 г.
— Очевидно, что политика «управляемого охлаждения» экономики, основным инструментом которой является денежно-кредитная политика Банка России, дает свои результаты. Данные статистики и опросов мнений предпринимателей свидетельствуют о замедлении темпов роста.
Пока есть данные только за три квартала, по итогу года цифры скорректируются, но некоторые тенденции четко прослеживаются. Например, индекс промышленного производства в Свердловской области в январе–сентябре 2025 г. составил 98,1% к аналогичному периоду 2024 г. Особые сложности испытывают компании металлургической отрасли, добычи полезных ископаемых, обеспечения электрической энергией, газом и паром: на эти отрасли приходятся основные объемы регионального промышленного производства. Как следствие, наблюдается снижение в сопутствующих отраслях, например, объем грузоперевозок автомобильным транспортом сократился за 8 месяцев 2025 г. на 13,5% к аналогичному периоду 2024 г.
Тем не менее, некоторые отрасли чувствуют себя стабильно, а где-то наблюдается рост. Так, за третий квартал 2025 г. выросли объемы производства в химической промышленности (+19% к аналогичному периоду 2024 г.), в производстве лекарственных препаратов (+32%), в производстве бумаги (в 4 раза).
Ввод жилья, оборот розничной торговли — примерно на уровне прошлого года (по данным за девять месяцев).
Свердловская область — экспортоориентированный регион, поэтому наряду с высокой ключевой ставкой предприятия ощущают сложности, связанные с внешними рынками, укрепившимся рублем. Вместе с тем экономика Свердловской области достаточно крупная, диверсифицированная, у нас много предприятий разных отраслей, поэтому в сравнении со многими другими регионами страны ситуация лучше.
На протяжении последних трех лет предприятия сталкивались с острым кадровым дефицитом. В 2025 г. ситуация нормализовалась, приостановилась гонка зарплат. Все понимают, что проблемы дефицита рабочей силы обусловлены возрастной структурой населения и они сохранятся до середины 2030-х гг., поэтому предприятия активно развивают социальные программы для работников, направленные на удержание квалифицированных кадров.
Можно выделить три группы рисков, которые предприятия называют ключевыми в 2026 г. по значимости для бизнеса. Первое — это рост затрат, связанный с повышением себестоимости производства продукции и ростом налоговой нагрузки. Второе — отсутствие роста спроса на продукцию, риски неплатежей со стороны контрагентов. Третье — дефицит квалифицированных кадров.
Читайте также на DK.RU: Первые строительные итоги года: много скидочных квартир, супершколы и упор на промпроекты.




