Подписаться
Курс ЦБ на 05.02
76,91
91,11

Владислав Казачков: «Мы хотим, чтобы к нам ехали не только за работой, но и за будущим»

Владислав Казачков: «Мы хотим, чтобы к нам ехали не только за работой, но и за будущим»
Иллюстрация: пресс-служба РУСАЛа

Гендиректор Богословского алюминиевого завода — о том, что предприятие с 80-летней историей может быть технологичнее любого стартапа, а кадровый голод успешно лечится повышением качества жизни.

Цифровизацию и искусственный интеллект принято считать прерогативой стартапов и технопарков. Хотя эти технологии все активнее внедряются и на крупных промышленных предприятиях, где цена ошибки может обернуться многомиллионными убытками. Одной из самых прогрессивных площадок для такого перехода стал Богословский алюминиевый завод — один из крупнейших заводов в Свердловской области и ключевое звено в цепочке производства алюминия в России.

В интервью DK.RU гендиректор БАЗа Владислав Казачков рассказал, зачем заводу с 80-летней историей искусственный интеллект, как предприятие решает экологические проблемы и выстраивает работу с кадрами, и какую схему взаимодействия с городами присутствия считает наиболее эффективной. 

Справка DK.RU

 
  • Богословский алюминиевый завод получил первый алюминий 9 мая 1945 г. С 2011 г. входит в состав компании РУСАЛ.
  • Завод производит глинозем, из которого выплавляется алюминий, а затем уже строится целое направление перерабатывающей промышленности России — продукты из алюминия, от окон и колесных дисков до самолетов, космических технологий и фармации.
  • В числе директоров БАЗа (1987-2005 гг.) был легендарный уральский промышленник Анатолий Сысоев. С 2011 г. предприятие возглавляет Владислав Казачков.
  • Численность сотрудников на начало 2026 г. — 2016 человек.
 

Благоустроенные набережные и чистый воздух

В начале 2026 г. правительство Свердловской области, ЕВРАЗ, Нижний Тагил и Качканар подписали соглашение, по которому налоги, уплаченные компанией в бюджет региона, будут целевым образом направляться на развитие социальной инфраструктуры в городах присутствия.

Обсуждались ли подобные форматы сотрудничества между РУСАЛом и правительством региона?

— Ежегодно РУСАЛ вкладывает в города своей ответственности, в том числе в Свердловской области, сотни миллионов рублей. Мы идем по другой схеме: заключаем соглашения с администрациями городов. Богословский алюминиевый завод — с администрацией Краснотурьинска, Уральский алюминиевый завод ― Каменска-Уральского, Североуральский бокситовый рудник ― Североуральска. Города разные, потребности жителей отличаются, поэтому такое взаимодействие дает максимальный результат и для горожан, и для предприятий, которые таким образом решают вопрос закрепления сотрудников в малых городах.

Владислав Казачков: «Мы хотим, чтобы к нам ехали не только за работой, но и за будущим» 1Декомпозеры БАЗа. В них происходит кристаллизация гидроксида алюминия — жидкий алюминат превращается в основу для будущего глиноземаФото: пресс-служба РУСАЛа

Если говорить о Краснотурьинске, для которого ваше предприятие является градообразующим: к реализации каких проектов местные власти вас привлекают?

— Для тех, кто никогда не был в Краснотурьинске, скажу, что это небольшой город с численностью населения 55 тыс. человек. Он находится в 400 км на север от Екатеринбурга. И, конечно, развитие города невозможно без участия градообразующих предприятий, без БАЗа. Просто не хватит бюджетных средств.

Например, за последние 10 лет мы вместе с администрацией города, с нашим главой Александром Устиновым благоустроили все набережные реки Турья в центральной части города. Часть проекта по благоустройству набережных финансировал РУСАЛ. Где-то компания участвовала в проектировании, что позволяло администрации привлекать средства из федерального и областного бюджетов. В результате совместными усилиями мы построили больше 2 км пространства с разными локациями для детей и взрослых. Летом отдохнуть на набережной приезжают и жители соседних городов.

Конечно, самый масштабный и без преувеличения жизненно важный проект — строительство по инициативе Олега Дерипаски Медицинского центра помощи и спасения в 2020 г. для лечения COVID-19. На тот момент в городе не было даже инфекционного отделения. В итоге удалось построить и передать больнице современный, оборудованный всем необходимым центр.

В 2023 г. один из первых кластеров масштабного образовательного проекта «Профессионалитет» был реализован в двух краснотурьинских колледжах при финансовой поддержке РУСАЛа. Это успешное будущее наших детей, первые выпускники уже пришли работать на БАЗ.

Также РУСАЛ финансировал модернизацию городского стадиона. А по инициативе Олега Дерипаски в Краснотурьинске в 2024 г. построен Центр спортивных единоборств «Сокол». Он дал Краснотурьинску спортивную площадку для подготовки 400 ребят по разным единоборствам. Для таких маленьких городов ЦСЕ ― не просто объекты. Это в первую очередь база для спортивного будущего детей, для их достижений, инструмент формирования их характера и здоровья.

Обсуждается, что в первом полугодии 2026 г. в России может сократиться перечень моногородов, а значит, эти территории лишатся господдержки. Если из списка исключат Краснотурьинск — как это повлияет на взаимодействие города и БАЗа? Роль предприятия в развитии города вырастет?

— Думаю, что для нашего сотрудничества с администрацией города ничего не изменится. РУСАЛ и БАЗ стараются максимально эффективно использовать те инструменты, которые у нас есть сегодня, и они не связаны со статусом Краснотурьинска как моногорода. Мы с вами подробно поговорили о достигнутых результатах. Главное, что их видят и высоко оценивают сами жители.

Для многих моногородов с крупными металлургическими заводами одной из ключевых проблем остается экология. В какие технологии для снижения выбросов вы инвестируете? И помогло ли это изменить реальную экологическую обстановку в городе?

— Когда БАЗ вошел в состав компании РУСАЛ, частью завода стала Богословская ТЭЦ, единственная в Краснотурьинске. Первое, что сделал РУСАЛ, — перевел ТЭЦ с угля на природный газ в качестве основного топлива. И жители Краснотурьинска забыли про черный от угольной пыли снег.

Следующим шагом стала реализация проекта замкнутого водооборота, который завершился в 2021 г.: результат — мы кардинально сократили попадание технической воды в Турью (снижение до 80%), и, соответственно, на 80% сократили забор воды из реки на производственные нужды. И сегодня мы продолжаем снижать влияние промплощадки на окружающую среду. Так что модернизация БАЗа идет постоянно, и ее экологическое направление также остается приоритетом.

В 2024 г. мы ввели в постоянную эксплуатацию новую печь кальцинации. Она принципиально нового типа в сравнении с теми тремя, которые она заменила. Благодаря только этой печи снизили потребление природного газа на 30% и в 10 раз сократили выбросы в атмосферу.

Владислав Казачков: «Мы хотим, чтобы к нам ехали не только за работой, но и за будущим» 2Так сегодня выглядят печи кальцинации на предприятии. Фото: пресс-служба БАЗа

В 2025 г. завод начал работать над масштабным проектом модернизации 11 печей спекания и кальцинации. Наша цель — предельно снизить выбросы в атмосферу от этих печей до 2035 г. И, несмотря на все экономические сложности, которые испытывает наша страна в связи с санкциями, РУСАЛ продолжает инвестировать в экологическую модернизацию заводов, в частности БАЗа. Инвестиции РУСАЛа составят порядка 1,8 млрд руб.

В 2023 г. РУСАЛ подписал соглашение с правительством Свердловской области об улучшении экологической ситуации. В рамках соглашения компания планирует направить на природоохранные мероприятия 35 млрд до 2035 г. Проект модернизации печей на БАЗе — часть этой большой экологической программы.

Завод, который «видит» и «слышит»

Сегодня Богословский алюминиевый завод знают прежде всего как производителя глинозема. Но это также и площадка для смелых промышленных экспериментов

Несколько лет назад стало известно, что вы наладили производство содосульфатной смеси, которая используется как основа для стирального порошка. Какова судьба этого проекта?

— Участок, о котором вы спрашиваете, в 2025 г. отметил юбилей — 10-летие. За этот серьезный для такого производства период коллектив участка не только наладил полный цикл переработки отходов глиноземного производства, но и завоевал признание на рынке. Важным этапом стало сотрудничество с компанией «Невская косметика», которое началось спустя всего четыре года после запуска производства.

Начав с объемов в 2,3 тыс. тонн содосульфатной смеси в 2015 г., мы достигли отметки в 34,1 тыс. тонн к 2020-му. За 10 лет работы произведено более 270 тыс. тонн готовой продукции. Участок активно модернизируется и сегодня: внедряются современные системы газоочистки и пылеудаления. Ключевая задача — повысить качество продукции. Планируется увеличение доли продукции высшего сорта «А» с 87% до 90%.

Владислав Казачков: «Мы хотим, чтобы к нам ехали не только за работой, но и за будущим» 3Летом 2025 г. губернатор Денис Паслер оценил ход экологической модернизации на БАЗе. Фото: пресс-служба РУСАЛа

Уральские предприятия постепенно внедряют решения на базе ИИ. В 2024 г. на БАЗе запустили систему «машинного зрения». Какие конкретные выгоды она принесла и с какими сложностями пришлось столкнуться?

— Действительно, в 2024 г. мы внедрили технологию контроля гранулометрического состава спека — сырья для производства глинозема. Это решение создано на основе комплекса моделей компьютерного зрения при помощи ИИ. Внедренная система контроля способна выявлять дефекты на ранних стадиях производства, что помогает нам оперативно реагировать на проблемы и повышать качество продукции. Проект высоко оценило экспертное сообщество — он стал победителем конкурса «Горная индустрия 4.0» в номинации «Решение на основе ИИ для горного производства».

Перед внедрением «машинного зрения» нам пришлось решить несколько сложных технических задач. Главная трудность заключалась в том, чтобы научить систему «видеть» материал одинаково четко. Инженерам пришлось адаптировать систему к определению зависимости между верхним и нижним слоями материала, учитывая положение камер в условиях запыленности и особенности обслуживания конвейера.

Также новую систему нужно было интегрировать в нашу локальную сеть — «БАЗ Мониторинг» и обеспечить ее информационную безопасность, что потребовало значительных ресурсов команды разработчиков.

Приходилось ли вам внедрять другие подобные технологии?

— В 2025 г. мы запустили еще одну систему на базе искусственного интеллекта — так называемый «машинный слух». Специальная технология анализирует звуки работы мельниц и помогает оптимизировать их загрузку. Принцип работы основан на установке датчиков, которые улавливают вибрации и шумы оборудования. Уникальный математический алгоритм обрабатывает эти данные и определяет оптимальную загрузку мельниц рудой. Система игнорирует посторонние шумы и точно настраивает работу оборудования.

Успешные тесты в Краснотурьинске позволили подготовить технологию к внедрению на Ачинском глиноземном комбинате. Там системе потребуется особая настройка из-за специфики местного производства.

Это первый опыт РУСАЛа в применении технологии «машинного слуха» после успешного использования систем машинного зрения, реализованных ранее на БАЗе.

Как вы оцениваете кадровую ситуацию на предприятии?

— На данный момент БАЗ достаточно хорошо укомплектован персоналом, занятым в технологическом процессе. Есть некоторое количество вакансий по «мужским» профессиям, таким как грузчики, чистильщики, железнодорожники, водители.

Это результат системной работы по профориентации, которую мы начинаем со школьников. РУСАЛ одним из первых в Свердловской области создал свой кластер в рамках федерального проекта «Профессионалитет», в который вошли сразу два учреждения среднего профессионального образования в Краснотурьинске. И сегодня первые выпускники уже пришли работать на БАЗ. Кроме этого, на завод трудоустраиваются и студенты младших курсов по специальностям, входящих в проект «Профессионалитет». Это позволяет ребятам адаптироваться на настоящем производстве в рабочих коллективах в процессе дуального образования.

Мы были инициаторами сохранения в нашем городе филиала УрФУ, который БАЗ продолжает поддерживать. У РУСАЛа масштабные предложения для талантливых студентов: стипендиальная программа, по которой победители ссузов получают ежемесячную стипендию до 15 тыс. руб., а вузов — до 25 тыс. руб. Молодежь активно откликается на договоры целевого обучения.

И, конечно, большую роль играет система развития персонала. Расширенная программа добровольного медицинского страхования, жилищная программа, оздоровление работников и их семей, детский отдых — это те части социального пакета, которые финансируются РУСАЛом для закрепления специалистов именно на предприятиях. К достойной заработной плате и весомому социальному пакету БАЗ предлагает многочисленные программы профессионального и личностного роста.

Однако мы не сможем удержать молодежь, если Краснотурьинск не будет городом, комфортным для жизни, для создания семьи, для воспитания детей. Поэтому социальные инвестиции РУСАЛа в городскую инфраструктуру ежегодно растут.

Вместе с администрацией города мы модернизируем образовательные, культурные, спортивные объекты. Особое внимание уделяем развитию здравоохранения.

В прошлом году БАЗ отметил 80-летний юбилей. Каким вы хотите видеть завод к следующему юбилею — через 10 лет?

— Когда речь идет о десяти годах на таком предприятии, как наше, говорить только о выполнении плана и модернизации — значит смотреть по вершинам. Завод — это прежде всего люди, огромный коллектив.

Хочется, чтобы завод был центром притяжения для талантливой молодежи, для технологий, для лучших практик в отрасли. Чтобы к нам стремились не только за стабильной работой, но и за возможностью реализовать самые смелые проекты.

Читайте также на DK.RU: 

>>> «Малые города воспринимают, как людей с ограниченными возможностями. Это можно исправить»

>>> «Игрокам вроде РУСАЛа такое неинтересно»: как «Микроинтек» встроился в рынок гигантов

Самое читаемое
  • До конца года рубль ослабнет более чем на 30% по отношению к долларуДо конца года рубль ослабнет более чем на 30% по отношению к доллару
  • Виталий Калугин: Возможно, я запрыгнул в этот вагон слишком поздноВиталий Калугин: Возможно, я запрыгнул в этот вагон слишком поздно
  • Парковка как драйвер эффективности: опыт международного бизнес-парка «Деловой квартал»Парковка как драйвер эффективности: опыт международного бизнес-парка «Деловой квартал»
  • Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.