Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«А мы жаловаться будем»: как обернуть в пользу бизнеса жалобы и недовольство клиента

«Будет работа, будут и недовольные», «На всех не угодишь» - имея собственный бизнес, можно утешаться такими фразами, но разбираться с претензиями клиентов все равно придется. Как сделать это выгодно?

Каждой компании, независимо от ее сферы деятельности и масштаба, приходится сталкиваться с недовольством клиентов. Сегодня в рубрике «Своё дело» - о том, как организовать этот процесс правильно, и даже извлечь из жалоб выгоду для компании.

Выслушать и понять

Основу работы с жалобами клиентов составляют нехитрые в целом действия: нужно снять негатив и получить информацию о проблеме, чтобы принять меры и не допускать недовольства клиентов впоследствии, пишет интернет-журнал «ПОнедельник».

Но выслушать и понять – тяжелая эмоционально задача. Сотрудник, который это делает, как правило, не виноват, но кричат именно на него. Руководителю также сложно пережить, когда его самого и его компанию поливают ядом в сети или СМИ.

Имеется два противоположных мнения о том, как снизить стресс для сотрудников:

  • Один сотрудник принимает претензию, а второй с ней разбирается. При этом первый может уйти в психологическую оборону: «Я только винтик, я ни в чем не виноват, я передам ваши контакты специалисту…», а второй будет иметь дело с уже остывшим, хотя бы немного успокоившимся клиентом;
  • С заявителем претензии работает один человек. Он получает весь объем негативного выплеска, но в то же самое время в его власти предложить компенсацию и тем самым, как по волшебству, сменить настрой клиента.

Оба этих варианта не отменяют психологические тренинги из области конфликтологии или использование заранее заготовленных шаблонов беседы с недовольным потребителем. Такое обучение точно пойдет на пользу.

Вот что на эту тему говорит Лариса Бердникова, бизнес-тренер, учредитель ГК «Стройс»:

«Моя компания занимается поставкой строительно-отделочных материалов уже 16 лет, в ее оргструктуре существует специальный отдел по работе с претензиями и рекламациями. Весь процесс стандартизирован. Наши менеджеры используют скрипты — сценарии разговора, цель которых минимизировать негативные впечатления клиента и исправить ситуацию. В сценарий беседы включены варианты компенсации, бонусы и предложения. Очень важно получить письменное заявление о несоответствии товара, провести проверку. Добавлю, что благодаря такой четкой системе инспекций возможности «троллинга» сведены к минимуму».

Еще одно мнение эксперта – директора представительства Gunze в России Елены Кузьменко.

«Мы продаем нижнее белье и колготки, для реализации которых есть особенные требования. Поэтому часто жалобы бывают не вполне оправданные. Например, как-то мужчина очень возмущался, что продавец не позволяет ему померить плавки. Пришлось долго доказывать и рассказывать, что мы не имеем права это разрешить. Конечно, бывают редкие претензии, касающиеся брака изделия или связанные с неправильным хранением товара на складе. В этом случаем мы сразу же заменяем товар, приносим извинения, можем сделать скидку на другие покупки.

Скрипты и другие средства дистанцирования от эмоционального накала нацелены не только на то, чтобы защитить сотрудника, но и на то, чтобы он сам не переходил в фазу самозащиты (по крайней мере, сразу). Это очень важный момент. Рыночная экономика требует, чтобы клиент оставался довольным, а сервис — дружелюбным. (Подумайте только, каким это испытанием было для работников советской закалки.) Между тем естественная реакция на агрессию — защитная. Возможно, потребитель неправ, что-то недопонял или пошел на сознательный обман. Как бы ни хотелось объяснить ему это сразу и максимально доходчиво, делать этого не стоит».

Высказала свое мнение и Людмила Мишкина, директор департамента дистанционных сервисов банка «Хоум Кредит»:

«Мы приняли для себя правило, что любая претензия клиента для нас обоснованная. Есть ситуации, когда мы не можем удовлетворить просьбу клиента, и это нормально. Но мы общаемся с клиентом и рассказываем ему о причинах, внимательно относимся к человеку и его вопросу. Если претензия требует детального рассмотрения, исправления ошибки, нестандартного подхода, такое обращение передается в команду экспертов. Клиент знает номер обращения и сроки решения. Эксперт отвечает перед клиентом за результат и обладает необходимыми компетенциями и полномочиями, при необходимости привлекает специалистов из других подразделений. Мы организовываем модель обслуживания на основе персональной ответственности и верим, что подход себя оправдает».

Юлия Шатилова, директор по PR и рекламе Alessandro Group, рассказала следующее:

«Претензии — золотая жила для бизнеса: источник понимания стратегии его развития. Чуть больше года назад мы полностью пересмотрели свою работу с отзывами клиентов. Сейчас у нас нет задачи наказать виновных или оправдать невиноватых, важно понять, что не устраивает наших посетителей и, в условиях высокой конкуренции, пересмотреть свой подход к сервису с учетом их замечаний. Администраторы салонов ориентированы на то, что бы на месте разрешить напряженную ситуацию, ведь если мы хотим, чтобы клиент вернулся к нам, то он должен уйти из салона счастливым. Каждый посетитель — это офлайновая социальная сеть, и мы заинтересованы, чтобы всем своим друзьям и знакомым он передал только позитивные эмоции. Кстати, наши наблюдения позволяют отметить, что претензия, выраженная на просторах интернета, редко бывает обоснованной. Чаще это следствие особой эмоциональности автора или откровенный троллинг. Грамотный и быстрый ответ на подобный отзыв очень важен: он не только способствует росту лояльности существующих клиентов, но и является эффективным средством привлечения новых».

IT ответ на любую жалобу

Работу с претензиями, как и многие другие процессы, стараются автоматизировать. Примитивный уровень – это формы «Отправить сообщение об ошибке» или кнопка «Пожаловаться». Более продвинутые сервисы позволяют выполнять многоступенчатые действия, вплоть до отправки отчета об удовлетворении претензии.

В идеале всем хотелось бы иметь гарантированную систему предупреждения претензий, однако это невозможно. Для компании реально только совершенствовать способы коммуникации с потребителем и минимизации вреда от его претензий для репутации компании, в частности переводить коммуникацию из общего канала в персональный (скажем, со стены в «В Контакте» в личные сообщения или почту).

Татьяна Новожилова, менеджер по маркетингу ООО «Сити Сервис»:

«Наша компания специализируется на сборке мебели для рынка b2b. Наши основные клиенты — производители мебели, мебельные центры, интернет-магазины, архитектурные бюро, заключая договор с которыми, мы осуществляем сборку мебели их конечному потребителю. Если следовать формуле, что прочность всей системы определяется и ограничивается самым слабым ее звеном, то для мебельного бизнеса такие звенья — доставка и сборка. Большинство рекламаций поступают к продавцу мебели из-за неправильного замера при изготовлении дизайн-проекта; отсутствия элементов гарнитуры при доставке; производственного брака; повреждения при доставке; профессиональных навыков сборщика. Фактически все эти риски не могут быть в полной степени подконтрольны продавцу, хотя именно он — то контактное лицо, к которому обращается разочарованный потребитель. Для работы с претензиями в нашей компании существует штат технологов, прошедших обучение на различных мебельных производствах, в том числе иностранных, которые в мельчайших деталях понимают процесс сборки, проводят обучение новых сотрудников, а также рассматривают полученные рекламации. Отмечу, что мы внедрили систему «единого рекламационного окна» (ЕРО): производится запись телефонных обращений клиентов (b2c), фотофиксация рекламации и передача информации в режиме онлайн в программное приложение ЕРО (личный кабинет клиента). Это услуга очень востребована».

Иван Шкварун, co-founder Oprosso:

«Мы создали IT-решение, которое позволяет превентивно опрашивать клиентов, удовлетворены ли они услугой или товаром, и тем самым снимать негатив. Если клиент дал плохую оценку, ему тут же перезванивает сотрудник колл-центра или просто выделенный для этого специалист и уточняет, что именно не так. Решение Oprosso — это оптимизация процесса сбора обратной связи от клиентов. Время создания одного опроса составляет 30 минут. Соответственно, один специалист может создавать в день много опросов, использовать разные каналы и видеть результаты ответов в онлайне, а также автоматом выгружать отчетность и передавать ее руководителю. Компания РЖД с помощью этого опрашивает клиентов во время поездки в «Сапсане», а также по факту завершения путешествия, банк ВТБ24 проводит маркетинговые исследования по новым продуктам, сейчас планируем пилотные проекты с Росбанком и «Аэрофлотом». Словом, серьезные компании уже оценили.

Кстати, превентивные опросы удобны еще и потому, что порой «претензия» клиента — это его холодное и гордое молчание и тотальное игнорирование вашей компании и любых знаков внимания с вашей стороны. И такого, разумеется, быть не должно!

Читайте во второй части материала о том, чем могут полезны жалобы клиентов и что такое «управление ожиданием».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.