Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

А ресторанчик непросто открывается

«Кушать подано» — это звучит гордо Недавно пришлось слышать жалобу сильно преуспевающего бизнесмена: дескать, из пяти крутых екатеринбургских ресторанов, которые ему довелось посетить в последнее в

Есть такая байка о Сергее Довлатове: как-то в Питере поздней ночью он поймал такси и обратился к водителю, где, мол, тут ближайший бар, подбрось до него. На это таксист заметил с философским юмором, что ближайший работающий бар находится в Хельсинки. Не мудрено, что писатель в конце концов эмигрировал. Мы же дождались наступления «БАРских» времен у себя на родине. В той же Москве сейчас, кажется, в каждом втором доме функционирует какая-нибудь ресторация, кофейня, пиццерия или барчик. В Екатеринбурге их тоже немало — каждый месяц открывается новый полноценный ресторан. Олег Ананьев был в числе «пионеров» культурного питания в столице Урала и первым додумался спарить парную баню с высококлассным рестораном.

«Кушать подано» — это звучит гордо

Недавно пришлось слышать жалобу сильно преуспевающего бизнесмена: дескать, из пяти крутых екатеринбургских ресторанов, которые ему довелось посетить в последнее время, в четырех он жестоко отравился. Господин выражал искреннее удивление, граничащее с возмущением. Неизвестно, то ли желудок у него был слишком нежен, то ли ему не повезло, а может — крутость заведений носила внешний характер, не распространяясь на кухню. Бог весть, еда дело — тонкое: на всех не угодишь. Однако нельзя не признать, что мы далеко продвинулись в нанесении на карту любимого города элитных точек общепита, оставив позади забубенные времена, когда двери считанных рестораций приходилось брать с боем, когда шампанское могли принести в графине, когда весь вечер случалось страдать от музыкальных пристрастий друзей из солнечного Узбекистана, вздрагивая от импровизаций полупьяного оркестра.

Теперь все не так — в ресторан ходят поесть, а не потанцевать. В ходу термин «ресторанный бизнес». В Москве в него активно двинулись люди искусства — как говорится, и артисты, и карикатуристы, и даже книгоиздатели. В Екатеринбурге деятели культуры пока пасуют. Ресторанное дело у нас в основном поднимают тертые в бизнесе «калачи» с давнишней предпринимательской закваской. Например, Олег Ананьев, «до того как» создавший первый в городе дорогой универмаг, читай супермаркет не для всех — «Западный». Впрочем, в его богатой (на смену профессий) биографии все же имеется эпизод, когда он «работал» вольным художником.

Мы сидим в его «Вечерах на хуторе», и я волнуюсь, что звон тарелок и приборов вкупе с хохляцкими, идущими фоном напевами, напрочь перекроет наш диалог, и спрашиваю, считает ли он себя ресторатором в полном смысле этого слова, Ананьев без тени кокетства отвечает:

— Если честно, я еще немного побаиваюсь столь громкого определения. Но другого еще никто не придумал. Громко назвать себя ресторатором скромность не позволяет. Хотелось бы так именоваться, поскольку это единственное, чем я сейчас занимаюсь — только открытием мест общественного питания, и хочу этим заниматься дальше, пока не надоело. Собственно, у меня основная профессия — организация торговых и общепитовских процессов. Правда, моя нынешняя практика не имеет ничего общего с тем, чему меня учили в СИНХе. Хотя, я полагаю, у нас сейчас специалист не тот, кто имеет диплом, а тот, у кого больше опыт и стаж работы в какой-либо сфере. Я одним из первых здесь начал развивать ресторанный бизнес и все равно буду на шаг впереди людей, вошедших в наше дело только пару лет назад.

— А что заставило вас ввязаться в ресторанный бизнес? Вы любили поесть?

— Да нет, я из еды культа никогда не делал. В большой мере дефолт заставил. Незадолго до 17 августа захотелось иметь свой ресторанчик, поначалу не столько для прибыли, сколько ради престижа, чтобы было место встреч и т. д. Я в то время только торговал и ни сном ни духом не предполагал, что стану ресторатором. Как раз после кризиса было время подумать, что делать дальше, а я уже немного вник в суть процесса, почувствовал вкус к ресторанной деятельности, мне действительно понравилось. Я решил не заниматься больше скучным делом, каким мне всегда казалась торговля. Очень сложно творчески выразить себя в перепродаже товаров. А тут раздолье, многообразно можно себя проявить: и в разработке интерьеров, и в подаче блюд, и технологии приготовления изменять, пожалуйста. Творческая работа.

— Получается, вы беретесь за все?

— Может быть, это непрофессионально, в будущем, я, наверное, больше стану прибегать к услугам специалистов. Я понимаю, что каждый должен свою работу делать: дизайнер оформлять, строитель строить, повар должен готовить. Я, разумеется, сам не поварю на кухне, но с удовольствием участвую в разработке новых блюд. И вообще, если чувствую, что в чем-то не сильно уступаю профи, стараюсь не упускать возможности попробовать себя в новом ремесле.

— Вы, насколько мне известно, живописью активно занимались?

— Было такое. И рисовал, и продавал картины, и жил только на это.

— В какой манере работали?

— У меня особой школы нет. На пленэре я не стоял. Но у меня приличная техника снятия копий. Я копировал полотна Айвазовского, Шишкина, голландские натюрморты, неплохо получалось. Создание ресторана можно сравнить с тем же состоянием, которое посещает, когда пишешь картину: вдохновение поймал, работа тебя захватила, пошло дело, и тебя больше ничего не волнует. В едином порыве все совершаешь, не чувствуешь, что вот ты трудишься. Конечно, когда стройка затягивается — нерадостно. Но это неизбежные издержки производства. В такие моменты я стараюсь сам что-нибудь поделать своими руками. Придешь, увидишь, как интерьер оформляют, и не можешь удержаться — там приколотишь, здесь подкрасишь. Я ведь по одной из специальностей столяр-плотник пятого разряда. Так что, можно сказать, в возведении ресторанов я лично принимаю самое непосредственное участие. И в приготовлении еды — тоже.

— Вы что же, сами изобретаете блюда или модернизируете уже известные?

— По-разному бывает, и старые рецепты дорабатываем, а случается, что блюдо рождается у меня в голове, будто в воздухе витает. Реализуешь на практике, на самом деле вкуснятина выходит. Интересно разрабатывать технологические приемы. Ведь есть замечательные блюда, которые не всегда можно приготовить в ресторане или кафе. Многие домашние кушанья требуют долгой готовки, приходится переделывать под ресторанную специфику.

— Есть у вас фирменное блюдо — предмет гордости?

— Помню, сделал однажды кушанье, которое нигде больше не встречал — котлеты из тройного мяса, внутри — с костным мозгом. В косточке же самое вкусное — ее содержимое, гурманы обязательно выскребают. Подумал, почему бы отдельно не подавать. Только предварительно выпаривать жир и гарнировать гренками. А потом стали в разные блюда добавлять. Большим успехом пользовалась гречневая каша с костным мозгом и кедровыми орехами — питательно и пальчики оближешь. Деликатесом считается. Вот как фуа-гра во Франции, так костный мозг в России. Я, возможно, ничего гениального не придумал, но все эти тонкости и нюансы важны для ресторанной подачи. А настоящий предмет гордости — мой борщ, мне, кажется, так никто больше не готовит, соблюдая все рецептурные хитрости. Но борщ свой я делаю только дома, потому что это длительный процесс, многочасовой.

Везде своя кухня

Есть в Олеге Ананьеве петровские замашки, эдакий «царь-плотник». Он натуральный селф мэйд мэн, последовательно выбивавшийся в люди. Путь, воплощающий социалистическую мечту — из рабочих в директора завода, — в капиталистической транскрипции сложился несколько иначе. «Господи, кем только не приходилось быть, — говорит Ананьев, — не только плотником, но и сварщиком, и на конвейере стоял, и с лотка торговал, и продавцом работал, и брокером, и оптовым торговцем». Став главой и хозяином большого супермаркета, другой бы на его месте подвел баланс в жизненном меню и успокоился. Олег Ананьев выказал себя гурманом, в том смысле что выбрал наиболее эстетский бизнес-промысел, где действовать пришлось почти вслепую, начиная с нулевого цикла. Каким образом рестораны делаются в идеале, не знали даже матерые советские завпроизводством, а люди со свежими синховскими корочками — тем более.

— Как появляются идеи ресторанов, их, скажем так, легенды? Вы учитываете модные веяния: допустим, в следующем сезоне будут популярны заведения с испанской тематикой, значит, надо косить под Мадрид?

— Мода меняется очень быстро, в Екатеринбурге вообще чуть ли не ежегодно — у нас в городе это интенсивно развивающийся рынок. Трудно уследить за веяниями. Лучше не гоняться за конъюнктурой, а строить на века. А не так, чтобы — только отбить деньги и сразу хвататься за другое. Надо работать на опережение моды, иметь ее в виду, но делать то, чего хочется в данный момент. Идея должна созреть, и тогда будет все успешно.

— Когда сами решили открыть ресторан «Русская охота», держали в голове какой-то зримый образ?

— В том, что выбор пал на заведение с русской кухней, есть опосредованное влияние московского ресторана «Царская охота», пожалуй, первой серьезной ресторации в стране. Я был поражен, когда там побывал впервые, закорючка в душе осталась. «Царская охота» на Рублевке и для Москвы тогдашней стала откровением. Все подкупало: стиль, дизайн, шкуры на стенах, подача блюд, вышколенная обслуга. Это заведение подарило мне новое представление о ресторане, основу заложило.

— У вас был инвестор или вы финансировали проект самостоятельно?

— Вкладывал собственные деньги. Это единственное, с чем я остался. И на ресторанчик я поставил, как говорится, все. Отчего и приходилось самому вникать в каждую мелочь, это была жизненная необходимость. Ну и ответственность чувствовал — семью надо было кормить. Слава богу, других ресторанов, сделанных по-новому, открылось тогда еще немного, конкуренция небольшая, заведений пять всего, а старые рестораны уже уходили в прошлое. Это давало определенную фору, чтобы войти в дело, не спеша понять его. В те годы, если ты предлагал добротную, вкусную пищу и уделял хоть какое-то внимание обслуживанию, это уже было успешно.

— Прогореть не боялись?

— Мне кажется, начиная бизнес-проект, об этом вообще нельзя думать. Если ты заражен идеей, тебя не должны мучить сомнения, никакие. А раз мучают, лучше не начинай. Без толку все раскладывать по полочкам, ага, вот здесь плюс, а здесь минус, прагматикам-буквоедам вообще нечего делать в бизнесе при существующей финансовой системе. Я человек, который менее расположен к анализу, а более склонен доверять своей интуиции, на этом, собственно, и живу. Случались и ошибки, но все-таки позитива было гораздо больше. Интуиция меня редко подводила.

— Как скоро заведение стало рентабельным?

— Наверно, через год, когда стал обращать на это внимание и увидел, что предприятие реально приносит прибыль. Если разбираться с этим, ресторан и рентабельность находятся в сложных взаимоотношениях. Тем более ситуация меняется, конкуренция добавляет проблем. Это заставляет двигаться. Что меня бесит, так это несерьезное занятие ресторанами. Я и в глаза это говорю, куда вы суетесь, куда? Никогда не поверю тем, кто заявляют, что открывают ресторан для себя и на деньги им наплевать. Не верю. Любой втайне надеется, что его ресторан станет успешным, к нему начнут ходить, хвалить. А удачи случаются крайне редко. Наоткрывалось по городу куча псевдоресторанов. Своей плохой кухней и низким качеством обслуживания они портят отношение людей к ресторанному бизнесу. Оттягивают посетителей. Я не знаю, конкуренция это или нет. Интересно бороться с профессионалами. С дилетантами соревноваться глупо, они тормозят процесс, наносят вред всему движению, так до конца и неразвившемуся.

— Что такое, по-вашему, профессиональный ресторан?

— В моем представлении на первом месте всегда должна стоять кухня. Сколько бы ты денег ни убил в дизайн, все равно важно, какую еду ты готовишь. Второе — обслуживание обязано соответствовать заявленному уровню заведения. Третье — комфорт. И конечно, цены должны быть адекватными. Можно прекрасно готовить, но заряжать такие цены — из большого уважения к себе или стараясь быстрее отбить деньги — что лишний раз к тебе никто не зайдет... Я за гармоничность.

— Делаете ставку на суперповаров?

— Шеф-повар — ключевая фигура, это качество кухни. В Екатеринбурге хороших поваров нет в должном количестве, приходится выискивать, заманивать. Я бы с удовольствием купил самых лучших поваров во все свои рестораны, но иногда это, увы, нерентабельно. Однако сейчас запускаю новый проект — кафе «Фигаро», а’ля французское. Где найти повара? В Екатеринбурге точно такому не учат. Естественно, взял человека в Москве, искал полгода, стоял в очереди за вакансиями, ну и вытащил повара, не француза, правда, но у нас сейчас очень высокая поварская школа в Москве, это одна из ведущих столиц мира по питанию, оттуда можно приглашать смело в любую заграницу. Раньше были такие проблемы с поварами, что максимум можно было открыть только русскую либо украинскую кухню… А если совсем откровенно говорить, весь ресторанный бизнес — большая лотерея: сколько ни просчитываешь все нюансы, все равно что вышло, ты узнаешь только после открытия.

— Ничего нельзя предсказать?

— Абсолютно. Я сошлюсь на авторитет товарища Новикова (Речь идет об Аркадии Новикове, едва ли не главном российском ресторанном мэтре, наиболее известном и уважаемом рестораторе Москвы — прим. авт.). Он не раз говорил, что у него из трех ресторанов два удачных, и это после открытия 80 ресторанов. Вот и сейчас у него новый ресторан не оправдал себя. Все учесть сложно. А бывает по-иному: проходной проект, который делаешь левой пяткой, может попасть в яблочко и будет в пять раз рентабельней концептуальной заготовки, на которую ты возлагал большие надежды. Такой бизнес, где многое зависит просто от чутья.

Едите в бане

Есть подозрение, что в истории ресторанного бизнеса в России имя Олега Ананьева останется благодаря тому, что он совместил прежде казавшееся несовместимым. По примеру Потемкина он выстроил «ананьевскую деревню», слив в одном флаконе банно-помывочный комплекс и роскошную едальню. Сам автор не делал на него больших ставок. Лубочная пастораль со скатертью-самобранкой на свежем воздухе затмила по популярности фешенебельные гранд-паласы. Что это — умелое потакание вкусам, причем не самым высоким? Но многие ли так ненатужно умеют им потакать?

— У вас были провальные проекты?

— Совсем провальных, если честно, не было. По жизни я вообще всегда был сравнительно успешен. Есть проекты, которые года три назад были бы очень актуальны, а сейчас они просто сольются с общим фоном. Были, конечно, промахи, когда я не достигал ожидаемого результата. Не в ту нишу полез, нужной прибыли не получил. Но тут суть не в ошибках, а в умении их вовремя исправлять, понять — в чем просчитался. Можно вносить коррективы по ходу пьесы — постепенно, резких движений делать не следует. Например, что у меня вышло с тем же самым «Швейком»? Открыл как одно предприятие. Через год оно стало совершенно другим. И я снова его рекламирую, но позиционирую по-иному. Полностью сменилась концепция. Там был пивбар большой, демократичный, дешевый, для толпы. Мне это не понравилось. Я решил его переделать в ресторан модной европейской кухни, не только чешской.

— Что выгоднее — заведения для богатых или недорогие рестораны?

— Короче, самое выгодное это Макдоналдс. Всегда так будет. Тут ничего не поделаешь. Фаст-фуды — серьезный рынок, есть люди, долго им занимающиеся, и вложения тут требуются немаленькие. Для меня пойти в эту сферу — заранее себя на провал толкать. Да мне и не нравится быстрое питание, я отдаю предпочтение высокой кухне, мне хочется кормить изысканной едой. Я попробовал делать дешевый пивбар. Не мое это, когда бардак, неуправляемый совершенно ресторан. Пусть это выгоднее — уровень доходов у населения невысок, — но от своих пристрастий я не могу отказаться.

— Какой из ваших ресторанов получился наиболее удачным?

— Как говорят художники, лучшая картина еще не написана (смеется). Моя удача — комплекс «Русские бани» на Сибирском тракте.

— Ваша идея?

— Моя. Как человек, долго живший в деревянном доме, я всегда мылся в бане. Я не приемлю душ, финскую сауну. Все время хотелось иметь хорошую русскую парную. Но надо еще, чтобы она была постоянно под рукой. И я попробовал сделать такой необычный конгломерат. Без расчетов, на чистой интуиции. Нашлось место на выезде из города. Я построил бани. Стилизовал под русскую деревню. Колодцы, плетни, русские девушки ходят в фартуках — официантки. Парильщики — профессионалы. Сейчас это выросло в серьезное предприятие. Но то, что оно будет настолько популярным, что в самую точку попаду, я даже не подозревал. А пользуется оно бешеным спросом. Словно только это народу и надо было, именно по этому он скучал. Я угадал случайно.

— Странно звучит — баня-ресторан.

— Да, все вместе. Общепит с парилкой. Комплекс по типу «СПА», с водой опять же связано. Не эти сауны подвальные, а именно полноценный отдых. На природе, где и душа отдыхает, и глаза, и тело.

— Обедают в простынях?

— Там отдельные домики. Сидишь, ешь, все чин по чину, вокруг елки, петухи-куры ходят. Паришься березовым веником, печка на дровах. Все банные атрибуты. И, кроме того, за тобой ухаживают, кормят тебя русской едой: пельмени, икра, квас-окрошка, селедочка. Я бы сказал, это не то что удачный проект, это любимый проект. Безумно нравится и хочется им впредь заниматься. То же самое у меня когда-то было с супермаркетом «Западный» — он стал удачей и в финансовом, и в творческом плане. Я его придумал, открыл, раскачал и владел им. Есть объекты «душевные», а есть чисто коммерческие.

— Ресторан-баня — уральское ноу-хау?

— Из Москвы, из Сибири приезжают, удивляются. Приятно. Но ноу-хау это, будем считать, русское.

Повара и воры

В разговоре Олег Ананьев неоднократно вставлял короткие прочувствованные тирады о «сложностях бизнеса». Не то чтобы жаловался — скорее, пытался как-то оправдать, объяснить причину сегодняшнего несовершенства местной ресторанной отрасли. Как явствовало из диалога, сложности эти не столько экономического толка: проблемы у нас по сию пору упираются в пресловутый «менталитет». Потомственному французскому ресторатору никогда не понять, что главные загвоздки его русского коллеги не в том, увы, что соус бешамель подали не к тому блюду. В ресторане месье Септима не мелькают за кухонной дверью тени столовских несунов, не проглядывают в красиво отпечатанных меню таблички с великим общепитовским лозунгом «Покушал — убирайся сам». Месье трудно будет вообразить, что о его заведении заговорят все в один голос не после превосходного званого ужина с итальянцами, а сразу вслед за тем, как местный депутат однажды кинет тарелкой в кого-то за соседним столиком (что, кстати, и произошло в свое время в «Вечерах на хуторе»). Господин Септим подавился бы консоме с пашотом, узнав, что истинное мастерство его бармена состоит не в обращении с шейкером, а в определении на глаз степени опьянения клиента с последующим художественным обсчетом оного.

— Какие у вас критерии отбора официантов?

— Тут не до критериев, честно говоря. Персонал — это вообще самая больная тема сегодня. Нет класса официантов как такового. Все оттого, что люди у нас не хотят всю жизнь работать официантами, понимаете? Я вот заходил в «Порт Стэнли» (рыбный ресторан в Екатеринбурге, где обслуживают в основном приезжие иностранцы — прим. авт.). Черт, до чего же хорошо, взрослые мужики работают, с достоинством, красиво. Как заграницей, там почетно в хорошем ресторане служить по 20 лет на одном месте. А у нас нет, не считается профессия официанта престижной. Раньше, до перестройки, еще хоть немного ее уважали, а потом почему-то она стала рассматриваться как халдейская должность. Видите, одни студенты работают. Думают: вот, пока в институте учусь — перебьюсь, а затем буду главным где-нибудь. Однозначно так. Когда поостынут, амбиции умерят, снова приходят: ладно, хорошо, буду продолжать. Но вынужденно, а не по призванию остаются работать, вот в чем беда. Хотя есть призвание быть официантом. Сколько раз замечал, не в обиду парням будет сказано, у прекрасной половины это лучше всего получается. Им хватает обаяния, желания сказать комплимент клиенту. Не отвечать на грубость, улыбаться всегда. Им не лень, не надо заставлять себя, а это и есть призвание. Они ценят свою профессию, они и зарабатывают больше. А парни все, у меня твердое ощущение, идут в бармены и официанты с одной-единственной целью — своровать. Можете написать крупными буквами. Некоторые не воруют лишь потому, что я бдительно за ними слежу, ловлю постоянно, выгоняю. Но все равно, только отвернешься — обязательно что-нибудь утащат. А заменить некем. Думаешь, а ладно, откроюсь хоть с ними, дальше разберемся. Хороших кадров так мало, что специально переплачиваешь, лишь бы их не перекупили. Ведь ситуация какая: то и дело создаются карманные рестораны-однодневки, владельцы которых озабочены только тем, чтобы пустить пыль в глаза, потешить свое самолюбие, собрать все сливки, всех лучших в городе спецов и кичиться этим. Они даже не просчитывают рентабельность. А ты ни с чем остаешься. Умные работники, конечно, понимают, что это все игрушки больших дядек, такие проекты недолговечны, и гораздо выгоднее работать на одном стабильном предприятии, чем перескакивать с места на место. Но не все. Портят только послужной список. Проблема всеобщая — страна непрофессионалов.

— Вас обсчитывали когда-нибудь?

— Наверно. Я к этому просто отношусь. Для меня это не страшно, редко смотрю в счета. Ну, обманул меня официант на 200 руб., это гордость мою никак не затрагивает. Я не обеднею, а тот человек не обогатится. Но это все индивидуально, я, к примеру, никогда не торгуюсь, считаю ниже своего достоинства, даю, сколько просят. Копейки выторговывать не могу, видимо, какой-то комплекс внутренний.

— В городе хватит посетителей на это все увеличивающееся количество ресторанов?

— Да, возьмешь, бывает, справочник — там сотня ресторанов, господи, а идти-то некуда, десятый раз по тому же кругу. А хочется куда-нибудь заглянуть, удивиться, полакомиться. Тем не менее люди стали привыкать к ресторанам. Стали реже есть дома, ходят в рестораны и завтракать, и ужинать. Не только повеселиться-напиться, но и провести время за хорошим бокалом вина. В винах стали разбираться, не только в водке.

— Заведения конкурентов изучаете?

— Комплекса по этому поводу нет. Везде посещаю различные рестораны, с удовольствием учусь. Иногда по-хорошему «ворую». Зачем изобретать велосипед, когда можно взять классно придуманное и отработать по-своему. Персонал неэтично уводить. А воровать идеи не зазорно, хотя, возможно, и не в черте родного города. Как художник — перерисовал, сделал хорошую копию.

— Что удалось украсть?

— Блюда. Интерьерные какие-то вещи. Нам не надо далеко ездить, на Запад. В Москве все есть. В основном воруются креативные идеи. Сама подача. А технология питания везде одинаковая. Все ей пользуются, что тут красть.

— Создается ощущение, что интерьерный дизайн ресторанов у нас довольно однотипный.

— Потому что недостаточно хороших дизайнеров, как и поваров. Проекты оформления все передирают из одних и тех же журналов. Высококлассные дизайнеры, которые действительно востребованы, берут очень дорого и подвизаются главным образом на коттеджах. Получается — каждый сам себе художник из серии «что я, сам оформление не придумаю?». И я этим грешу. Правда, в Екатеринбурге дизайн — не главное. Пусть хоть золотом все будет отделано, но если раз придешь и плохо накормят, второй раз никого не заманишь, вот и весь интерьер. В столице очень важна тусовка, и ее принято завлекать навороченным дизайном. Но в Екатеринбурге тусовка одна и маленькая, на нее рассчитывать не приходится. Копировать «от и до» все равно нельзя, надо адаптировать к местным условиям.

— Считается, что известным в городе рестораторам найти инвестора — не вопрос. Вам легко доверяют деньги?

— Инвестиции найти сложно, надо, чтобы тебе поверили. Все хотят вкладываться без риска, зная, что на этом точно заработаешь. Я, собственно, сам в последнее время работаю на инвестициях. Не на свои деньги все открываю. Если бы дали возможность, я миллионов сто вбухал в Екатеринбург, настроил бы ресторанов, под парами стоит несколько проектов, легко реализуемых, идей достаточно. Где только деньги взять, когда даже в банках нету, не то что у кого-то свободные средства просто так лежат. Ответственно могу заявить, каждый ресторатор у нас в городе сидит на инвестициях серьезного предприятия, у которого образовались финансовые излишки. Вот их и пускают таким образом в оборот, чтобы доход приносили. И почти нет предпринимателей, работающих исключительно в ресторанной отрасли. То есть это у них не основной бизнес, а побочный, что и приводит к нерадужным последствиям. Не видят разницы между открытием ресторана и, к примеру, завода по производству спичек.

— Ресторанный бизнес считается неким излишеством?

— Здесь другая тема уже идет. Все поняли, что это вполне прибыльное дело. Но когда мне, при всем моем опыте, говорят: ты даешь стопроцентную гарантию, что отобьешь деньги, которые мы в тебя вложим, я отвечаю: клянусь, не отобью; примерно могу обещать, что должно окупиться, все силы приложу, но риск — 50х50 — остается, только если ты не Макдоналдс строишь.

— Что дороже должно быть в ресторане — еда или питье?

— От направления ресторана зависит. Я сейчас «Фигаро» открываю, там будет коллекция хороших французских вин. И они будут дорогими — бутылка тысячу рублей, как минимум. А то и сто долларов. При этом стоимость блюда до 1 тыс. руб. Повышенная рентабельность спиртного обманчива, люди в ресторане все равно должны есть. На блюдах ресторан зарабатывает больше, чем на наценке на бутылку.

— Собственные заведения со временем закрывать не собираетесь?

— Закрывать — точно нет, переделывать — да. Трудности ведь сейчас не только в инвестициях и персонале, а еще и в помещениях, приспособленных именно для точек питания. В основном я занимаюсь чем? Из дерьма делаю конфету. Не будешь же строить специально здание, здесь другие законы бизнеса, очень долго окупаться будет. Вот и приходится встраиваться, проводить реконструкцию полностью, чтобы кухню сделать, там, где раньше подвал был или аптека. Редко так везет, как с «Вечерами», — тут и раньше кафе располагалось. Чаще требуются большие переделки. Дефицит помещений страшный. Есть пара проектов, которые я не могу начать, просто потому что стою в очереди и жду, когда освободятся какие-нибудь более-менее приличные площади, кто-то профиль поменяет, продаст либо аренда закончится.

Вот так, господа, некогда посетители стояли в очереди в надежде попасть в ресторан, а теперь рестораторы занимают друг за другом, мечтая открыть для нас еще один ресторанчик.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.