Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

«Аэрофлот» не пускает авиакомпании из Прибалтики в Екатеринбург — Нил Ушаков

«Финансовый кризис отвадил российских туристов, а большая политика — бизнес-мигрантов. Потери удалось частично компенсировать, но компенсация — это не развитие». Колонка мэра Риги Нила Ушакова.

Нил Ушаков, мэр Риги (Латвия):

— Рига потеряла российских туристов. До кризиса в общей структуре туристического потока на россиян приходился 31%, сейчас — всего 10%. Но мы компенсировали эту потерю за счет Западной Европы: в 2014 г. Ригу признали культурной столицей Европы, и поток европейских туристов составил около двух миллионов. В этом году — на том же уровне. Но если бы были россияне, то был бы еще больший прирост.

Конечно, стараемся что-то с этим сделать, напоминаем, что Рига совсем рядом, близко, очень доступна по цене, что у нас объективно один из лучших рождественских рынков Европы… При этом понимаем, что массовые рекламные кампании эффекта не дадут — и не из-за санкций, а из-за низкого курса рубля. Кризис рано или поздно закончится, а нам продвигать образ Риги в России нужно постоянно. Сейчас мы просто напоминаем о себе: может быть, человек не приедет к нам на это рождество, но будет рождество 2016 и 2017 годов…

Если говорить про российский туризм, то кроме выгодной комбинации «цена — качество» у Риги есть еще одно важнейшее преимущество: здесь тебя всегда поймут.

Вероятность того, что ты столкнешься в сфере обслуживания с человеком, который не будет говорить по-русски, минимальна. Есть молодежь, которая владеет только английским, но таких очень мало.

Для скандинавских стран у нас другое позиционирование. Во-первых, вопрос цены. Норвежцы могут приехать сюда, просто сходить к парикмахеру, посетить несколько сеансов массажа, сходить в хороший ресторан — и всё, они уже полностью окупили стоимость билета на самолет. Им предлагаем базовые медицинские услуги, которые здесь в разы дешевле, чем в Скандинавии. Плюс западноевропейцам интересна историческая комбинация: с одной стороны, средневековый немецкий город,  стилистически привычные им кварталы, с другой — все это перемешано с советским наследием.

Туризм для нас важен, ведь два миллиона туристов для города с населением в 700 тысяч — это большой плюс. Но есть и другие направления, стратегически не менее важные. Рига — это финансовый центр, здесь много производств с высокой добавленной стоимостью, например, фармацевтика. В основном производства, конечно, размещены за пределами города, где земля дешевле.

Много внимания уделяем внешнему виду города, реставрации старинных зданий. Абсолютное их большинство — это частная собственность. Если здание нуждается  в срочной реконструкции, то собственник по закону облагается двойной ставкой налога на недвижимость — скажем, 100 тыс. евро в год вместо 50 тыс. Сейчас пытаемся договориться, чтобы разрешили ставить тройную ставку. Это очень мотивирует.

У нас работают специальные комиссии, которые оценивают состояние городских зданий. Если оно представляет угрозу, то мы даем время собственнику либо привести его в порядок, либо снести. В случае отказа, и если это не исторический объект, сносим сами — потом через суд взыскиваем расходы на снос. Много объектов за последний год таким образом ликвидировали.

У нас одно из самых жестких законодательств в отношении исторических зданий. Запрещены какие-либо кондиционеры на фасадах, в центре города в историческом здании нельзя менять оконные рамы, только реставрировать старые. В чем-то такой подход тормозит развитие города, в чем-то — сохраняет. Очень помогла нам в свое время программа, по которой мы предоставляли иностранцам вид на жительство в обмен на покупку недвижимости. Было массово продано порядка 10 тыс. объектов. В первую очередь покупали инвесторы из России, Казахстана, Украины. Под эту программу все исторические здания тогда полностью реставрировались, приводились в порядок — это все были частные средства.

Сокращаем возможности для проезда автомобильного транспорта в центр — приоритет за велодвижением. С нуля создаем велопарковки, велодорожки. Правда, у нас инфраструктура в целом сильно отстает от того, насколько люди активно сейчас используют велосипед. У нас в летние месяцы 65% — это общественный транспорт, до 25% — машины и 13% — велосипеды. А 80% несчастных случаев — это велосипедист и пешеход на тротуаре. Приходится перераспределять пространство, хоть автомобилистам это и не нравится.

Мы принципиально не занимаемся национальными языковыми вопросами. Команда у нас наполовину латышская, наполовину русскоязычная. В Риге 115 школ, чуть больше половины — с углубленным изучением латышского, чуть меньше — смешанная программа на русском языке, в выпускных классах 40% обучения на русском, 60% — на латышском. На выходе выпускники свободно говорят на двух языках, они конкурентоспособны на рынке труда. Плюс у нас есть белорусская школа, украинская, польская, литовская, эстонская, еврейская.

Есть проблема с эмиграцией.

Примерно 300-400 тыс. человек уехали из страны. Порядка 200 тыс. граждан Латвии постоянно живет в Великобритании, 30 тысяч в Германии.

Но пока не будет какого-то выравнивания по доходам и какой-то дополнительной социальной стабильности, люди не вернутся, к сожалению.

Если говорить про эмигрантов, то у нас проблем с этим вообще нет: Рига абсолютно однородна с расовой, с религиозной точек зрения. Есть небольшая коммуна армян, человек 300, столько же азербайджанцев и грузин, две чеченские семьи — и всё. У нас нет никакого опыта иммиграции. Когда началась история с беженцами, все были в шоке: по закону им надо было платить пособие по 250 евро, а у нас в стране есть люди, которые получают пенсию меньше. Страна не готова к этому. Но если говорить про политическую возможность, то мы готовы принять мигрантов из третьих стран, из Белоруссии, Украины, Молдовы, Румынии, Болгарии. Но опять же: мы пока не настолько богаты, чтобы привлечь добровольную иммиграцию.  

Вот российские граждане у нас получили вид на жительство — всего около 200 тыс. человек. У них, правда, со средствами все было в порядке — там ценз был 150 тыс. евро за объект, цена сопоставима с недвижимостью в Москве или Санкт-Петербурге. Программа ВНЖ и сейчас работает для России, правда в 2014 г. по инициативе Сейма Латвии планку подняли до 250 тыс.

А перед последними выборами вообще прошла инициатива: запретить гражданам России получать вид на жительство.

Парламент рассмотрел это в нулевом чтении и не принял. Но с точки зрения маркетинга эти поправки всё убили: если ты сидишь в Томске, читаешь в интернете про запрет вида на жительство, ты не будешь разбираться, в каком чтении это прошло и прошло ли вообще.

Мы специально не сортируем: такие приезжайте, такие нет, мы рады всем, кто к нам приезжает. Мы являемся страной Евросоюза, наши предприниматели всеми возможностями пользуются, поэтому мы активно работаем сейчас на будущее, ждем, когда кризис в России закончится. Ведь у российских бизнес-иммигрантов в Риге благоприятная среда: среда, где тебя всегда поймут.

Привлечение инвесторов и предпринимателей из Центральной России, Урала, Сибири и т.д. может благоприятно отразиться на развитии латвийской экономики. Но банально: без прямых авиаперелетов в регионы установление связей затягивается. Пока Air Baltic летает только в Москву, другие направления нам заблокировал «Аэрофлот». Например, мне бы хотелось, чтобы появился прямой рейс Рига — Екатеринбург. Я бывал в Екатеринбурге — это современный мегаполис с очень развитой бизнес-составляющей. Но «Аэрофлоту» невыгодно пускать нас дальше столицы и диалог с уральскими бизнесменами пока не состоялся.

Материал подготовили Ольга Селезнева и Сергей Дружинин. Редакция DK.RU благодарит Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) за организацию встречи с Нилом Ушаковым

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.