Александр Еременко: Забил на тупое зарабатывание бабла ради неба и самолетов
Ранее возглавлял летную школу на Уктусе. До увлечения самолетами был учредителем фирмы по установке климатического оборудования и сургутского филиала УЭМВЦМ, работал заместителем в Екатеринбургско
Ранее возглавлял летную школу на Уктусе. До увлечения самолетами был учредителем фирмы по установке климатического оборудования и сургутского филиала УЭМВЦМ, работал заместителем в Екатеринбургской ТорговоПромышленной Компании. Выпускник механикотехнологического факультета СИНХа. В 90е годы успешно занимался бизнесом.
Александр Еременко
владелец мультиспортивной базы отдыха на Шитовском озере
Я семь лет назад сделал то, о чем многие только мечтают. Знаю, о чем говорю. Можно десятилетиями откладывать собственную мечту ради сытого существования для себя и своих близких. А я решил забить на тупое и бесконечное зарабатывание бабла, выбрав небо и самолеты. При этом решил сделать так, чтобы увлечение меня кормило. Об этом же как-то в интервью сказал Гребенщиков. Журналист его спрашивает: «Борис Борисыч, что же это вы бизнесом не занимаетесь? Все нормальные парни – тот же Макаревич – уже открывают свои бары-рестораны, гребут деньги лопатой, а вы вот все поете да поете...» На что Гребенщиков ответил, дескать, зачем кругами ходить? Я пойду, сыграю-спою, удовольствия море получу и заработаю. А те ребята сначала зарабатывают деньги, а потом на них пытаются купить себе удовольствие. Мне эти слова тогда сильно запали – стал рубить с плеча и хлопать дверями. Друзья отговаривали, предупреждали, что когда совмещаешь работу и хобби, то хобби становится работой. Рано или поздно все равно нелюбимой. Я тогда не поверил. Решил, что наработался, наелся деньгами и хочу заниматься лишь тем, что нравится.
Ушел из бизнеса, хотя у меня все получалось. Предпринимательством стал заниматься сразу после института. Начинал с «купи-продай», когда, взяв вагон яблок в Москве, здесь продавал дороже. Вскоре уже возглавлял фирму по установке климатического оборудования и сургутский филиал УЭМ-ВЦМ. Со стороны все было просто замечательно, но внутренне испытывал неудовлетворенность. Последней точкой стала покупка автомобиля. Я долго о нем мечтал, предвкушал, как сяду в него, педаль в пол – прокачусь… И вот его привозят в город, я сажусь окрыленный, проезжаю пятьдесят метров и понимаю, что это всего лишь четыре колеса, руль и сиденья. И больше ничего. Это не мечта, не «вау!». Еще я тогда отчетливо понял, что не люблю этот город. Это несмотря на то, что я здесь родился, вырос, выучился. Стало раздражать в нем все: начиная от пробок, заканчивая бандитскими правилами, по которым здесь существует бизнес и живут люди. Большинство не хотят что-то создавать, придумывать. Куда проще навтыкать повсюду платные шлагбаумы и водопои. И можно ничего не делать, только деньги собирать. Поэтому уже много лет в Екатеринбурге не живу – перебрался подальше, в лес. Как только приезжаю, в глаза бросается одно: деньги, деньги, деньги. Здесь, как ни в одном городе, культивируется достаток как единственное мерило ценности и состоятельности человека в жизни. Это не здорово. Такие моменты сильно дают по голове. Меня стало швырять из крайности в крайность.
Я решил стать учителем в сельской школе. Потом наоборот – заработать много денег, чтобы получить возможность влиять на какие-то процессы. Мне хотелось выскочить из замкнутого круга потребления, когда постоянно нужно обновлять машины, квартиры, одежду, дачи. Искал ответа на тренингах, в книгах. Читал взахлеб все подряд. Подсел на Экзюпери и Ричарда Баха. Меня зацепило то, как они описывали ощущения от полетов, и захотелось самому их испытать. Потом произошло стечение невероятных обстоятельств. В Сургуте случайно встретил приятеля, и он предложил скататься в Самару. Там есть самолетный завод и аэрокосмический университет, поэтому все самарцы «повернуты» на самолетах. Сначала мы долго не могли найти нужных людей. Встретили их буквально в последний день перед отъездом. Мне показывают самолет, я тут же оставляю задаток и говорю: «Заверните». Сам был в шоке от того, как, оказывается, просто стать владельцем собственного самолета.
После покупки самолета мне показалось, что я поймал бога за бороду. Меня накрыла идиллия – жизнь удалась. Полеты стали единственным смыслом существования. Только летая, чувствовал себя счастливым. По-настоящему. Когда думаю о полетах, дыхание спирает, но объяснить, что чувствуешь в небе, не могу. Что можно испытывать, когда летишь наравне с птицами, когда преодолеваешь земное притяжение, когда небо, которое раньше было просто пустотой, становится твоей опорой, поддерживает на высоте? Что можно испытывать, когда вокруг тебя простор, необъятность, глубина, свобода?.. Подлинная свобода, которая здесь, на земле, отчего-то никому не интересна. Всем нравится быть несвободными. Работа съедает все время? Не беда, это значит, я востребован. Семья не дает заниматься тем, о чем мечтал? Ну и ладно, так близкие показывают, что я им нужен. Когда летаешь, освобождаешься от всей этой шелухи. Небо опустошает и заполняет совершенно иными смыслами. Возвращаясь на землю, острее чувствуешь мелочность, незначительность, которой мы загружаем свою жизнь. Я помню, как, начав летать, стал более умиротворенным. Не стал просветленным и не подставлял левую щеку, когда били по правой. Но стал спокойнее. А еще как-то сам собой снялся вопрос выживания. Как в той рекламе «Адидаса»: «Невозможное – возможно»…
Эйфория продолжалась с годик. То лето было самым летучим в моей жизни. Я присоединился к ребятам-энтузиастам, которые создали на Уктусе летную школу и обучали желающих на «кукурузниках». Вскоре купил еще два борта. Думал, как клево ощущать себя причастным к исполнению заветных мечт незнакомых людей! Вскоре дело само себя съело. Я не сразу это понял, так как совершенно не интересовался, как идут дела. Вроде как вы тут управляйтесь, а я побуду весь в своих мечтах, понаслаждаюсь небом и поделаю еще какие-нибудь «бесполезные глупости»: попытаюсь перебраться в Крым и открыть там ресторанчик на берегу моря или отправлюсь на девятимесячную велопрогулку по сотому меридиану. А летная школа, как и любой бизнес, требовала, чтобы в ней растворялись, вкладывались не только деньгами, но и умом и временем. Я много сделал ошибок. Но это ошибки по форме, а не по сути. Ты хочешь построить бизнес на мечте, так строй, а не мечтай. Проблема была не в том, что я хотел заниматься любимым делом. А в том, что я вообще им не занимался. Нужно было создать бум, задать моду. Небо – наркотик. Подсадить на него – ничего не стоит. Денег у людей становится все больше, и они готовы платить за новые впечатления. Вот только я не хотел никого «подсаживать».
Я всю жизнь любил шашкой махать и резко менять свою жизнь. Иногда думаю о том, что тогда, бросив все ради полетов, наверное, погорячился. Можно было совершенно спокойно продолжать летать и заниматься бизнесом. Не могу сказать, что будучи учредителем и директором, жутко перерабатывал в своей конторе. Зачем было все рушить? Хотя даже сейчас, воображая подобный вариант развития событий, чувствую, что это была бы подмена, какое-то «полу-» и «недо-»… Мне говорят: «Были бы дети, ты бы знал, каково это рыпаться. Не бегал бы героем, а ходил на работу и носил домой зарплату». А у меня действительно нет дисциплинирующего фактора. Я ничего не боюсь, хочу – ломаю, хочу – строю заново. У меня есть четкое понимание того, что за деньги работать не буду. И за большие деньги тоже. Не фигово, конечно, иметь очередной новый автомобиль, но сидеть ради этого сутками в офисе не согласен. Когда слышу, что невозможно заработать деньги на увлечении, у меня возникает единственный вопрос: «Сколько денег?» Если сейчас придет в голову построить бизнес, связанный с полетами, я ввяжусь. Даже если прибыль будет один процент. Даже если полпроцента.
ФИЛОСОФИЯ
Не нужно упрощать свои мечты
Друзья говорили мне: «Не валяй дурака! Образумься! Не занимайся ерундой». А я не считаю, что занимался ерундой! Я могу поставить себе жирную галочку, ведь по крайней мере самолеты я не упустил. Летать – самое сильное желание, которое я испытывал в своей жизни, и я его осуществил. Так что могу быть благодарен сам себе за то, что не отложил его, не отказался, не нашел что-нибудь попроще. То, что я тогда сделал, сейчас мне кажется нереальным. А тогда все произошло на одном дыхании: мечта, покупка самолета, полеты каждый день. Как я это все смог провернуть? Сам удивляюсь. Думаю, все удалось, потому что самые важные и значимые события происходят как бы сами собой, без надрыва и бешеных усилий. На одной только вере…



