Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Алексей Черников: «Банковскому ритейлу нужен опыт торговых компаний»

В 2003 г . Альфа-Банк запустил розничный проект — «Альфа Банк Экспресс». На первом этапе его опробовали в Москве, сейчас в столице действует 28 отделений, заточенных под обслуживан

Алексей Черников с недавних пор возглавляет направление конверсии региональных подразделений Альфа-Банка. За его плечами — опыт построения филиальных сетей, но не для кредитных учреждений, а для компаний сферы FMCG . По мнению г-на Черникова, розница развивается по одним и тем же законам на любом рынке.

В 2003 г . Альфа-Банк запустил розничный проект — «Альфа Банк Экспресс». На первом этапе его опробовали в Москве, сейчас в столице действует 28 отделений, заточенных под обслуживание частных лиц. С 2006 г . розничный бизнес выводят в регионы: до 2008 г . Альфа-Банк рассчитывает охватить офисами такого формата всю страну. Для достижения этой цели в кредитном учреждении сформировали новую команду топ-менеджеров.

Российским банкам не хватает собственных специалистов
в сфере розничных продаж

На Западе распространена практика приглашать в компанию опытных топ-менеджеров под конкретные задачи, независимо от отрасли, в которой они трудились ранее. В России такие случаи пока единичны.

Почему Альфа-Банк для развития розничного направления своего бизнеса взял специалиста, который до этого ни дня не работал в сфере финансов?

— Ситуация в России изменяется: управление компаниями приближается к западной модели. Сегодня практика приглашения управленцев из FMCG-компаний в банковский бизнес стала если не правилом, то нормой жизни. Первопроходцем был, наверное, банк «Русский стандарт». Когда кредитное учреждение формировало свою региональную сеть, в нее активно приглашали людей из FMCG. Думаю, это связано с тем, что в банковском сообществе трансформируется сама модель взаимодействия с частными клиентами. 10-15 лет назад банковскую «розницу» в основном представлял Сбербанк. Культура, которую они несли своим бизнесом в массы, всем хорошо знакома: мрачные, суровые лица, вопрос «что надо?», никакого внимания к потребностям клиента и т. п. Теперь, когда число кредитных учреждений значительно выросло, обострилась конкуренция, борьба за клиента стала ощутимой. Банкам понадобились эффективно работающие, грамотные люди, способные наладить контакт с потребителями — находить их и удерживать. Этому у нас в России менеджеров учили прежде всего в западных FMCG-компаниях — «Кока-Кола», «Марс», «Филип Моррис» и других. Именно они принесли культуру взаимодействия с массовым клиентом на российский рынок: брали на работу молодых ребят-студентов, каким и я был 10 лет назад, читали нам тренинги по продажам, объясняли, как выявлять, определять и удовлетворять потребности клиентов. Именно поэтому в банковском бизнесе и появились люди без специализированного банковского образования, но с успешным менеджерским опытом в продажах в прошлом.

То есть банки, обратившие пристальное внимание на розничный рынок лишь несколько лет назад, просто не успели вырастить собственных профи?

— За несколько лет этого не сделать, даже если открыть специализированные отделения в учебных заведениях и набрать молодежь. Специалист превратится в профессионала, только получив реальный, практический опыт. Времени для такого «натаскивания» в банковской сфере просто нет. Рынок развивается очень активно, идет битва за клиентов — физических лиц, планы своей экспансии в Россию озвучили крупнейшие западные кредитные учреждения.

В Альфа-Банк вы пришли осенью 2005 г., а розничный проект «Альфа Банк Экспресс» стартовал еще в 2002 г. Почему именно сейчас потребовались управленцы, умеющие работать с массовым клиентом?

— На самом деле «Альфа Банк Экспресс» запускали опытные специалисты в области банковского ритейла. Но у любого проекта есть несколько стадий жизненного цикла — рождение, рост, зрелость и т. п. Как показывает мировая практика, необходима одна команда менеджеров, чтобы создать проект, и вторая — люди, способные обеспечить быстрое развитие. На стадии зрелости требуются навыки третьей группы. Каждый из этапов подразумевает свои методы, подходы, управленческие решения и менталитеты топ-менеджеров. Команда в Альфа-Банке поменялась еще в 2004 г.: сотрудники, участвовавшие в start-up «Экспресса», постепенно ушли. Я устроился на работу, когда руководство банка осознало, что задачи проекта «Альфа Банк Экспресс» в Москве выполнены на 80-90% и необходимо делать следующий шаг — двигаться в регионы.

Вы выделили несколько этапов развития компаний и отдельных проектов. На каком из них работаете вы,
к какой категории руководителей себя относите?

— Проект в Москве находится в стадии жизненного цикла, который я бы назвал началом зрелости. Быстрого и бурного развития новых отделений там уже не будет. Задача банка в столице — максимально эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы. А для регионов как раз начался этап активного роста.

Я посмотрела ваше резюме. На последних трех местах работы вы по­трудились по одному году. Специализируетесь на проектах по быстрому созданию сетей?

— Наверное, для меня интересней было участвовать именно в проектах. Но это оказалось скорее стечением обстоятельств. Если смотреть в ретроспективе, каждая следующая задача была крупнее и масштабнее предыдущей. Два года назад в компании «Май» я занимался небольшим региональным проектом по переходу от оптовых продаж к розничным. В 2004-2005 гг. в «Оптима-Новосибирск» дело было уже серьезнее: мы провели репозиционирование, перестройку всей сети дистрибуции компании «Филип Моррис» по Западной и Восточной Сибири. В начале 2004 г . оптовик решил стать розничной фирмой, ему понадобилось создать огромную сеть складов, точек продаж и т. п.

Только-только я закончил открывать филиалы в компании «Оптима-Новосибирск», как мне позвонил бывший коллега и предложил участвовать в проекте с всероссийским размахом. Это дает огромный опыт. Я считаю, что сделал очень правильный шаг с точки зрения личностного роста и развития.

Завершив проект в Альфа-Банке, вы тоже уйдете?

— Реструктурировать и запустить всю сеть обновленных подразделений мы должны до конца 2008 г. При этом из 35 городов, где есть филиалы Альфа-Банка, в план включены лишь 22 — самых перспективных с нашей точки зрения. То есть остаются еще по меньшей мере 13 регионов, в которых также необходимо будет создавать сеть нового образца. Значит, будет чем заняться, я вижу перспективу как минимум на пять лет.

Банковский ритейл ничем не отличается от розничной торговли ТНП

Вы занимались реструктуризацией бизнеса в FMCG-компаниях, изменяете формат подразделений кредитного учреждения. Что из опыта торговли потребительскими товарами применимо в банковском ритейле?

— Например, проектный менеджмент, практика создания филиалов, структурных единиц похожа и в продуктовой рознице, и в финансовой. Скажем, мне до конца года необходимо запустить 41 полнофунк­циональное отделение и в разы больше мини-отделений. Требуются навыки коммуникации с людьми, с командой, умение строить схемы мотивации, выходить из неординарных, неоднозначных ситуаций. Ведь каждый регион очень индивидуален, везде нужен свой подход. Я контролирую все этапы проекта: анализ города, создание теоретической модели сети дистрибуции (какие объекты и в каком количестве нужны), выбор помещения, проведение переговоров, аренду или строительство, IT-технологии, подбор и обучение персонала, запуск объекта. При этом смотрю на создаваемые мной объекты прежде всего глазами клиента. Опыт работы в западных FMCG-компаниях дает возможность, выйдя на перекресток Малышева и 8 Марта, оценить, насколько это место интересно для розничных продаж, есть ли здесь потенциальные покупатели, какой формат обслуживания им будет удобен.

Другая сторона практики — взаимодействие с «внутренним клиентом», по­строение отношений «заказчик — клиент» в самой организации. Альфа-Банк, пригласив к себе значительное количество менеджеров из FMCG-компаний, старается привнести в предприятие культуру, при которой стремление к успеху и достигнутые результаты становятся основным мерилом эффективности.

Вы имеете в виду создание системы мотивации?

— Не только, понятие корпоративной культуры очень широкое. Мы пытаемся оживить Альфа-Банк, сделать его более гибким, динамичным, клиентоориентированным. Не секрет, что наши отделения текущего розничного бизнеса (так мы называем еще не переделанные точки) почти ничем не отличаются от отделений Сбербанка старого формата: стойка и сидящая девушка с равнодушным видом.

Можно ли проводить аналогии между торговлей товарами массового потребления и предложением финансовых услуг? Есть ли специфика у построения сети банковских подразделений?

— Мы стараемся применять те же самые подходы, что и FMCG-компании. Например, один из принципов «Кока-Кола»: продукт должен быть там, где потребитель, на расстоянии вытянутой руки. Примерно то же самое, не доводя, конечно, до абсурда, следует делать и в банковских сетях: размещать подразделения там, где сосредоточена деловая активность — где находится клиент. Требования к местоположению отделений банков полностью изменились: прежде всего это должна быть первая линия, то есть центр города, самые оживленные и видимые магистрали, затем — спальные районы и торговые центры.

«Внешние» перемены следует сопровождать и «внутренними» — трансформацией системы мотивации для всего персонала фронт-офиса: вместо жесткого оклада они должны получать зарплату, которая зависит от результата работы. Это тоже элемент, позаимствованный от западных FMCG-компаний: заработок торговых представителей определяется степенью выполнения задач.

В действительности в банке трансформируется абсолютно все, начиная от внешнего вида отделений с улицы. Стараемся делать помещения «открытыми» — используем широкие витражи, чтобы все буквально просматривалось насквозь. Именно так поступают современные бутики. В старых офисах внутренняя отделка и мебель выдержаны в темно-коричневых тонах, мы все это осветляем. Набираем также новый персонал — молодых, энергичных, активных, жизнерадостных людей, часто без опыта работы в банках. Обучаем. Человек, приходя из другого банка, невольно приносит с собой его культуру. Мы от этого избавляемся.

Расширили штатное расписание. Появилась, например, должность сервис-администратора — он встречает вас у входа и помогает сориентироваться. Изменилась IT-платформа — теперь каждый наш клиент может проводить абсолютно все операции из любого офиса банка, независимо от того, в каком отделении он открыл счет.

Кроме последней услуги, никаких специфически банковских методов формирования процесса продаж вы не упомянули…

— Их и нет. Ритейл везде ритейл. Нас в Москве даже называют банковским Макдоналдсом. Специфика банковской розницы разве что в том, что Макдоналдс продает гамбургеры, киоск — шоколадки, а банк — деньги. Вот, пожалуй, и все.

Последняя тенденция банковского ритейла — многочисленные форматы присутствия

Этап, на котором сегодня находится российский банковский рынок, западные кредитные учреждения уже прошли. Собираетесь ли вы использовать актуальные наработки иностранных банков при построении собственной розничной сети?

— Основная тенденция в банковском ритейле за рубежом — частая трансформация так называемых стандартов присут­ствия. Два месяца назад на конференции в Лиссабоне мы обменивались опытом со специалистами из Австрии, Германии, Польши, Норвегии, Индии, Латинской Америки. Все они делают примерно одно и то же: создают разнообразные форматы банковских точек, стремясь сделать их максимально удобными для клиента. Были очень интересные примеры. Так, австрийский банк открыл офис в стиле high-tech, четко ориентированный на молодых людей, на студентов. Это маленькое отделение без персонала. Если требуется консультация, садишься, нажимаешь на пару клавиш — на плазменной панели возникает сотрудник, находящийся в офисе где-то за 100 км . А в остальном — полное самообслуживание.

Вы ориентируетесь на такие узкие сегменты потребителей?

— Европейские кредитные учреждения уже очень плотно следуют за клиентскими аудиториями. Мы пока создаем широкоформатные отделения. С точки зрения сегментации клиентского рынка выделяем только VIP и массовую аудиторию, создавая в офисах VIP-модули. Это самостоятельное помещение в отделении банка, с персональным менеджером-консультантом. В Москве мы построили первое VIP-отделение. Но в целом наши способы приблизиться к клиенту на 100% соответствуют зарубежным тенденциям. Для основной группы потребителей услуг — массовой — мы создали пять форматов присутствия, начиная от полнофункционального отделения (от филиалов в крупных городах до банкоматов).

Если клиент один и тот же, по какому принципу вы различаете эти форматы?

— По занимаемой площади. Такой подход позволяет нам размещать точки где угодно, будь то бизнес-центр, торговый центр, отдельно стоящее здание, большое или маленькое помещение. Например, одно из самых интересных мест, где хотелось бы присутствовать, — это торговые центры. Но там высока стоимость арендной платы. Открывать крупное отделение нерентабельно. И мы разработали отдельную конфигурацию для точки обслуживания с маленькой площадью. При этом там можно будет выполнить 95% особо востребованных клиентами операций.

Самые перспективные точки для размещения подразделений современного банка именно торговые центры?

— Да, и подтверждение тому есть и в Европе, и в Москве. В ТЦ «Коломбо» в Лиссабоне «сидят» шесть банков — у каждого по полнофункциональному отделению. А у крупнейшего из кредитных учреждений — банка «Миллениум» — еще четыре мини-отделения, по одному на каждом этаже! И это не учитывая сеть отдельно стоящих банкоматов.

Большинство банков научились строить филиальные сети

Работая в разных регионах, вы видите структуры, созданные другими банками. Можете отметить основные ошибки?

— Все филиальные сети можно условно классифицировать на «старые» (созданные около 7-10 лет назад) и «новые» (образовавшиеся в последние 3-5 лет). Последние — это уже современные и интересные варианты, ошибки и просчеты по выбору месторасположения отделений в них встречаются редко. Другое дело — сети, возникшие давно. Нерентабельные отделения закрываются1.

Как вы оцениваете точки продаж банков Екатеринбурга?

— У вас есть ритейловые банковские сети, очень удачно расположенные и правильно сконфигурированные внутри.

Но есть и другой показательный пример: на днях мы ездили смотреть помещение под офис банка в восточной части Екатеринбурга. Замечательная цена, великолепная планировка, витражи, первый этаж. Напротив, дверь в дверь, находится подразделение другого банка, не буду его называть, чтобы не обидеть. Мы от помещения отказались. Буквально два наблюдения: вышли на улицу, посмотрели по сторонам и поняли, что людей вокруг нет. Да, стоит несколько красивых домов, и, наверное, жильцы там люди не бедные. Но этого недостаточно. И второе — мы заглянули в тот самый соседний банк. Три человека, зашедшие в отделение, вызвали там целый переполох! То есть сотрудники этого подразделения просто не привыкли, что к ним заглядывают клиенты, настолько редко это происходит.

Но подробно стратегии построения сетей местными игроками мы не исследовали — провести детальный анализ всех банков в 22 регионах, конечно, можно, но цена такой информации не соответствует ее ценности. Мы проанализировали в первую очередь ситуацию с нашими крупнейшими конкурентами и сделали для себя выводы.

Не поделитесь?

— Наверное, нет.

Кого вы считаете основными своими конкурентами?

— Прежде всего западные банки — Райффайзенбанк, ДельтаБанк, «Сосьете Женераль», Ситибанк. Они начинают агрессивную региональную экспансию. И то, что в регионах за пределами Москвы есть считанные филиалы иностранных кредитных учреждений, еще ни о чем не говорит. Банковские эксперты опасаются, что западные игроки предпримут на российском рынке серьезный ход и многие региональные учреждения будут куплены. Посмотрите на Ситибанк — их маркетинговый бюджет на рынке вне конкуренции! Открывают отделения одно за другим, всю Москву окутали рекламой. И к затратам относятся спокойно, философски: банк пришел сюда не на год, не на два и не на 10 лет, а навсегда. Есть очень сильные банки, еще не представленные в России, но агрессивно продвигающиеся на рынке Восточной Европы, в частности Польши. Появиться они могут внезапно, купив за любую сумму несколько региональных кредитных учреждений и в течение месяца создав серьезную сеть.

Вторая группа конкурентов — крупнейшие российские банки: Сбербанк, Внеш­торгбанк, Газпромбанк, Росбанк. Мы пристально смотрим и на региональные кредитные учреждения — отмечаем самых сильных игроков в каждой области. Но стратегию свою с учетом активности местных банков не корректируем. Нас не смущает доля рынка и число клиентов местных банков. Пусть они тревожатся, что мы заходим в регион.

Розничные «дочки» Внешторгбанка — ВТБ 24 — появляются во всех крупных городах. Это дает им преимущество на локальных розничных рынках?

— И да, и нет. ВТБ обладает очень серьезными ресурсами, прежде всего финансовыми, для осуществления своих проектов. Это очевидно. Поглотив ГУТА-банк, ВТБ серьезно увеличил свою региональную сеть. Мы же никого не поглощаем — строим себя сами. В этом смысле, наверное, позиции ВТБ немного сильнее. Но это не глобальное опережение, и нас оно нисколько не тревожит.

Какой из способов формирования сетей лучше — покупать готовое или строить своими силами?

— Ответ зависит от ситуации, смотря какие цели вы преследуете. Почти однозначно можно сказать, что приобретение крупного регионального банка с уже развитой филиальной сетью будет дороже, нежели создание собственной сети, но последний вариант потребует больше времени. Покупая банк, вы в один момент получаете сеть, но все ли из этой сети соответствует вашим требованиям, стандартам и будет полезно? Не придется ли срочно закрывать половину отделений, поскольку они окажутся нерентабельными? Вы покупаете все целиком, оптом. А опт означает: часть будет, к сожалению, не востребована.

Хотя Альфа-Банк не исключает возможности приобретения региональных банков. Мы готовы рассматривать предложения, и время от времени они к нам поступают. Другое дело, что варианты оказываются неинтересными. Например, не так давно акционеры банка из Южно-Уральского региона хотели продать нам кредитное учреждение. У них были филиалы в нескольких городах, но только в одном из этих населенных пунктов не было собственного подразделения Альфа-Банка. Смысла в таком приобретении, естественно, нет никакого.

Подходящих предложений нет вообще?

— Российский банковский рынок очень сильно отличается даже от Восточной Европы. Там маленьким считается банк, имеющий до 250 точек продаж и менее 3 млн клиентов — физических лиц. У нас к этой категории можно отнести один только Сбербанк с его 42 тыс. отделений. Все остальное — это небольшие кредитные учреждения. То есть, чтобы построить глобальную сеть по всей стране, придется покупать по местному банку в каждом регионе. 

 

В июле 2000 г. Сбербанк объявил о реорганизации своих отделений. За последние несколько лет банк закрыл около 16 тыс. нерентабельных подразделений.

 

 

 

досье

Алексей
Черников

Специалист по реструктуризации системы продаж и развитию филиальной сети. Руководитель направления конверсии региональных подразделений Альфа-Банка.

Образование:
Алтайский политехнический институт (1992 г .).

The Open University — Professional Diploma in management (2005 г .).

Карьера:
1997-2002 гг. — «Кока-Кола Боттлерс Сибирь», региональный менеджер по продажам по Западной Сибири (организация и управление процессом продаж). 2002-2003 гг. — «Данон Индустрия», управляющий дистрибьюторского центра по Западной и Восточной Сибири (управление деятельностью филиала и дистрибьюторов). 2003-2004 гг. — компания «Май», директор сибирского дивизиона (реструктуризация бизнеса: переход от оптовых к прямым розничным продажам). 2004-2005 гг. — ООО «Оптима-Новосибирск» (дистрибьютор компании Philip Morris), региональный директор по Западной и Восточной Сибири (реструктуризация бизнеса: переход от оптовых к прямым розничным продажам; открытие 13 новых филиалов).

 

 

Зачем банкам, развивающим розничный бизнес, специалисты из других отраслей

 В чем особенность банковского ритейла

 По какому пути движется банковский розничный бизнес в Европе

 

FMCG (fast moving consumer goods) — товары массового потребления.

 

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.