Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Алексей Клименко, УК RED: «Джакузи в офис? Задача вполне выполнима»

Глава УК RED Алексей Клименко сравнивает арендаторов высококлассных бизнес-центров с артистами: у компаний, как и у звезд, есть райдер — четкий перечень требований к офисным пространствам.

Первый в Екатеринбурге бизнес-центр класса А, «Сенат», УК RED открыла в 2008 г. Алексей Клименко вспоминает: главные условия, которые поставила Главархитектура, касались облика БЦ — он должен был соответствовать архитектурному стилю XIX в. Кроме того, высота здания не должна была превышать четыре этажа, чтобы объект не закрывал Храм-на-Крови. Помимо этих условий девелоперу пришлось скрупулезно проработать все технологические аспекты, чтобы «Сенат» соответствовал требованиям целевой аудитории — «профессиональных арендаторов».

«Так мы называем транснациональные и федеральные компании — именно с расчетом на них мы и строили БЦ. Рисковали. Гарантий, что мы вложимся в создание объекта, а желаемые компании точно придут, не было. Таков девелоперский бизнес. Но в итоге все получилось», — поясняет г н Клименко.

Сейчас в портфеле УК RED три бизнес-центра класса А — к «Сенату» добавились «Палладиум» и «Президент». За шесть лет на рынке офисной недвижимости города поменялось многое, говорит Алексей Клименко. Главное — арендаторы наконец распробовали высококлассные БЦ. А их требования к офисным пространствам заметно выросли.

Когда вы только начинали строить первый бизнес-центр, какие запросы были у арендаторов? На кого вы ориентировались?

— Мы поймали докризисную ситуацию, когда рынок быстро и масштабно рос. Поэтому первые наши объекты были нацелены, в основном, на иностранные компании. Даже крупные федеральные игроки шли на втором месте в списке приоритетов. У профессиональных арендаторов требования к офисным пространствам чрезвычайно высоки — это перечни на несколько листов. Наподобие райдеров гастролирующих звезд, где прописано, какие условия организаторы должны обеспечить для комфортного выступления и пребывания в городе.

Это какие-то запредельные, экстравагантные требования?

— Нет, чего-то удивительного там не бывает. Все в пределах разумного. Например, наличие фальшполов. Эта техническая особенность позволяет разместить наибольшее количество сотрудников. Их рабочие столы можно поставить в любой части помещения, и при этом офис не будут украшать бесконечно длинные гирлянды проводов, которые тянутся от стен с розетками. Есть четкие требования и по безопасности. В том числе — информационной. Поэтому мы изначально закладывали передовые структурированные кабельные системы и ИТ-оборудование. Работали с Cisco — марка в сетевом оборудовании уровня Mercedes, если проводить аналогии. Сложность была в том, что раньше об этом никто особенно не задумывался — строили да и все. Помещения были обычные. А если возводить БЦ, ориентируясь на требования ключевых арендаторов, то и времени уходит больше, и стоимость проекта выше. Но зато мы тогда многому научились: со следующими объектами было намного проще.

На этапе строительства вы уже знали конкретно, какие арендаторы к вам придут? Были подписанные договоренности?

— Мы понимали только целевую аудиторию, но договоров на том этапе ни с кем заключено не было. Да, это был риск. Но в бизнесе иначе никак. Все равно надеялись, что международные компании к нам придут. Так и получилось — в городе на тот момент другого предложения класса А не было. Но очень быстро мы поняли, что просчитались в числе транснациональных компаний — в Екатеринбурге их представительств оказалось не так много, как хотелось бы. Тогда мы переориентировались на федеральных игроков и региональные крупные корпорации. У москвичей тоже были свои «райдеры» — наши офисные помещения им соответствовали. А у уральских компаний таких списков требований не существовало. Вообще, арендаторы Екатеринбурга отличаются тем, что им хотелось бы получить уже готовое помещение, под ключ. Так им проще представить, что в итоге будет за офис, а не воображать все самостоятельно в окружении бетонных стен. А иностранцы и федералы, наоборот, берут помещения без отделки и сами подгоняют их под свои стандарты. Поэтому мы, например, делаем базовый цвет стен белым — чтобы компании, заехав в офис, могли их перекрасить в любые корпоративные тона.

Им можно красить офис в любой цвет? Вообще — арендаторы могут делать с пространством все что угодно?

— Цветовые решения они согласуют с нами — УК следит за тем, чтобы общая концепция БЦ не нарушалась и чтобы арендаторы не нагородили чего-то уж совсем из ряда вон. Но за все годы работы я не припомню такого, чтобы мы не смогли с кем-то договориться. В БЦ «Президент» мы, например, предлагаем три варианта ковролина, которые подходят к внутреннему имиджу бизнес-центра. Но не навязываем — если компании они не нравятся, она может использовать комбинированное покрытие. В принципе, мы всегда стараемся идти навстречу.

Единственное табу — вмешательство на уровне мест общего пользования. Этого мы не допускаем. Попытки были. Одна из компаний в БЦ «Президент» захотела поставить в офис свою дверь. Мы объяснили: порыв понимаем, но нарушится общая концепция объекта. Если каждый арендатор начнет свои двери ставить, получится стилевая солянка. В итоге удалось договориться.

А если арендатор принесет вам чемодан денег?

— Здесь речь идет об имидже бизнес-центра. Он чемоданами не измеряется. Планку опускать нельзя.

Но внутри офиса компания может позволить любую причуду? Хоть джакузи установить?

— Гм… По крайней мере, мы начнем искать для этого техническую возможность. В принципе, ничего сложного здесь нет. Скорее, эта задача вполне выполнима.

А если такой арендатор съедет, он оставит джакузи вам или обязан забрать с собой?

— В договоре прописано: арендатор обязан передать помещение в том виде, в котором его получил. То есть: снять все вывески, восстановить цвет стен, если менял планировку — вернуться к изначальной. Профессиональные арендаторы это требование всегда соблюдают, для них это норма. Но есть компании, которые по каким-то причинам помещение не восстанавливают. В этом случае задействуется механизм страхового депозита. При заключении договора компания оставляет нам определенную сумму — о размере мы отдельно договариваемся. Съехал арендатор, восстановил помещение — депозит ему возвращаем. Если нет — за счет этих денег мы сами приводим офис в первоначальный вид.

Арендатору выгоднее оставить депозит вам или самому восстановить помещение?

— Это каждый решает сам. В любом случае у нас не стоит цели заработать на этих суммах, нам главное — быстрее восстановить офис.

При ремонтах возможны аварии — компания может, например, соседей затопить или провода какие-то повредить. Эти риски вы учитываете?

— Потопы и другие аварии при ремонтах в наших бизнес-центрах случались. Редко, конечно, но всякое бывает. Я так спокойно говорю сейчас, потому что каждый арендатор обязательно страхует свою ответственность за причинение вреда третьим лицам.

Арендаторы сейчас экономят на отделке офисов? Когда стагнация, спад — все стремятся сокращать расходы.

— Арендаторы никогда особенно не шиковали в этом смысле. Экономили, скажем, на отделке, всегда. Большинство стремится выдерживать средний уровень, потому что вкладывать не в собственное, а в арендованное помещение большие бюджеты нецелесообразно. Хотя, конечно, транснациональные корпорации отделывают свои офисы по высшему разряду — требования к статусности отделки у них заложены изначально.

Как совместить в одном здании компании, которым нужен большой трафик посетителей, и тех, кому, напротив, хочется работать в спокойной обстановке?

— Управляющая компания не занимается такой расстановкой — мы ведь не организаторы свадеб, а арендаторы — не гости на банкете. Когда компания выбирает для себя офис, то всегда интересуется окружением. Если видит, что рядом работают офисы с высоким трафиком клиентов и шум будет мешать, то подбирает помещение в другом месте. Обычно все стремятся выбрать соседей из своей сферы. Мы это поощряем: сейчас на шестнадцатом этаже БЦ «Президент» сознательно пытаемся сгруппировать креативные компании — там подобралось несколько таких арендаторов: телеканал, дизайнерские и архитектурные бюро. С легкой руки журналистов, которые разместились у нас на шестнадцатом этаже, это пространство уже стали называть «мини-Флаконом», имея в виду московский бизнес-центр, где сосредоточены офисы креативных компаний. И другие фирмы из этой сферы стали туда стремиться — есть несколько запросов, потому что у каждого бизнеса свои потребности. Кому-то нужна креативная атмосфера, общение с людьми на одной волне. Мне кажется, это правильно.

Или другой был случай, на контрасте корпоративных культур: когда один наш арендатор только заехал в БЦ «Палладиум», другие поначалу удивлялись соседству, видя сотрудников, которые ходили по БЦ класса А в хипстерских футболках. Потом, правда, привыкли.

Если говорить о таких арендаторах, как банки, рестораны, фитнес-центры, — с ними сложнее работать или проще?

— С ресторанами все достаточно просто. По большому счету, мы им передаем только стены и подключенные мощности — электричество, вентиляцию и т. д. И дальше они сами разрабатывают концепцию заведения, исходя из своих стандартов, оформляют помещение. Сложность здесь в том, чтобы подобрать такого оператора, который соответствовал бы имиджу БЦ и смог удовлетворить потребности всех арендаторов — от директоров до рядовых сотрудников. Все-таки для бизнес-центра важны три вещи: место, парковка и еда. Еда — это серьезно. С банками тоже проблем никаких — как правило, в бизнес-центрах они открывают клиентские допофисы, никаких специальных требований к ним нет.

Как надолго запаса качественных БЦ в Екатеринбурге хватит, чтобы соответствовать требованиям профессиональных арендаторов? Не пора ли строить новые объекты?

— Строить-то можно все что угодно. Но объективно — рынок Екатеринбурга перенасыщен офисными помещениями. И компаний, готовых платить за шикарные пространства, очень мало. Поэтому затевать сейчас масштабный проект — значит потратить деньги впустую. Для нас — в особенности: мы создали продукт, который только-только начинает быть востребован, — опередили рынок. Люди очень постепенно понимают, чем класс А отличается от В. Думаю, у нас есть задел, который позволит спокойно работать в ближайшие лет пять.

СПРАВКА DK.RU:

Алексей Клименко

Глава УК RED

Родился 1 апреля 1971 г.

Образование:

1986-1990 гг. — Белоярский техникум атомной энергетики;

1990-1995 гг. — УГТУ-УПИ, инженер-физик-теплоэнергетик;

2006-2008 гг. — Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Образовательная программа МВА, профессиональная специализация «Управление недвижимостью»;

2013 г. — лауреат премии «Человек года» в номинации «Девелопер года».

Семья:

женат, двое детей

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ БИЗНЕС-ЦЕНТРОВ ЕКАТЕРИНБУРГА

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.