Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала»

Совладелец Lamadjo когда-то сам готовил и продавал шаурму, а сейчас руководит известной в Екатеринбурге сетью кафе. О том, как сделать бизнес на уличной еде, — в интервью DK.RU.

Первое кафе Lamadjo в Екатеринбурге открылось в 2011 г. Сейчас под этим брендом работает сеть из трех стационарных и двух летних заведений, а к июню ее владельцы намерены запустить франшизу Lamadjo. О том, как сделать востребованным продукт с двухсотпроцентной наценкой, чем опасны услужливые сотрудники и в чем же на самом деле маринуют мясо для шаурмы, DK.RU рассказал совладелец Lamadjo Арсен Асликян

В Екатеринбурге много ресторанов кавказской направленности. Почему семь лет назад вы решили открыть кафе именно в этом сегменте?

— Во-первых, в тот момент на рынке таких заведений как раз не хватало, хотя южная еда  не люблю слово «кавказская»  была и будет востребована всегда. Во-вторых, мы предложили своеобразный сплав национальной кухни, современной подачи и интерьера, который никто не предложил до сих пор. Сначала у нас была идея открыть монокафе, где будут подавать только ламаджо  армянскую «пиццу». В Армении  а я сам родом оттуда  такую лепешку с мясным фаршем, сыром, овощами можно купить на каждом углу. Но мы подумали и поняли, что все-таки не стоит делать ставку на одно блюдо, да еще и практически незнакомое местному потребителю. Поэтому в меню ресторана, который мы открыли в 2011 г. на Малышева, 31 Д, были грузинские, армянские и даже европейские блюда. Впрочем, от последних мы примерно через год отказались: в конце концов, всем не угодишь. Надо делать то, что у тебя хорошо получается, и за чем люди готовы к тебе идти. Сегодня ресторанный рынок города очень тесный, а постоянно посещают заведение лишь процентов 10 горожан плюс-минус пара процентов, поток иногородних и иностранных гостей невелик. Поэтому рестораны и кафе отбивают друг у друга посетителей, привлекая в том числе и понятной концепцией. 

Потом мы открыли летнее кафе. К нашему удивлению, к столикам на нескольких квадратных метрах начала выстраиваться очередь. Екатеринбургу тогда очень не хватало качественного стритфуда, и мы решили запустить еще один проект  павильон, который до недавнего времени работал у здания ДОСААФ. Ламаджо все еще было диковинкой, поэтому мы  я и два моих партнера по бизнесу  после долгих споров решили положить в основу концепции стридфуда шаурму. Хотя я, честно говоря, долго не верил, что этот продукт «взлетит». 

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 1

Почему? 

 Сформировался стереотип, что это дешевая и опасная еда  непонятно из чего ее готовят. Нам удалось его разрушить, правда на это ушло довольно много времени и сил. Мы совершили несколько командировок  в Грузию, Стамбул, Ереван, Израиль и посмотрели, как уличную еду готовят и продают в разных странах, какие рецепты используют. Основательно потратились на сам павильон, на него ушло около 3,5 млн руб.  втрое больше, чем обычно вкладывают в такие проекты. В нем оборудовали зону открытой кухни  это моментально формирует доверие потребителей, сделали хорошую вытяжку, одели наших поваров и продавцов в униформу, закупили качественные перчатки, разработали фирменный стиль и упаковку… В результате летом дневная выручка павильона доходила до 90 тыс. руб. Сейчас павильона уже нет (DK.RU писал о его закрытии и сносе  ред.), но концепцию качественного стритфуда мы будем развивать. Мы сделали реконцепцию нашего первого ресторана, недавно открыли точку на Радищева, а в начале лета планируем запустить франшизу. 

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 2

Получается, на шаурме все-таки можно заработать?

 Да. Мы продаем шаурму с наценкой в 185-200%: себестоимость продуктов в ней  около 60 руб., какую-то часть составляют затраты на аренду, электричество, работу персонала, но маржа получается большая. При этом никто еще нам не говорил: «У вас дорого, вот за углом продается за сто рублей и ровно такая же». Не такая же. Мы продаем качественный продукт ровно за ту цену, которую покупатель готов заплатить, недостатка в гостях мы не видим. А наценка позволяет нам вкладывать средства в развитие бизнеса и поддерживать его на высоком уровне. 

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 3

Составляют ли вам конкуренцию открывающиеся повсеместно бургерные? Это же тоже стритфуд…

 Наш конкурент  это любое заведение, где блюдо с мясом и напиток обойдутся покупателю в 250-300 руб., и неважно, чем оно торгует: бургерами, пирожками или китайской лапшой в коробочках. Человек не так часто с уверенностью может сказать, что он сейчас хочет съесть. Да, есть какие-то вкусовые предпочтения, но, как правило, в большом городе приоритетными оказываются другие параметры. Удобно ли мне дойти до кафе? Сколько я готов заплатить? Как быстро мне приготовят еду? Смогу ли я взять ее с собой? Мы учитываем это и предлагаем быстрое, понятное блюдо, которым можно наесться и которое готовится за четыре минуты, блюда из печи  ламаджо, хачапури — 10 минут. 

Как долго вы работаете в общепите?

 Вообще все три соучредителя Lamadjo имеют непосредственное отношение к этой сфере. Один из партнеров  шеф-повар, второй держал собственный ресторан. Я за свои 32 года проработал в этой сфере 18 лет  всю осознанную жизнь. В начале 2000-х я своими руками шаурму заворачивал. Помню, тогда еще шаурму в тонком лаваше никто не понимал, и начинку клали в булочку для хот-догов. И это блюдо пользовалось бешеным спросом! Потом работал поваром, держал летние кафе. Не знаю, как будет через несколько лет, но пока это для меня — смысл жизни. Хотя в этой сфере работать непросто: даже несмотря на большой опыт, все время совершаешь и исправляешь ошибки, решаешь какие-то возникшие на ровном месте проблемы. 

Например?

 Например, мы долго мучились с магистралью вытяжки-вентиляции в нашем первом Lamadjo. Ее тянул специалист, которому мы доверяли, но где-то ошиблись в расчетах, в результате пришлось исправлять все буквально методом тыка. Часто сюрпризы преподносит персонал, который всегда считает, что он умнее тебя. Мы говорим людям: у каждого продукта есть срок и норма хранения, вышел срок  выбрасываем. И первое время, пока не разобрались с этим, бывало, хватали за руку сотрудников, которые пытались продать просроченное. Ты ему: «Зачем ты это делаешь? Тебе же по-человечески объяснили». А он тебе: «Ты дурак, это же твои деньги, я тебе добро делаю. Если ты не умеешь считать деньги, ты не бизнесмен, я с тобой работать не буду». 

Или, например, мы долго тормозили рост сети. Дело в том, что для «мяса на углях» обязательно нужна очень хорошая вытяжка. Наладить ее можно далеко не в любой точке, да и инвестиций она требует серьезных, и это сдерживало наше развитие. В прошлом году мы попробовали готовить блюда в электропечи и поняли, что этот продукт практически не уступает приготовленному на углях. Да, есть категория людей, которые будут осознанно идти «за мангалом» и мы по возможности будем открывать новые заведения с ним, мы по-прежнему делаем на него ставку, но мангал перестал быть основной целью и мы пошли дальше.

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 4

Кафе без головной боли

Первые франшизные точки Lamadjo должны появиться в Екатеринбурге в начале лета. Основатели сети уверены: им удастся найти хороших франчайзи, а завоевавший популярность продукт привлечет в новые точки покупателей. 

На каких условиях вы будете предлагать франшизу? 

 Стандартно: паушальный взнос в размере 800 тыс. руб. (для первых трех франчайзи сделаем серьезную скидку) и ежемесячный платеж в размере 5% от прибыли.  Скорее всего, сделаем ставку на небольшие помещения  45-80 квадратных метров, как в недавно открывшейся нашей точке на Радищева. В них не будет полноценной кухни и мангала, еду будут готовить в дровяной печи (если в помещении будет возможность сделать приличную вытяжку) или в пицца-печи, а в смену будут работать 4-5 человек. Можно продавать франшизу и под большие площади  90-120 квадратов, но таким заведением управлять куда сложнее, особенно если для владельца это  первый проект. 

Любой предприниматель по сути своей  решала. Ты должен ежедневно улаживать вопросы с персоналом, с арендодателем, с поставщиками, с властями, а значит  уметь договариваться и принимать правильные и своевременные решения. Если человек мечтает о собственном бизнесе, но пока не обладает в полной мере такими навыками, франшиза станет хорошим выходом. Это не означает, что ему не придется думать и вкладываться в свое дело: в любом случае он берет ответственность за бизнес, продукт и команду, которую он ведет за собой.  Но ему, по крайней мере, удастся избежать процентов 80 бизнес-рутины. 

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 5

Какие процессы автоматизируются для держателей франшизы?

 В первую очередь все, что связано с продуктами. Нам в производственный цех ежедневно привозят овощи, сыр, продукты для теста, два-три раза в неделю  мясо, чуть пореже  консервацию. Мы делаем из них полуфабрикаты: маринуем мясо, летом — в пряностях, зимой  в кисломолочных продуктах, нарезаем овощи, замешиваем тесто, варим морсы и компоты, готовим соусы, после чего дважды в день развозим их по точкам. Там уже блюда готовятся и собираются на глазах у гостей. Безусловно, итоговый продукт во многом зависит от умения повара, от соблюдения температурного режима, но основная проблема  получение качественного сырья  с держателей франшизы снимается. Ну и, естественно, у нас уже продумана логистика, просчитана амортизация оборудования, по поводу обновления бренда и интерьеров заведений голова болит тоже у нас. Для многих франшиза может стать хорошим стартом. Да, здесь, как и в любом бизнесе, тоже придется нести риски, но ведь без них неинтересно. Собственное дело дает потрясающее ощущение свободы и понимание того, что ты  не винтик в механизме, ты сам отвечаешь за все. 

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 6

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 7

Есть спрос на вашу франшизу?

 О франшизе нас начали спрашивать сразу после того, как мы запустили первый проект в 2011 г. Но тогда для нас самих кафе было рискованной бизнес-идеей. Ведь в бизнесе расчет важен, но он решает не все, многое зависит от интуиции, обстоятельств. И мы честно отвечали: «Какая франшиза, дайте нам самим во всем разобраться». Нужно было время, чтобы отстроить бизнес-процессы, запустить и отладить производственный цех, наработать пул поставщиков и наладить логистику. Сейчас мощностей двух наших цехов хватит на существующие пять точек (две из них  летние проекты на «Огонь-пляж» и набережной возле «Космоса») и на 8-10 франшизных кафе. Запустить первые франшизы хотелось бы к началу лета  лучший сезон для стритфуда. Пока мы принимаем и рассматриваем заявки, проверяя наших будущих партнеров. Ошибиться нельзя: во-первых, мы доверяем им свой бренд, а во-вторых, мы правда хотим, чтобы они были успешны, ведь это и наш успех  как репутационный, так и финансовый. А общепит  бизнес жесткий и поглощающий без остатка: здесь нельзя просто инвестировать деньги и пассивно ждать прибыли.

Фото: Игорь Черепанов

Арсен Асликян, Lamadjo: «Любой предприниматель по сути своей — решала» 8

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.