Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Артур Зиганшин: Стало нормой «кинуть», обмануть, не рассчитаться

«Раньше между купцами нередко заключались устные договора и сделки на огромные деньги – люди доверяли друг другу. Куда все делось?» Колонка Артура Зиганшина для DK.RU.

Артур Зиганшин
предприниматель,
Эксперт регионального отделения "Общероссийского Народного Фронта",
Руководитель комитета по территориальному развитию СРО "Деловая Россия":

— Кризисные явления в экономике нарастают, сложностей в расчетах между субъектами предпринимательства все больше… И все чаще можно услышать, что вот-вот, и мы опять вернемся в «лихие 90-е».

Для кого-то девяностые – это романтика и фильм «Бригада», но для тех предпринимателей, кто знает эти времена не понаслышке, они запомнились тем, что за слова было принято отвечать. Причем, порой — ценой собственного здоровья. Это было время, когда многие вопросы решались не в судах и прокуратуре, а при помощи крепких парней, которые не церемонились и все решали своими методами.

Но годы шли, наша экономика становилась цивилизованнее, и как-то совсем незаметно для меня люди все меньше стали отвечать за свои слова. Стало практически нормой «кинуть», обмануть, не рассчитаться. И чуть что — обращаться в суд: спасите, помогите, «хулиганы зрения лишают», я не брал у него деньги, или брал, но уже давно отдал. А суд ведь не разбирается в деталях, он рассматривает предоставленные факты и доказательства, и на их основании принимает решение.

Как показывает практика, в спорах между субъектами чаще всего в выигрыше остается должник, даже если суд принял решение не в его пользу.

Правильно, ведь отдавать ему якобы нечем, а чтобы заставить работать приставов, нужно сильно постараться. У меня у самого до сих пор лежат несколько расписок и решений суда, по которым я уже никогда не смогу получить деньги. И если еще в начале, до суда, должник хоть что-то обещал вернуть, то суд, вынеся приговор, как бы обелил его. И он уже думает: ах так, ты на меня в суд? — тогда пусть все будет по закону, пусть приставы работают, ищут мое имущество или ищут меня. А тут, как говорится, уже кто кого.

И таких случаев очень много, именно поэтому в предпринимательской среде все чаще говорят, что надо обмениваться информацией о подобных недобросовестных бизнесменах, дабы уберечь коллег по цеху. Составить что-то вроде черного списка. Ведь несмотря на менявшиеся политические строи и власть, во все времена ценилось настоящее купеческое слово, репутация и честность предпринимателя, купца по-нашему. А те, кто не жил по совести и чести, всегда очень быстро оказывались у разбитого корыта или просто становились изгоями.

Обществу в целом и бизнес-сообществу в частности нужно просто перестать мириться с существованием рядом с собой таких персонажей, сделать их моральными и физическими изгоями.

Тогда они сами «сотрутся в порошок» и дела их грязные тоже.

В старину купцы дорожили не только признанием со стороны правительства, но и уважением всего общества. До XVIII в. понятию «деловой репутации» соответствовал образ «доброго человека» и – более узкий – «честного купца». Образ этот складывался годами и десятилетиями упорной работы, и для его обладателя являлся не менее ценным, чем опыт и торговый капитал. Репутация предпринимателя оказывала огромное влияние на успех в делах, если подмоченная репутация автоматически вела к несостоятельности и банкротству.

Понятие «торговой чести» складывалось из общих принципов торговли, которые вскоре стали предметом русского фольклора: "веди дело чисто, чтобы ни сучка, ни задоринки", "раскидывайся шире, больше захватишь", "не бойся грязи, в грязи — золото", "потерял рубль — руби остальные надвое".

При этом, устраивая различные махинации, купец искренне считал себя честным человеком.

Если купец слыл честным человеком, значит, он соблюдал все виды купеческой чести. Кодекс чести – основа торговых отношений. Ведь раньше между купцами нередко заключались устные договора и сделки на огромные деньги – люди доверяли друг другу. В обороте государства было пятьдесят миллионов купеческих денег. Отданы они были под честное слово, которое никогда не подводило.

Кстати, выражение «стереть в порошок» – это, можно сказать, профессиональное купеческое арго. Известно, что на собрании купцов 1-ой гильдии фамилию человека, не сдержавшего слова, записывали мелом и стирали затем тряпочкой. Провинившийся уже не мог считаться купцом 1-ой гильдии и появляться в купеческом собрании такого уровня. Долг более не требовался, виновный передавался Божьему Суду. Это была страшная угроза более невозвратного долга, бесчестья, греха.

Купцы, в свою очередь, многие товары повседневного спроса отпускали покупателям в долг, делая лишь записи в соответствующую книгу. При этом иногда вычеркивали из списка должников тех, кто точно не смог бы заплатить, иными словами прощали долги тем, чьи семьи были малоимущими. И эти же купцы строили храмы, общественные здания, занимались меценатством, открывали галереи, вкладывали деньги в искусство...

Думаю, возвращение к некоторым истокам нам бы не повредило. Конечно, не стоит полностью копировать кодекс купеческой чести – вряд ли вас поймут, если вы будете устраивать махинации, прикрываясь законом. Но силы и честности предпринимательского слова нам явно не хватает. 

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.