Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Автомобильный футуризм

Аналитики могут сколько угодно теоретизировать, какой рост покажет автомобильный рынок в обозримом будущем. Однако дать прикладные советы авто­владельцам, желающим выгодно купить или продать авто в

Через пять лет екатеринбуржцы будут сдавать авто на сервис при помощи онлайн-регистрации, наблюдать процесс ремонта в веб-камеры, а улицы заполонят мини-джипы с гибридным приводом. Глава ГК «Авто Плюс» Павел Шестопалов и управляющий партнер ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия» Григорий Балакин в интервью «ДК» нарисовали картину будущего регионального авторынка.

Аналитики могут сколько угодно теоретизировать, какой рост покажет автомобильный рынок в обозримом будущем. Однако дать прикладные советы авто­владельцам, желающим выгодно купить или продать авто в ближайшие 3-4 года, и наглядно объяснить, что будет с квотами на новые машины, могут только практики.
Какими будут автосалоны в ближайшие пять лет? Во-первых, внешне — гигантомания так и останется трендом или произойдет смещение в сторону более компактных автоцентров?
Павел Шестопалов: Для начала нужно понять, что есть предприниматели, которые думают в первую очередь об эффективности бизнеса, а есть чиновники, у которых совсем другие задачи. В этом смысле автомобильные функционеры далеко не ушли — для них главное, чтобы бренд присутствовал и развивался в каждом городе, и экономическая целесо­образность существования дилера стоит далеко не на первом месте. Поэтому производители требуют строительства больших автосалонов. Логика у автомобильных чиновников примерно такая: никто ведь не думал, когда окупится египетская пирамида, ее просто строили. Сейчас эти тенденции, к сожалению, никуда не делись, по крайней мере, на российском рынке. В Европе и США все по-другому — если бизнес не окупается, он не нужен никому, даже чиновникам.
Григорий Балакин: Потому что там нет лихих денег. У нас же в прошлом году компания Citroen открыла в Москве огромный автоцентр — семь этажей, рестораны, бары, там одних только диагностических линий четыре штуки. Зачем это делалось, никому не понятно. Когда мы начали узнавать подробности, то оказалось, что у этого проекта даже бизнес-плана не было. Просто предприниматели с очень большими деньгами (они занимаются поставками в Россию пищевых добавок) захотели сделать автосалон по своему вкусу. Производитель счастлив, но они бросают тень на дилеров, которые зарабатывают только автомобилями.
Но Екатеринбург — не Москва, здесь более прагматичный подход к строительству.
Павел Шестопалов: Ну почему? А проект «Екатеринбург-Сити» когда окупится? А все ли наши бизнес-центры и отели хорошо заполнены?
Григорий Балакин: На самом деле все понимают, что автосалон должен быть функциональным, а не «дворцом». Но парадокс в том, что имидж для производителя стоит на первом месте. Например, у Peugeot есть особенность: раз в 5-10 лет они меняют эмблему — был лев такой, а стал немного другой. Дилер может построить отличный салон, эффективно работать, а через пять лет ему скажут: «В этом году надо новых львов покупать». На это приходится тратить деньги.
Павел Шестопалов: Приведу наглядный пример: у меня есть любимый ресторан в Мюнхене, он находится на мясобойне, это промбаза, примерно как у нас на Армавирской. Там потрясающе готовят рыбу, всегда много посетителей, у входа — дорогие машины. А если сделать такой ресторан у нас, во-первых, СЭС никогда не разрешит, а во-вторых, туда никто не поедет, потому что недостаточно пафосно. Так же и с автосалонами — мы довольно долго работали на Артинской, но производитель сказал, что место несексуальное — салон должен размещаться на первой линии. Кстати, «производитель» — это не абстракция, а живой «маасковский» менеджер, про жизнь «замкадышей» практически ничего не знающий.
А если говорить о количестве автосалонов, будет ли оно расти в обозримом будущем?
Григорий Балакин: Если требования автоконцернов станут мягче, то в городе могут появиться салоны второго и третьего уровня, которые не могут продавать всю гамму машин, а, например, четыре массовые модели.
Павел Шестопалов: Наличие автосалонов в разных частях города оправданно и востребовано с точки зрения сервиса. Поддерживающих точек должно быть много. А что касается продаж, то достаточно одного-двух больших шоу-румов. В России об этом говорилось, но единого стандарта, который позволял бы сделать в городе три крупных шоу-рума и десять маленьких точек, до сих пор нет.
Григорий Балакин: К тому же нас ограничивают городские требования, нормы, СНиПы. Я никак не могу понять, почему в Париже можно размещать автозаправочные станции в подземных гаражах, а у нас — категорически нет, почему нельзя устанавливать небольшие заправки рядом с супермаркетами, ведь это так удобно.
Выходит, разумное развитие авторынка душат авточиновники и местная власть?
Павел Шестопалов: Да никто его не душит, просто такова данность. Вот не растут на Урале ананасы, это ведь не из-за происков чиновников. Сегодня открывать большое количество автосалонов нет смысла, потому что машин продано немного. В России на тысячу человек приходится всего 200 авто, причем в подавляющем большинстве это откровенный авто­хлам и бэушные машины, доля новых автомобилей крайне мала — около 15%. При таком раскладе сервис будет простаивать, прибыли на обслуживании авто не сделаешь.
Этой ситуацией могут воспользоваться частные автосервисы.
Григорий Балакин: Это же хорошо, поднимается малый бизнес, на который сейчас возлагают большие надежды, да и конкуренция еще никому не мешала.
Павел Шестопалов: Многие почему-то думают, что обслуживаться у «дяди Васи» дешевле, но это миф. Никто специальных исследований не проводил. Но есть один маленький нюанс, о котором обычно не думают. Автомобиль — не чайник, его не выбрасывают, а продают, у любого авто всегда есть вторая история. Когда наступает время менять машину, в выигрыше остается тот человек, который обслуживал ее у дилера, — у него на руках есть заполненная сервисная книжка. Это дает возможность продать, например, Land Cruiser на полмиллиона дороже, чем такое же авто, но после обслуживания у «частника».

Искусственный дефицит
В 2010 г. авторынок города столкнулся с дефицитом новых авто, ходовые модели приходилось ждать по полгода. Подозрения пали на автоконцерны: и производство они сократили очень некстати, и машины между дилерами распределяют якобы нечестно.
Как будет изменяться процент от сервиса в структуре доходов дилеров? Есть мнение, что продажа авто больших денег не приносит.
Павел Шестопалов: Это еще один миф. Да, структура доходов смещается в сторону сервиса, но без продаж новых автомобилей дилерскому предприятию будет очень грустно. Сегодня в структуре оборота дилеров сервис составляет 12-13%, в структуре дохода — 30%. На trade-in приходится 20%, на продажу новых авто — 50%. Правда, сегмент продажи бэушных машин в России пока недостаточно развит, потому что на первичном рынке на тысячу населения приходится всего 200 авто. Когда нам удастся довести эту цифру до 600 машин, как в Америке, то продать старую машину станет проблематично, и trade-in начнет набирать обороты. А сейчас можно дать объявление в Интернете, и через 15 минут автомобиль будет продан.
Дилеры пока сами слабо используют Интернет. Как расширить эту зону?
Павел Шестопалов: В дальнейшем дилерские центры будут предлагать больше экспресс-сервисов, чтобы человек не тратил время на обслуживание. Например, очень скоро появится онлайн-регистрация, которая позволит экономить время сдачи машины в сервис. Можно будет приехать с уже готовой бумагой, расписаться и быть свободным. А после ремонта получить счет на мобильный телефон, оплатить его, опять же с мобильника, а в удобное время подъ­ехать и забрать авто. Мы как раз активно работаем над этим.
Григорий Балакин: Мы тоже. Правда, пока на рынке существует дефицит новых авто, дилерам не до технологичных новинок.
А что стало причиной этого дефицита?
Григорий Балакин: Очереди вернулись далеко не на все машины, а только на те, в чей пиар вложены огромные деньги. Например, Hyundai Solaris. Под Санкт-Петербургом построен огромный завод, запланирован выпуск 70 тыс. машин, и продать нужно все 70, а не 40, иначе себестоимость вырастет в два раза. Поэтому проводится агрессивная рекламная кампания, создает ажиотаж — отсюда и очереди.
Есть мнение, что во всем виновата система квотирования, которая существует у автопроизводителей.
Григорий Балакин: В этом плане все честно и прозрачно. Производитель выдает определенное количество автомобилей на Россию, они делятся между дилерами. У брендов есть методики, которые существуют более 100 лет, там нет подковерных игр, всем правит математика — все зависит от доли рынка города в общероссийских продажах и доли дилера в рамках этого города.
Павел Шестопалов: Бывает, конечно, что какой-то дилер получил меньше машин, но не в разы, а на несколько штук. Скорее всего, у него в кризис не было оборотных средств, он не выкупал машины вовремя и понизил свою долю рынка. Но ему вполне под силу восстановить реноме.
Уральцы меняются на джипы
На российском рынке сформировалась устойчивая тенденция — граждане предпочитают седанам маленькие внедорожники и большие джипы. Но через 5-10 лет ситуация может поменяться коренным образом.
Какие авто будут популярны у екатеринбуржцев через пять лет?
Григорий Балакин: Говорить конкретно о Екатеринбурге сложно, но общероссийская тенденция такова, что самый активно растущий сегмент — это маленькие внедорожники, паркетники.
Павел Шестопалов: При замене автомобиля уральцы отдают предпочтение джипам либо полноприводным автомобилям. В ближайшие пять лет эта тенденция сохранится, но в более отдаленной перспективе все может измениться: нация стареет, и неизвестно, будут ли пенсионеры лет через десять предпочитать седанам джипы, в них ведь не так удобно садиться, и с экономической точки зрения это не самый разумный вариант.
Покупая джипы, екатеринбуржцы думают о том, во сколько им обойдется владение таким авто?
Павел Шестопалов: В Европе цена владения авто за три года является конкурентным преимуществом. А у нас нет ни одной рекламы, где бы сообщалось, что этот автомобиль стоит обслужить, к примеру, 100 тыс. руб. в год. Нам приходилось доказывать корпоративным клиентам, что эксплуатация «Волги» значительно дороже, чем Toyota Camry.
Почему дилеры сами не доносят эту информацию до широкой аудитории?
Павел Шестопалов: Вот вы когда зубы чистите, кран закрываете, чтобы вода зря не лилась?
Нет
Павел Шестопалов: И о чем мы тогда говорим? Это связано с ментальностью, точно так же и с экономией на обслуживании — наши люди пока не воспринимают эту информацию, и дилер ничего не сможет изменить. Для россиян по-прежнему решающим аргументом является цена покупки авто, а не владения.
Победить пробки
Всплеск потребительской активности 2002-2007 гг. спровоцировал удвоение автопарка в городе, что привело к пробкам. Однако автодилеры не видят в этом проблемы и предлагают свои способы борьбы с транспортным коллапсом.
Как думаете, через пять лет Екатеринбург встанет в пробках?
Павел Шестопалов: У власти стоят абсолютно вменяемые люди, которые понимают, что пробки приводят не просто к неудобствам для граждан, а к потерям в экономике и к политическим проблемам. Поэтому ситуация будет меняться. Новый мэр Москвы Сергей Собянин предложил дифференциацию рабочего трафика, и это работает.
Григорий Балакин: Кроме того, если примут закон, позволяющий штрафовать неправильно запаркованные машины без ожидания и обязательного присутствия водителя, это разгрузит дороги.
Павел Шестопалов: И нужно сделать так, чтобы после пятого штрафа водительские права нарушителя становились недействительными и ему приходилось бы пересдавать ПДД. Я думаю, уже после второго преду­преждения никто машину поперек дороги не поставит.

В городе постепенно строят новые дороги и развязки, поэтому ситуация должна измениться в лучшую сторону. Другое дело, что за пять лет число машин в городе увеличится. Даст о себе знать и отложенный спрос, и ставки по автокредитам, которые вернулись на уровень 9-14%. Да и просто придет время менять машины, купленные в 2008 г. Конечно, таких темпов подъема авторынка, какие мы видели в 2002-2007 гг., не будет, но рост окажется значительным.

Павел Шестопалов
Родился 18 ноября 1964 г.
Образование: 1987 г. — окончил Уральский политехнический институт им. Кирова, факультет технологии силикатов.
Карьера: 1990-1995 гг. — занимался предпринимательской деятельностью; в 1995 г. основал компанию «Авто Плюс»; в настоящее время — генеральный директор ГК «Авто Плюс». Является вице-президентом Уральской автомобильной ассоциации.
Семья: женат, двое детей.
Хобби: йога, фотография.
Григорий Балакин
Год рождения — 1975.
Образование: 1992-1997 гг. — УГТУ-УПИ, факультет экономики и управления, специальность «Внешнеэкономическая деятельность предприятий»; с 1997 г. — аспирантура УГТУ-УПИ.
Карьера: с 1998 г. — управляющий партнер ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия».
Семья: женат, двое детей.
Хобби: автомобили, фотография, путешествия.
Самое читаемое
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Минобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузыМинобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузы
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.