Азбука символов
При грамотной работе с этими символами не возника- ет противоречий между смыслами, которые диктует Обозначаемое, и смыслами, привнесенными использованными графемами. Но достаточно часто составляю
При грамотной работе с этими символами не возника-
ет противоречий между смыслами, которые диктует Обозначаемое, и смыслами, привнесенными использованными графемами. Но достаточно часто составляющие конкретного знака противоречат друг другу, имея идеологические или психологические несоответствия между собой. Первые из них достаточно очевидны и не рассматриваются в этой статье, которую мы посвятим психологическим аспектам знака.
Все доступное нам многообразие графем представляет собой бесконечный поток смысловых форм, выражаемых по большей части непроизвольно. При этом знак, как целостное явление, существует только в диалоге, в момент передачи информации между его участниками. Вне такого общения любой знак не более чем "информационный шум", замусоривающий поле общения. Именно поэтому важно соответствие символических смыслов Обозначающего и Обозначаемого: так, однонаправленные по значению смысл и отражающие его символы поддерживают и усиливают друг друга. При этом помимо собирательной и синтетической функции графические символы приобретают также своеобразные мнемонические качества. Такие символические комплексы, созданные на основе носителей различной философской или архетипической информации, наслаиваются на уже известные и устоявшиеся образы, обретая новый единый смысловой уровень. Таким образом, в графическом символизме нет ничего произвольного: все подчинено системе, которая развивается из одной точки в более сложные образования, где форма, ритм, количество, расположение, порядок и направление помогают объяснить и определить характер знака.
В собрании современного ученого Эрнста Ленера насчитывается около 60 тысяч символов и знаков различного вида, происхождения, различных культур и эпох. Их основой служит существенно меньшее число (около трех тысяч) выделяемых графем, но и они в конечном итоге сводятся всего к трем изначальным знакам. Таковые - точка, окружность и линия, их соединяющая. В общем виде их можно представить как элементы кода, где:
• точка - ноль или Ничто, центр и (или) Цель действия, момент качественного перехода;
• окружность - бесконечность, количественный рост, цикличное движение;
• линия - единица, связь центра и периферии, поступательное движение.
Вся остальная масса графем - лишь комбинация различного числа указанных элементов. Однако взаимоотношения числа и формы зависят не только от количества элементов, но и от их направления, поскольку именно направление формирует оценочный фактор. Доминирующая горизонтальная линия говорит о рациональном интеллекте и пассивности, тогда как преобладание вертикальных линий указывает на духовный иррационализм и активность. Направленность фигуры вверх расценивается как знак развития, а вниз - инволюции. При этом косая линия, поднимающаяся вправо, расценивается как восходящая, обладание правотой, - "правый путь", а влево - нисходящая. По этой же причине Андреевский крест, с его двумя пересекающимися линиями, означающими падение и подъем, — символ связи "двух миров.
При наличии разного рода линий - прямые линии всегда выражают активность, в отличие от извилистых, обозначающих пассивность.
Следует учитывать также, что линии, помимо морфологических характеристик, могут обозначать связь и соединение; вот почему их значение должно всегда увязываться с природой соединяемых ими участков.
Такие производные от основных элементы, как многоугольники, волнистые линии, спирали, крестчатые фигуры, зигзаги, triskeles и свастики, являются графическими формами "космического порядка". Они в первую очередь символизируют деятельность природных сил и элементов и характеризуют основные психологические процессы и состояния человека.
Многогранники получают свою символическую окраску в зависимости от числа сторон, что тесно связывает графические символы с символикой чисел, которые не просто количественны, но имеют качественную символику.
Знак союза четверичного (крест или квадрат) с единым выражается посредством сочетания чисел четыре и один, т.е. квадрата (или креста) и круга. Связь между двумя пересекающимися диаметрами и окружностью иногда подчеркивается визуализирующим центр маленьким кругом - символом мистического "Центра". Образованная таким образом фигура выражает первичное Единство (центр), "выход в реальный мир".
Дополнив эту фигуру андреевским крестом, мы получим колесо, наиболее распространенный символ Центра и цикла превращений.
Взаимосвязь окружности и квадрата чрезвычайно важна. Скрытая логико-символическая сила таких образов настолько велика, что любое обращение к абстрактному символу космического порядка, выражающему взаимосвязь "двух миров", неизбежно приводит к сочетанию знака земли (квадрат) со знаком неба (круг).
Фигуры, содержащие излучающий центр, являются космическими символами конечной цели, чем объясняется их роль как психологических образов полагания этой цели и путей ее достижения - коротко говоря, идеи осуществления. Психоаналитики отмечают, что соединение квадрата с кругом (в виде звезды, розы, лотоса, круга (кругов) с выделенным центром и т.д.) означало конечную стадию процесса индивидуализации. Т.е. той фазы развития, когда недостатки (неправильные формы) устраняются во имя концентрации на достижении.
Излучающие фигуры (в том числе звездчатые) символизируют рассеивание, рост и инволюцию.
В образности фигур с двусторонней симметрией и центром можно выделить две тенденции: во-первых, центростремительная, говорящая о концентрации и агрессивности; во-вторых, направленность из центра к четырем главным точкам означает защиту "целостности".
Касаясь символики креста, отличающегося исключительным многообразием видов, заметим лишь, что она определяется формой и "ритмической направленностью" его лучей (центробежная, центростремительная, нейтральная или вращательная). Юнг, исследуя психологию формы, пришел к следующим выводам:
• противоположности обычно обозначаются крестом (символ внутренних импульсов) и квадратом (символ горизонта);
• круг символизирует возвышение над этими импульсами;
• точное повторение (дублирование) подразумевает подтверждение. Однако противопоставление таких символов выражает стремление не только исследовать две сферы, но и покорить все пространство;
• движение влево означает поворот к бессознательному и прошлому, движение вправо направлено к сознательному и будущему.
При работе со знаками и знаковыми системами необходимо различать, во-первых, реалистические, имитирующие образы (собственно рисунки); во-вторых, схематические имитирующие образы (отражающие как внутреннее значение данной фигуры, так и ее внешнюю форму); и, в-третьих, чистые символические. Следовательно, чтобы определиться со значением любой фигуры, следует учитывать следующие факторы:
а) сходство с телами "космического порядка";
б) тип формы: открытая или закрытая, правильная или неправильная, геометрическая или биологическая";
в) число ее составляющих и значение этого числа: так, смысловой контекст семиконечной звезды определяется как числом семь, так и звездной формой;
г) доминирующие "ритмы" как выражение изначального динамического потенциала знака: так, меандр и ломаная трапециевидная линия обычно связываются с символикой земли; волнистая линия - с воздухом; ряд незавершенных спиралей или волн, а также ломаная линия - с водой; огонь ассоциируется с S-образной формой (языки пламени);
д) пространственное расположение различных ее участков. Поясним этот пункт подробней: расположение вдоль вертикальной оси обозначает наиболее важный уровень, подразумевая этические и энергетические характеристики. Левая сторона, как уже говорилось, ретроспективная зона "происхождения", связанная с бессознательным и мраком, а правая сторона - стремление к исходу;
е) пропорции. Данная позиция, прежде всего, влияет на восприятие устойчивости/мобильности знака;
ж) цвета (см.далее).
Мы ни в коем случае не утверждаем, что источник всех пиктограмм или идеограмм (не говоря уже о знаках) кроется в приведенных выше мотивах или имеет сходное морфологическое развитие. Однако образ, рожденный в художественном творчестве, предполагает высокую степень лаконизма, обусловленную экономией формы и символической силой. Это влечет за собой использование, прежде всего, знаков "космического порядка", непосредственно воздействующих на подсознание человека. Возможно, в этом - психологическая основа графического символизма и притягательная сила определенных форм, эмблем, гербов, знаков. Сила эта, вероятно, объясняется не их традиционностью, как обычно полагают, а внутренними связями с символами "космического порядка", ныне именуемыми обычно архетипическими. Все это роднит работу дизайнера с магическими практиками. Поскольку он оказывается вовлечен в малопонятное действо по влиянию на успешность бизнеса средствами весьма от него (бизнеса) далекими.
ЦВЕТА (краски)
Их символика
представляется настолько безграничной сферой, что ее можно описать только
в первом приближении. Бесспорно, цвета обладают богатыми выразительными
возможностями и способны непосредственно воздействовать на психику,
используются в хромотерапии при лечении психических и психосоматических
отклонений. Исходя из психологического содержания "цветопирамиды" по
Пфистеру-Хайсу, голубому (синему) цвету, например, приписывается смягчающее,
сдерживающее воздействие на проявление аффектов и инстинктов. Красный цвет,
напротив, является аффективным и связывается со способностью непосредственно
реагировать на внешнее раздражение. Оранжевый цвет, как составной (до недавних
пор он даже не имел собственного наименования), вызывает стремление к успеху, к
богатству; а коричневый - положительное сопоставление с "матерью-землей".
Восприятие цвета в наибольшей степени, по сравнению с другими символами,
подвержено влиянию внешних (культура, идеология, природно-географические
условия) и субъективных факторов. Древние культуры имеют определенные цветовые
символы, рожденные из стремления обнаружить закономерности в многообразии мира.
Из таких систем наиболее известны сопоставления со странами света (линиями
горизонта) и стихиями, расписанные по составным элементам креста или квадрата. У
древних майя страны света - восток, север, запад, юг - соответственно были
соотнесены с красным, белым, черным и желтым, в то время как в Древнем Китае - с
синим (голубым), красным, белым, черным, а желтый соответствовал центру. В
европейской символике красная роза обозначала пламенную любовь, а, например, в
Древнем Египте все красное сулило
угрозу и вред. В геральдике в эпоху
Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и
человеческих свойств, в алхимии существовала своя символическая градация цвета,
согласно которой, например, зеленое означает сильный растворитель, красное
и белое символизируют дуализм первоначал серы и ртути. В просторечии же
выработалось свое понимание цветосимволики: зеленый - надежда, синий - верность,
вера, желтый - ревность, красный - любовь, белый - невинность, черный - смерть.
Индивидуальные различия в восприятии цвета на эмоциональном плане используются в
психодиагностике.
Однако, вопреки индивидуальным и культурологическим
различиям в восприятии цветов, удается проследить четкие закономерности в
восприятии цвета. Наиболее корректна, с нашей точки зрения, таблица
психовосприятия, взятая нами из монографии Н.В.Серова "Хроматизм мифа", где на
большом культурологическом материале проанализирована символика цвета у разных
культур и народов. Значение определялось для так называемых снятых
(сублимированных) цветов, т.е. рассматриваемых в отрыве их конкретного объекта.
При этом важны следующие показатели:
1 - состояние воспринимающего - Н -
нормальное, Э - экстремальное, т.е. любое состояние напряжения, тревоги или
душевного подъема.
2 - психологический тип воспринимающего - м- "мужской", м/ж-преобладание "мужской" составляющей, ж/м-преобладание "женского" в восприятии, ж-"женский" тип восприятия, позиции, не имеющие обозначений, — общие для всех типов восприятия. Следует учитывать, что понятия "женский" и "мужской" в последнюю очередь связаны с биологическим понятием пола.



