Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

Баварский мотор семейного успеха

Достаточно сказать, что в чрезвычайно тяжелом для BMW 1959-1960 деловом году традиционный злейший враг этой фирмы штутгартский концерн Mercedes-Benz AG милостиво соглашался «пойти навстречу

После войны Бонн стремился создать свой автоконцерн в каждой западногерманской земле. Автомобильной «визитной карточкой» Нижней Саксонии должен быть стать Volkswagen, земли Северный Рейн-Вестфалия — Ford-Werke, Гессена — Opel, Бремена — Borgward и т.д. Сразу двумя автомобильными марками оказалась представлена земля Баден-Вюртемберг (больше известная по ее историческому названию Швабия): Mercedes-Benz и Porsche.

Достаточно сказать, что в чрезвычайно тяжелом для BMW 1959-1960 деловом году традиционный злейший враг этой фирмы штутгартский концерн Mercedes-Benz AG милостиво соглашался «пойти навстречу» и приобрести тяжело больной BMW — лишь упорное сопротивление акционеров сорвало продажу.

Вообще говоря, противостояние Мюнхена с Штутгартом носит не только деловой, но еще и этакий колоритный «земельно-патриотический» характер. Каждая земля в Германии имеет собственную мифологию. Саксонцы слывут задирами и драчунами, восточные фризы — недотепами, а швабы — самыми «жадненькими и богатенькими» немцами в мире. Что касается баварцев — так они вообще не немцы — так во всяком случае уверяют в Мюнхене. Важное место в коллективной мифологии Баварии занимает тезис о том, что «коварные пруссаки» (и прежде всего, конечно же, записной злодей канцлер Бисмарк) обманули очень симпатичных и свободолюбивых баварских королей и путем интриг и махинаций втянули в свою единую Германию сие «свободное государство» — как до сих пор официально называется Бавария в ФРГ.

Лучшим автомобильным менеджером в истории ФРГ многие местные эксперты считают Эбергарда фон Кюнгейма (род. в 1928), который возглавил BMW в 1970 г. Хотя BMW смог преодолеть самый тяжелый кризис и добился значительных рыночных успехов (благодаря малолитражным автомобилям марки Isetta и большим машинам BMW 502), положение фирмы оставалось сложным. При обороте DM1,5 млрд, персонале 23 тыс. человек и производстве 145 тыс. машин в год прибыли BMW оставались на скромном уровне DM40 млн. Многие аналитики считали, что этой занимавшей довольно узкую рыночную нишу фирме уготована судьба таких компаний, как Borgward и Auto Union, которые не выдержали конкуренции с мощными и глобально действующими Volkswagen, Mercedes-Benz, Opel и Ford-Werke.

В 1972 г. BMW вывел на рынок первые машины знаменитой 5-й серии и тем самым бросил вызов Mercedes. Началась грандиозная гонка за швабским лидером. В 1975 г. последовала спортивная («третья») серия BMW, которая почти 10 лет не имела аналогов в мире. Еще два года спустя BMW запустил 7-ю серию — автомобили класса «люкс». Все эти проекты во многом были обязаны энергии и рыночному чутью г-на «А», как внутри BMW именовали фон Кюнгейма. Он терпеть не мог сидеть у себя в кабинете и для того, чтобы получить «неопосредованные» представления о фирме, по очереди работал практически во всех подразделениях BMW. «Не большие пожирают маленьких, а быстрые медленных», — эта фраза фон Кюнгейма превратилась в настоящий девиз BMW.

«Баварским моторам» приходилось все делать быстрей, дешевле, а иногда и лучше. BMW первым в Европе ввел гибкую систему производства, первым открыл независимый научно-производственный центр, первым из автоконцернов ФРГ рискнул открыть фабрику в США и т. д. Сейчас BMW уже не просто один из конкурентов Mercedes. В 1993 г. баварцы впервые обогнали швабов по количеству выпущенных автомобилей. Эбергард фон Кюнгейм выполнил наказ Герберта Квандта. Герр «А» довел оборот BMW до DM31 млрд, а производство — до 600 тыс. машин в год. И ни разу за 24 года его руководства фирма не понесла убытков.

В 1993 г. фон Кюнгейм отошел от непосредственного руководства оперативным бизнесом, но до сих пор возглавляет контрольный совет BMW. Председателем правления концерна стал 44-летний инженер Бернд Пишецридер, который в феврале 1994 г. ошеломил Европу и Японию ненавязчивым сообщением о том, что BMW выкупает за DM2 млрд у концерна British Aerospace 80% крупнейшего британского автоконцерна Rover (оборот DM11,2 млрд, персонал 33 тыс.).

Одновременно токийская Japan Times уведомила своих читателей, что «BMW объявил Ниппону блиц-криг» (дело в том, что японский концерн Honda владел 20% Rover и активно помогал этой фирме).

Так, по результатам прошлого года, BMW стал самым крупным иностранным импортером Японии. Баварцы продали здесь почти 60 тыс. машин (на 25% больше, чем в 1994 г., из них 34 400 — марки BMW, около 25 тыс. — Rover). Mercedes «вырулил» только на третье место (35 167 машин), пропустив вперед VW/Audi (45 800 машин).

За счет покупки Rover оборот BMW взлетел в 1994 г. в два раза, концерн обеспечил себе 6,4% авторынка Европы (доля Mercedes-Benz была на уровне 3,1%). В 1995 г. Rover Group PLC оставалась самым крупным автомобильным производителем и экспортером Великобритании. Годовое производство Rover выросло почти на 5% до 501 300 единиц, в 1996 г. фирма прогнозирует рост еще на 10%. Мировой сбыт Rover превысил в 1995 г. 483 тыс. автомобилей, персонал вырос до 40 тыс. Ранее Rover закупал моторы у Honda и Peugeot, сейчас он строит их сам.

По результатам 1994 делового года оборот BMW превысил DM42,1 млрд, прибыли составили около DM697 млн, мировой персонал вырос на 54% и превысил 109 тыс. человек. В 1995 году оборот BMW вырос на 9% до DM46,1 млрд, производство автомобилей — на 15,8% до 1,1 млн единиц.

По совокупности показателей эксперты гамбургского Manager Magazin признали BMW лучшей автомобильной компанией Европы с большим отрывом от ближайшего конкурента шведского Volvo (у BMW 19,90 призовых пунктов, у Volvo — 4,75, Mercedes вообще не вошел в призовую «восьмерку», а Daimler-Benz заработал 21,33 штрафных очка).

Похоже, BMW отнюдь не намерен ограничивать свою экспансию британским рынком. Сейчас концерн готовит совместные монтажные проекты в Мексике (в том числе с германским Porsche), в Индии (с местной компанией Hero), активно сотрудничает с индонезийскими и южнокорейскими компаниями. Большое значение BMW придает присутствию на рынке КНР. В начале января BMW сообщил о намерении инвестировать еще DM400 млн в автопроизводство в ЮАР, где уже построил завод. В ближайшие четыре года концерн намерен увеличить производство здесь автомобилей своей третьей серии.

Недавно под Штутгартом был открыт научный центр ADA, который совместно будут финансировать все «чисто германские» автоконцерны (как известно, в эту категорию не входят подчиненные американскому руководству компании Opel и Ford-Werke). Помимо штутгартских Mercedes-Benz и Porsche, а также связанного с кланом Порше семейными связями правления Volkswagen-Audi в этот совместный научный проект вошел и BMW. Целью научных программ является разработка новых инженерных решений экологического характера — прежде всего, снижение вредности выхлопных газов.

Кроме того, шеф концерна Dasa (авиакосмическое подразделение Daimler-Benz) Манфред Бишоф ведет сейчас переговоры с BMW о переподчинении баварцам управления их авиамоторного СП с MTU — дочерней компанией группы Dasa. Бишоф ищет и другие схемы кооперации. Например, он предложил «одолжить» BMW 200 инженеров MTU, чтобы задействовать их в СП для взаимной пользы. Не исключена даже продажа MTU баварцам.

Окончание «холодной войны» и немедленное сокращение военных заказов обернулись для Daimler миллиардными убытками. Оправдала себя ориентированная прежде всего на гражданские программы и на первый взгляд куда более скромная стратегия BMW.

28 ноября в американском штате Джорджия совершил первый испытательный полет самолет Gulfstream V с первым германским реактивным авиадвигателем гражданского назначения, полностью созданным на BMW. Большой интерес компаний США к этим двигателям свидетельствует об успехе совместного предприятия BMW с британской Rolls-Royce Aeroengines, контрольный пакет которой принадлежит баварцам.

По материалам «Коммерсант-Daily», №17

Самое читаемое
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.