Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Один в 18.00 уходит домой, другой — фанат работы. Оба опасны». 5 ошибок, убивающих бизнес

«Развитие только жестких компетенций — как ядерный чемоданчик у президента страны. Если президент адекватен, ядерная угроза останется оружием политическим. Если неадекватен — мир рискует погибнуть».

Существует старый анекдот про бизнес-обучение. Беседуют два американских бизнесмена. Один говорит: «Джон, ты вкладываешь большие деньги в обучение персонала; не боишься, что они всему научатся и уйдут?». Второй отвечает: «Нет, Феликс, я боюсь, что они ничему не научатся и останутся...». 

Денис Нежданов, бизнес-тренер NEZHDANOV-GROUP:

— На деле в эпоху перемен это очень жизненная иллюстрация конфликта мышления новаторов и консерваторов. Несмотря на развитие интернет-технологий, трендов цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, именно люди, сотрудники, остаются главной движущей силой любой компании. И они же часто становятся главным тормозом для ее развития. Когда это может происходить? 

Любого сотрудника в абсолютно любой компании можно «измерить» при помощи двух параметров — уровня профессиональной компетенции и степени вовлеченности в результаты бизнеса. Эти параметры должны:

А) Присутствовать одновременно.

Б) Быть сбалансированы.

Сотрудник может быть первоклассным специалистом, но если он не может найти общий язык с коллективом или встает и уходит минута в минуту по окончании рабочего дня невзирая на ситуацию, либо если он недоволен вашей системой управления — его работа не будет приносить хороших результатов. Он однажды уйдет совсем и хорошо, если не успеет сгенерировать какие-нибудь проблемы вроде служебных ошибок, поводов для претензий госорганов или срывов исполнения обязательств перед клиентами.

Опасен и другой тип подчиненных, когда сотрудник может быть фанатом компании и с радостью распевать по утрам корпоративные гимны, но при этом плохо разбираться в том, что делает. Эффект от него будет также весьма низким. 

Баланс выглядит так — сотрудник является хорошим профессионалом и переживает за бизнес компании, словно является не наемным работником, а совладельцем. Я называю такую позицию «интеллектуальный соучредитель». Сотрудник понимает — успех компании, и все, что ему сопутствует: рост зарплат, бонусы, комфортные офисы с видом на город — зависит лично от него, от вложенной им энергии. Юридически у него нет доли в бизнесе, а работает он так, как будто она есть. 

Получается, в команде должен быть выстроен баланс между двумя видами навыков — HardSkills («жесткие навыки») и Softskills («гибкие навыки»), и это создает условия для успешного развития бизнеса. Не все предприниматели понимают разницу между этими навыками. Мне близка интерпретация, согласно которой эти термины заимствованы из сферы компьютерных технологий и происходят от понятий Hardware (оборудование, установленное внутри системного блока) и Software — программное обеспечение для каждого компонента. Жесткий диск — это физический объект с измеримыми параметрами. У него есть масса и габариты, он совершает определенное число оборотов в секунду, имеет объем свободного пространства для записи данных и т.д.

Но все это не имеет смысла без установленной операционной системы, и только в сочетании с ней жесткий диск будет успешно выполнять свои функции. 

Возьмем любое объявление о свободной вакансии — там будет указан некий набор обязательных требований к соискателю, например, знание технологий продаж, опыт проведения успешных деловых переговоров, уровень владения английским языком и тому подобное. Все это — типичные примеры Hardskills. Набор измеримых профессиональных умений и навыков, связанных с технической стороной работы. Более детально они обычно прописываются в должностных инструкциях. Другая часть объявления о вакансии обычно посвящена требованиям вроде коммуникабельности, стрессоустойчивости, способности выстраивать хорошие отношения с коллективом. Вот это — очень простой пример Softskills. 

Баланс между этими навыками достигается тонкой настройкой, и задача руководителя — увидеть, что именно и в какой момент времени нужно тренировать для поддержания оптимального баланса. Универсальных рецептов здесь нет, но есть типичные ошибки.

1. Развитие только Hardskills

Развитие одних «жестких» компетенций — алгоритмизированных навыков, которые позволяют достичь результата — важный инструмент бизнеса. Но это как ядерный чемоданчик в руках у президента страны. Если президент адекватен, ядерная угроза останется оружием политическим и будет приносить стране пользу. Если неадекватен — мир рискует погибнуть. То есть, если вы понимаете, что команда в вашей компании — действительно команда, которая работает в синергии, эмоционально вовлечена в бизнес и проблема только в недостаточности твердых навыков, например, ведения переговоров — развивайте их максимально. 

Есть пример крупного кондитерского холдинга, менеджеры которого после внедрения пошаговой технологии публичных презентаций и навыковых экзаменов по методу FiSEQ (в том же составе и с теми же продуктами и ценовыми условиями, что и до обучения) увеличили конверсию заключения контрактов в 8 раз! Притом что они ежегодно выходили на одни и те же тендеры по оптовым поставкам кондитерских изделий и состав заказчиков остался прежним.

Но бывает и как в рассказанном мной в самом начале анекдоте — компания тратит кучу денег на прокачку «жестких» навыков, а сотрудники либо не стараются усвоить информацию, потому что воспринимают тренинги и обучение как лично им ненужное, спущенное сверху решение или возможность отдохнуть от работы. Либо учатся серьезно, но завтра же могут уйти и применить новые знания в месте, где предложили больше денег. У них нет внутреннего обязательства использовать свои компетенции именно для вашего бизнеса.

Ошибка 2. Развитие только Softskills

У вас модный IT-стартап, вы сидите с макбуками в коворкингах, собираетесь с кафе или ведете конференции по скайпу. Сотрудники лояльны и замотивированы, все друзья и друг друга поддерживают. Про такую команду говорят — это семья. А продукт, тем не менее, получается весьма среднего качества, потому что не прокачаны профессиональные навыки. Такая компания вряд ли долго продержится на рынке. 

Ошибка 3. Неверное определение Softskills

Сегодня к Softskills как компании, так и многие бизнес-тренеры относят все, что угодно — от умения поддерживать хорошие отношения с коллективом до развития эмоционального интеллекта. Не могу сказать, что все это неважно, но для превращения сотрудника в «интеллектуального соучредителя» нужно развивать у него такие навыки, как:

Целесообразность — (не путать с целеустремленностью) — способность сотрудников гибко мыслить и действовать не только согласно плану, а учитывая изменение контекста для создания нужных результатов.

  • Энтузиазм — когда сотрудник увлечен своей работой и способен увлечь ей других.
  • Гибкость — умение принимать иную точку зрения даже при несогласии с ней.
  • Надежность — единство слова и дела.
  • Безусловное партнерство — стремление достигать совместного выигрыша с окружающими.

Все эти компетенции при достаточной прокачке и в сочетании с хорошо развитыми профессиональными навыками дают большой синергетический эффект, когда 1+1 равняется  не 1,5, как часто происходит в российском бизнесе, а 10 и даже 11, когда малочисленные компании способны генерировать прибыли больше, чем многочисленные корпорации.

Ошибка 4. Прокачка навыков только сотрудников, а не всего коллектива

У многих наших клиентов, трансформирующих бизнес и команду, прорывной результат дает именно баланс развития hard и soft skills у всего коллектива, включая руководителей. Представьте себе: после выработки плана развития компании на стратегической сессии собственник предложил оплатить празднование Нового года для сотрудников и членов их семей на берегу Красного моря, если выручка за год вырастет с 300 млн до 1 млрд руб.

Они сделали миллиард к 1 ноября — это реальный пример! Как у них получилось? С одной стороны, коллектив стал реальной командой, начал разделять цели учредителя, и каждый сотрудник поднял свою личностную и профессиональную планку в интересах достижения командной цели. С другой стороны, руководитель пользовался доверием команды и обладал развитым навыком единства слова и дела.

Избежали этих четырех ошибок, и бизнес вырос? Тогда не совершите ошибки № 5 — сохраняйте достигнутый баланс, периодически совершенствуя оба вида навыков и развивайте новые компетенции. Как говорится, нельзя открыть новые земли, если боишься потерять из виду старые берега.

«Один в 18.00 уходит домой, другой — фанат работы. Оба опасны». 5 ошибок, убивающих бизнес 1

Читайте также на DK.RU:

«Где персонал лучше? У конкурента. Но стоит переманить, и персонал будет управлять вами»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.