Бизнес в стиле фанк
Олег Лазарев, главный редактор журнала «Деловой квартал», рекомендует книгу: К. Нордстрем, И. Ридцерстале Бизнес в стиле фанк Читайте быстрей, у вас мало времени. «Бизнес в стиле фанк» («Funky b
Олег Лазарев, главный редактор журнала «Деловой квартал», рекомендует книгу:
К. Нордстрем, И. Ридцерстале
Бизнес в стиле фанк
Читайте быстрей, у вас мало времени. «Бизнес в стиле фанк» («Funky business») — не бизнес-учебник и не откровение. Вы наверняка знали или хотя бы предполагали то, о чем пишут авторы, — два похожих на панков доцента Стокгольмской школы экономики. Только вы всегда думали об этом очень сложно. А на самом деле все очень просто — как и сам бизнес. Правда, кое-что шокирует. Как в бизнесе. А кое с чем трудно согласиться. Как в бизнесе. Ну так мы ведь бизнесом и занимаемся, правда?
Раньше было принято, тягостно вздыхая, сетовать на то, что устои общества пошатнулись и мир не таков, каким был всего четверть века назад. Так вот, сейчас можно сетовать на то, что мир уже не тот, каким был в начале вашего тягостного вздоха, а устоев вовсе нет и уже никогда не будет. Думаете, перебор? Вот вам парочка фанк-тов.
• В 1999 году его святейшество папа Иоанн Павел II выпустил компакт-диск «Abba Pater» в стиле рэп. Поддерживаемый мощной аппаратурой и группой музыкантов, папа попсанул.
• Сумочка Грейс Келли от Gucci стоит 80000 французских франков, и на ее изготовление ушло 17 часов. Это на два часа больше, чем ушло бы на производство автомобиля.
• Hewlett-Packard получает большую долю прибыли на товарах, которые год назад даже не существовали.
Что случилось? Революция, что же еще. Третья интеллектуальная революция. Первая произошла в 1455 году, когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок и доступ к информации стал намного проще, чем раньше. Через пятьсот лет радио и телевидение многократно усилили этот эффект. В начале 90-х нас накрыла третья волна. Вместо 500 телеканалов в нашем распоряжении оказались миллионы интернет-сайтов. Глобальная деревня? Ха! Глобальная коммуналка.
Дело Карла Маркса наконец победило. Средства производства наконец-то принадлежат рабочим, и изъять их уже невозможно. Потому что основным средством производства стал человеческий мозг. А груды железа в цехах... какую-то долю процента от стоимости они создают. Деньги тоже вторичны по отношению к идее. Не зря подзаголовок книги, о которой идет речь, — «Капитал пляшет под дудку таланта».
Именно мозг создает главную ценность любого товара (и всю ценность услуги) — которую нельзя потрогать. Возьмите дешевую ткань и сшейте пару брюк по выкройке столетней давности. Себестоимость штанов — долларов семь. Если вы хорошо торгуетесь, сможете продать за десять. А лучше пришейте марку Levi's — и они легко уйдут за $50. В общем, если вы хотите проверить свой бизнес, воспользуйтесь методом, который прост как лакмусовая бумажка: грохните ваше конкурентное преимущество себе на ногу. Если оно тяжелое и вам больно, необходимо пересмотреть пути организации вашего бизнеса. А если не тяжелое, если вы обладаете интеллектуальным ноу-хау, которое втрое сокращает издержки? Отлично. Поздравляю. Просто замечательно. Пока я вас поздравлял, конкуренты из Парагвая уже скопировали его или изобрели заново. Информация распространяется в мгновение ока.
Что же, нет выхода? Есть, и очень простой. Пока конкуренты, высунув от усердия язык, копируют вашу утреннюю идею, изобретите пару послеобеденных и еще одну за ужином. Пусть догоняют. А утренняя свое уже отработала. Скорость — ваша защита.
Говорю же, читайте быстрее.
«Бизнес в стиле фанк» последовательно ставит под сомнение все существующие бизнес-догмы. Пожалуй, это и есть его главная идея. В funky-бизнесе догм не существует. Например, внутрифирменная иерархия.
Идея иерархии умерла. Еще бы — ее придумал аж 1500 лет назад грек Дионисий Ареопа-гит, утверждавший, что небеса структурированы по девяти уровням, где Бог — глава фирмы, архангелы — его первые замы, а Иисус Христос
— директор по найму персонала, квадратик справа от Бога. Такая организация слишком неповоротлива, чтобы угнаться за конкурентом. А во-вторых, иерархичная организация всегда повернута лицом к шефу, и, соответственно, — угадайте чем — к клиенту. А в условиях глобальной конкуренции поворот к клиенту известно чем означает, что он купит баклажан не у вас, а в Новой Зеландии.
Откуда взялась традиция строить фирму на века, чтобы на смертном одре можно было передать ее детям и дрожащим голосом завещать им проделать то же самое? Фирма, тратящая много усилий на поддержание собственного существования, уже не успеет за конкурентами. Funky-фирма — это группа бродячих бизнесменов, собравшихся вместе в определенном (уникальном!) сочетании, чтобы реализовать несколько бизнес-идей. А когда идеи будут реализованы, они разойдутся, чтобы собраться вновь в новом составе.
Даже понятия рабочего дня больше не существует. Какие границы между работой и отдыхом? Если 70% работы, которую выполняет организация, — это работа умственная, то разве это не тот процесс, который продолжается 168 часов в неделю?
Напоследок у меня есть для вас две новости, плохая и хорошая. Плохая — вы потратили пять минут, читая эту статью, и навсегда отстали от тех, кто потратил эти пять минут, совершенствуя свой бизнес. Хорошая
— я писал эту статью целых два часа и навсегда отстал от вас. Одним конкурентом меньше. Добро пожаловать в funky-мир! •
К. Нордстрем, И. Риддерстале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. — Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге. — 2000 г.
ЭТО МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ, ЭТО НЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО.
Что такое
«фанк»? Английское существительное funk означает состояние беспокойства, даже
страха. А прилагательное funky (английское название книги — «Funky Business»)
ассоциируется с funny (смешной) и monkey (обезьяна), то есть с чем-то
привлекательно-забавным. Кроме того, funky на молодежном слэнге — клевый,
стремный. Еще funk — особое направление афро-американской музыки. Авторы
вкладывают в название книги все эти смыслы и еще с полдюжины других. Таким
образом, funky business — это интересно, «клево», но вместе с тем и стремно,
бизнес на грани нервного истощения. Таково, по мнению авторов, общество, в
котором они живут: «Это ужасно. Это здорово. Это пугает. Это веселит. Это
подавляет. Это странно».



