Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Теперь мы их будем одевать»: как Уралу заработать на китайском среднем классе

«Крупный российский бизнес в Китае не ждут, а малый и средний может завоевать страну»: сколько стоит открыть в КНР фирму, в каких нишах можно заработать, и каковы тонкости ведения переговоров /ОПЫТ.

Еще совсем недавно КНР представляла собой мировую фабрику по производству дешевых товаров для других стран. Сегодня ситуация изменилась, и растущий высокими темпами китайский средний класс готов активно потреблять импортные товары. Кто завтра накормит и оденет миллионы платежеспособных китайских потребителей. Людмила Федорова,  CEO и со-основатель консалтинговой компании SkyLex поделилась с DK.RU своими, порой весьма неочевидными, наблюдениями о том, как отечественному бизнесу заработать на этом глобальном «экономическом перевороте».
 
Как сейчас выглядит активность китайского бизнеса на Урале и уральского в Китае?
 
— О масштабах говорят конкретные цифры. По итогам 2015 г. Китай вышел на вторую строчку среди внешнеторговых партнеров Урала (в предыдущие два года он занимал четвертую и пятую позиции). Если сравнивать прошлый год с 2014, то товарооборот между Свердловской областью и КНР вырос на 7%, а в первом квартале 2016 г. уже на 11%.  При этом нужно обратить внимание, что импорт снизился на 20%, а экспорт увеличился более чем в два раза. То есть теперь не Китай везет свои товары к нам, а мы активно продаем в Китай. Драйвером этого роста становятся авиаперевозки: грузооборот через аэропорт Кольцово по итогам первого квартала 2016 г. вырос на 45%. Вносит свою лепту в интенсификацию торговых отношений и строительство Российско-китайского бизнес-парка в Екатеринбурге.
 
Какие направления могут быть перспективными для выхода на китайский рынок, а какие уже заняты, и туда идти не стоит?

— Китайский рынок жестко регулируется законодательством и контролируется компартией КНР. Поэтому все стратегические отрасли, где могут работать крупные компании — автопром, металлургия, химия и нефтехимия, строительство — здесь заняты, а вход в них искусственно ограничен законодательными барьерами.

При этом Китай активно поощряет развитие среднего и малого бизнеса в рынках, связанных с розничным потреблением. И это открывает перспективы для российских предпринимателей. Дело в том, что в Китае сосредоточено 30% мирового среднего класса. И доходы этих людей ежегодно растут в среднем на 15-20%. Это приводит к росту потребления товаров высокого качества и VIP-товаров. Так, в 2016 г. рост потребления продуктов премиум-класса составил 30% к аналогичному периоду 2015 г.
Китайский рынок проявляет большой интерес к российским продуктам питания: считается, что продукты из России экологически чистые, не содержат ГМО и химикатов. К сожалению, ключевые китайские дистрибуторы отмечают, что в России слабые бренды и неэффективное управление компаниями, что многие российские предприниматели не умеют себя позиционировать на международных рынках и уделяют этому вопросу мало внимания. Поэтому наша продукция часто проигрывает продуктам международных брендов — да, они могут быть хуже по качеству, зато красиво упакованы и грамотно представлены на рынке.
 
Какой алгоритм установления контактов с китайским бизнесом вы бы посоветовали?

— В первую очередь, сделайте экспресс-исследование по своей группе товаров и отрасли. Посмотрите на поведение ключевых игроков, динамику по сегментам, потребителей и факторы принятия решения о покупке товаров. Российских предпринимателей часто пугает незнание китайского законодательства, но здесь как раз нет ничего сложного. Законодательство КНР в области регулирования предпринимательской деятельности достаточно похоже на законы РФ, с небольшими дополнениями и своими нюансами.

Что касается финансовой составляющей вопроса, то открыть в Китае компанию с получением лицензионного пакета документов для торговли можно за 3 месяца с затратами в пределах $ 7 тыс.

Не выбирайте одного партнера — пусть их будет 5-10, чтобы у вас была возможность сравнивать цены и условия сотрудничества. Если вы хотите работать через посредников, то имейте в виду, что они будут забирать себе 30-50 % от розничной цены. Поэтому гораздо выгоднее открыть в Китае собственную компанию-импортера.

При запуске продаж вашей продукции в рознице важно провести тесты: договориться с дистрибьюторами о продажах продукта в 100 пробных магазинах и проверить, как покупатель реагирует на те или иные факторы стимулирования сбыта.
 
А чего делать нельзя точно?

— Не учите китайских предпринимателей вести бизнес. Китайцы мыслят не днями, а столетиями, поэтому в ответ на ваши нравоучения просто станут терпеливо ждать, когда вы согласитесь на их условия. В итоге вы просто потеряете время и возможности.
В Китае самые суровые наказания за нарушение финансового законодательства. Первые три расстрельных статьи — это НДС, махинации с импортом и злоупотребления в области валютного законодательства. Поэтому важно с первых дней работы соблюдать легальность.

Не делайте выводы и не принимайте решения по результатам первых переговоров. Не стоит выбирать поставщика только потому, что он говорит по-английски. До 80 % такого сотрудничества заканчивается убытками для российской стороны. Как правило, англоговорящие китайские компании как раз и рассчитывают на разовые крупные сделки: у них высокие затраты на персонал, они поддерживают европейскую культуру, но по факту неконкурентоспособны в сравнении с китайскими компаниями. Поэтому важно встречаться с разными потенциальными партнерами и выбирать их по профессиональным компетенциям, достижениям на рынке и финансовым показателям сделки. В Китае работает много переводчиков, при необходимости языковой барьер всегда легко решить, а вот преодолеть культурный — сложнее.

И главное: не рассчитывайте на то, что кто-то из посредников, агентов или нанятых менеджеров по продажам отстроит ваш бизнес в Китае. Ваша вовлеченность здесь крайне важна. Выход на китайский рынок требует полной отдачи делу.
 
Если все равно потребуются партнеры, расскажите, в чем состоит культура совместных предприятий, чем она отличается от российского бизнеса?
 
— В совместном предприятии приходится сочетать правила и особенности обеих культур. В итоге предприятия, созданные на основе разделения долей, чаще всего приходят к дублированию структуры: есть штат европейского персонала и его китайский аналог, два директора по маркетингу, два директора по продажам и т.п. Такой принцип организации не эффективен и часто приводит к корпоративным войнам. Рано или поздно китайская команда вытесняет своих европейских коллег. Также китайская сторона будет влиять на условия ведения бизнеса и финансовый результат таким образом, чтобы европейский партнер продал свою долю.

По моей практике, команды эффективны в тех компаниях, которые принадлежат или китайским акционерам, или только российской компании. В этом случае достаточно просто эффективно управлять китайскими сотрудниками — это достигается расстановкой на ключевые посты и функции европейских менеджеров с высоким уровнем ответственности.

Организуя совместное предприятия, имейте в виду, что в 100 случаях из 100 китайская команда будет работать медленно и не всегда эффективно. В Китае иная культура отношения к бизнесу, ответственности и дедлайнам. Китайские коллеги будут ждать от вас указаний и направлений решения проблем.

Есть и более простые нюансы. Например, нельзя назначать рабочие встречи на время приема пищи — обед в Китае строго по графику в 12:00, ужин — в 18:00. Позвонить во время обеда или назначить деловую встречу за обедом — неприемлемо.

Если Вы хотите застраховать риски в совместных предприятиях, ставьте доверенных российских сотрудников на контрольных и ответственных участках, а еще лучше — доведите свою долю в компании до 100%. Тщательно прорабатывайте детали. Следите за персоналом: ваши сотрудники могут продать коммерческие тайны конкурентам.

Контролируйте важные шаги и перепроверяйте информацию в разных источниках. Китай покоряется тем, кто полностью погружается в работу.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.