Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Часто слышу, что элитные гимназии — зло». Учитель из поколения Y — о сегрегации в школах

«Именно «справедливая сегрегация» готовит детей к жизни. После школы они сталкиваются с «сегрегацией по вузам», потом идут на работу, и там снова сегрегация, еще более грубая. Да даже пенсия разная!»

Михаил Фисталь, учитель МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов в Екатеринбурге:

— Часто слышу, что элитные гимназии — это зло, нарушающее принципы эгалитаризма. И общество нередко заявляет, что это удовольствие надо прекращать. Тот же скандал гимназией №2 вызвал немало протестов в этом духе. Однако зачем гимназии были созданы и продолжают существовать? Зачем даже в обычных школах нередко делят классы на сильные и слабые? Ясно, что есть запрос от части общества — родителей детей из сильных классов и школ — и есть на него ответ. Но есть ли образовательная разумность такого подхода?

До того как попасть на работу в школу, я считал, что разделение на более сильные и более слабые классы — это плохо. Почему? Я не разбирался. Я даже не думал об этом — как и по поводу многих других своих «мнений». Это был неосмысленный стереотип. Но разрушить стереотип просто: нужно задуматься. И как раз работа в школе дала мне такой повод.

Тогда я понял, что разделение на классы скорее полезно, причем даже на конкретном примере. Так, один парень учился очень хорошо, значительно превосходил по уровню остальной класс, но не мог перейти в другой, потому, что… он уже в этом! Сегрегация несправедлива. Но говорит ли ситуация с тем учеником о сегрегации как негативном явлении? Нет. Как раз наоборот: задания, которые посильны для класса, для него скучны. А непосильные для остальных учеников не дают развиваться классу.  

Этого парня надо бы перевести в класс, где он сможет лучше учиться и будет лучше понят и понятен другим. Возникает даже мысль: «А не перевести ли его на класс вперед? Он без труда нагонит простую для него программу». И тут я понимаю: сегрегация уже действует — по возрасту! Я слышал, что в некоторых передовых школах передовых стран образуют разновозрастные группы обучения. И это замечательно, ведь это делает социализацию — одну из главных (если не самую главную) целей школы — более эффективной и разносторонней. И те школы именно социализацию выводят на первый план, открыто возвышая ее над целью обучения.

Но «сегрегация по возрасту» массово действует и в самых развитых странах тоже. И дело не в том, что программа «недовпихнута», а в том, что у детей разный уровень.

Программу на приличном уровне немногие усваивают, а в следующий класс переходят. Поэтому распределение по разным классам и даже школам на более и менее успевающих и мотивированных позволяет сделать обучение эффективнее. За счет не слишком сложных или простых заданий, а также путем повышения мотивации. Ведь она снижена как у слишком слабых в сильном классе, так и у слишком сильных в слабом.

Но даже если мы всех «правильно» разделили по уровню, то в классе все тоже разные, со своими склонностями и задатками. Для каждого наиболее эффективны не только разного уровня задания, но и разные формы их подачи. Например, когда я провожу командную игру по типу «Что? Где? Когда?», кто-то всегда не хочет участвовать — потому что ему тяжело думать и воспринимать информацию при сжатых сроках и отстаивании мнений, крике и т.д. В таком случае он может писать ответы самостоятельно, сидя отдельно — он так более эффективен.

И здесь мы подходим к сегрегации более глубокой, максимальной — это индивидуальное обучение. Оно значительно эффективнее, но у него есть почти непреодолимые сегодня недостатки. Во-первых, оно почти элиминирует социализацию как важнейшую часть развития. Во-вторых, у общества в целом не хватит ресурса на равный доступ к индивидуальному обучению — его и не может хватить. Впрочем, второй недостаток можно преодолеть с развитием искусственного интеллекта, но это вопрос не самой ближайшей перспективы.

Кстати, та же специализация классов (физмат, гуманитарные и другие) — это опять же шаг к индивидуальному обучению. И разделение по возрастам. Вообще любое разделение. 

Здесь можно вспомнить еще и о школах для детей с ограниченными возможностями или девиантным поведением. Но и у большинства детей возможности не безграничны, а значит — они разные. И школы и классы должны быть разные. В идеале не только по уровню, но и по склонностям, что также развивается во многих школах — не в ущерб общему развитию. Хотя порой мне кажется, в ущерб внешкольному развитию и внешкольным интересам. Да и просто элементарному отдыху. 

Теперь вернемся к проблеме справедливости сегрегации. На мой взгляд, это вопрос объективности «отбора» и возможности переходить в другой класс, школу. А с этим есть некоторые трудности.

В целом, вступительное испытание достаточно объективно, однако чтобы попасть в некоторые гимназии, нужно внести пожертвования. И вот этот принцип я считаю излишним.

Конечно, есть мнение, что так в одном школьном классе могут общаться дети из одного «социального класса». И раньше я бы посомневался, однако сейчас эта разница представляется мне весьма незначительной. Границы есть, но они невелики, и их можно более или менее легко преодолеть — как на уровне сознания (и тем более образования), так даже и на уровне социальных и прочих возможностей. Если же говорить о возможности перейти в более сильный класс или школу при росте показателей, здесь есть значительные неудобства и препятствия. Да хотя бы извечное «Классы сформированы». И нет системной работы по их устранению. 

Но стоит ли вообще ограничивать сегрегацию как таковую? Вот, скажем, мой племянник в начальной школе очень серьезно интересуется астрономией, а ее преподают только в десятом классе. Что, нужно переводить его в десятый? Тем более, там есть ученик (допустим, такое бывает), который не умеет письменно выражать свои мысли — его стоит перевести обратно в начальную школу? А, скажем, поэта — из гуманитарного в естественно-научный класс, чтобы уровнять в нем поэтическое и логическое? Очевидно, что нет. Но вот если он увлечется естественными науками, тогда у него должна быть возможность сменить профиль, даже если этот класс «элитный» и «уже сформирован».

Другими словами, сегрегация должна быть, но ни в коем случае не раз и навсегда. Как в обществе действуют «социальные лифты», так и здесь должны — образовательные.

Именно «справедливая сегрегация», как бы ужасно это ни звучало, помимо более эффективного развития, подготавливает детей к жизни в обществе. После школы они сталкиваются с «сегрегацией по вузам», и здесь уже гораздо меньше споров — оправдано ли разделение, как по уровню, так и по типу. Потом человек идет устраиваться на работу. И там снова сегрегация, еще более грубая. Да даже пенсия разная. По заслугам. Хотя здесь эгалитаризм общества куда менее нетерпим, и властям приходится соответствовать. 

В предыдущей колонке на DK.RU Михаил Фисталь рассказывал о мифах про сегодняшнюю школу и современных детей.
 
«Часто слышу, что элитные гимназии — зло». Учитель из поколения Y — о сегрегации в школах 1
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.