Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как понравиться 20-летним «foodie». Четыре новые тенденции в торговых центрах / КОЛОНКА

«Появилось новое поколение посетителей торговых центров, foodie, которому не очень интересен фэшн. В ТЦ они ходят не за одеждой, им важнее впечатления и вкусно поесть». Алдынай Юмбуу, JLL — на DK.RU.

Алдынай Юмбуу, руководитель направления коммерциализации отдела управления недвижимостью компании JLL:
 
— Качественный ритейл начался в США, поэтому все, что происходит в этой сфере в Штатах, все новое, что появляется, спустя какое-то время приходит в Россию. Раньше считалось, что отечественный ритейл отстает от американского лет на десять, сейчас не так. Разница составляет около пяти лет, а в некоторых технологических решениях даже меньше. 
 
В сфере торговых центров метаморфозы происходят стремительные — и в России, и на мировой арене. Новые технологии, которые появляются в США и Великобритании, приходят к нам в страну через пару-тройку месяцев. При этом часть концепций появляются в России и переходят в Европу — как это было с антикафе или boft (стойки, где можно распечатать фото из Instagram). Как правило, глобальные тенденции на практике реализуются как миксы, и для этого года я бы выделила несколько трендов, которые будут актуальны для рынка торговых центров.
 
Первый тренд, скорее всего, заметили многие игроки — развитие фуд-концепций. 

Тенденция глобальная: появилось новое поколение посетителей торговых центров, foodie, которому не очень интересен фэшн. В ТЦ они ходят не столько за одеждой – им интереснее получить новые впечатления и вкусно поесть. Это не миллениалы, которым 30-35 лет, foodie сейчас меньше 25 лет. 

И это управляющим ТЦ, конечно, нужно учитывать. В целом же, согласно исследованиям ICSC, 66% посетителей ТЦ в США считают важным для выбора того или иного объекта предложение в сегменте кафе и ресторанов. По данным ECE, в Германии 40% выбирают ТЦ исходя из предложения общепита, а не магазинов, из них 60% едят при каждом визите. Траты таких посетителей растут на 18% и дают товарообороту торгового центра +5%.
 
Два-три года назад доля кафе и ресторанов в размере 20% от арендуемой площади Dubai Mall cчиталась высоким показателем по миру. Сейчас же такая цифра становится усредненной — другие игроки тоже начали усиливать сегмент F&B (food & beverage). В Европе категория кафе и ресторанов в составе ТЦ в среднем варьируется сегодня в пределах 10-20%. Согласно исследованию JLL, в московских ТЦ доля food & beverage составляет 4% от арендуемой площади, при этом объекты, которые расширили эту категорию до 10% и более, имеют высокую посещаемость, а арендные ставки в них превышают среднерыночные показатели.
 
В целом сейчас весь общепит, представленный в ТЦ, можно разделить на пять крупных категорий. Первая — кафе. Пик продаж здесь приходится на завтрак и небольшие перекусы в перерывах. Среднее время посещения составляет 20 минут, реже — около часа. Предложение — еда на вынос, кофе. Вторая категория — фастфуд, куда заходят пообедать или поужинать и редко задерживаются дольше 10-20 минут. Третий формат — 

рестораны с обслуживанием. Это наиболее «вкусная» категория для ТЦ, потому что дает самое высокое время пребывания (30-90 минут), самые высокие средние чеки и посетителей с наиболее высокой покупательной способностью. 

Четвертая категория — киоски, небольшие «острова» в общих зонах, где продают, например, мороженое или сладости. Пик продаж у них длится весь период работы ТЦ, и, по данным JP Morgan, перекус в таком киоске дает торговому центру посещение еще одного магазина. То есть посетитель точно зайдет в еще один бутик и увеличит средний чек. Последний формат — гурмэ. Это точки, которые предлагают уникальные продукты — чай, кофе, шоколад, деликатесы ручной работы и в подарочной упаковке. 
 
Вторая глобальная тенденция на рынке торговых центров связана с первой — интерес к органической, фермерской еде. Согласно журналу «Генеральный директор», в прошлом году 58% россиян отметили свое желание употреблять органические продукты. Для удовлетворения сегодняшнего спроса необходимо приводить фермеров в ТЦ, размещать маркеты. Третья тенденция — спрос на товары для детей. Согласно опросам, россияне стараются меньше всего экономить на детских товарах, причем речь идет не столько об игрушках, сколько о развивающих активностях. Например, у нас в московском ТЦ «Мозаика» арендатор организует для детей лекции и курсы актерского мастерства.
 
Последняя тенденция — С2С (customer to customer), взаимодействие потребителей друг с другом напрямую, минуя компанию-продавца. Поставщиком товара в данном процессе является такой же потребитель, как и мы с вами. 

Как это может работать: посетители, которые сами что-то производят, объединяются на площадке ТЦ и предлагают свои товары. 

Пока это работает, в основном, как обмен между участниками, но формат может развиваться и трансформироваться в дальнейшем, например, в хорошо известные нам ярмарки для посетителей.
 
На наш взгляд, это направление является перспективным: так, многие дизайнеры демонстрируют свои работы в Instagram, а таком формате они получают возможность выйти в офлайн-пространство. Это могут быть и фермерские ярмарки: например, мы проводим такую на кровле одного из ТЦ. Там же проводили свои мероприятия клубы автолюбителей — владельцев Infinity, Peugeot. 

К слову, ТЦ может получать дополнительный доход от сдачи в аренду таких общих зон, как кровля или парковка. В Москве сейчас тренд: жители близлежащих к ТЦ многоэтажек арендуют на ночь места в паркинге торгового центра, чтобы поставить там свои авто.

Резюмируя: принято считать устаревшим торговый центр, которому исполнилось десять лет — с этого момента ему требуется реконцепция. Но сегодня развитие технологий идет настолько быстро, что моральное устаревание объектов происходит даже быстрее: мы видим качественные ТЦ, открытые шесть-семь лет назад, но на фоне новых игроков они уступают и по концепции, и по набору арендаторов, по digital-решениям, даже несмотря на сравнительно молодой возраст и потрясающую локацию. Поэтому управляющим ТЦ нужно держать «нос по ветру», выбирать из новых тенденций наиболее подходящие и интересные и внедрять их на своих объектах.
 
Материал подготовила Екатерина Стихина
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.