Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Cильнодействующий топ

Цель рубрики «Психотип бизнесмена» — показать, какие личностные качества помогают (мешают) предпринимателям добиваться намеченного результата. Каждый участник проекта выполняет определенную функцию

Цель рубрики «Психотип бизнесмена» — показать, какие личностные качества помогают (мешают) предпринимателям добиваться намеченного результата. Каждый участник проекта выполняет определенную функцию: журналист — задает вопросы, бизнесмен — рассказывает о своем деле, а психолог — делает выводы. В дальнейшем мы планируем перейти к детальному (в том числе с помощью графолога) анализу психологических типов тех предпринимателей, которые согласятся выступить в качестве объекта исследования. Говоря об Анне Клименко, ее знакомые употребляют определения «стальные нервы», «железная логика», «металл в голосе» и еще что-то про твердые сплавы. Вы представляете себе терминатора, а видите хрупкую женщину, похожую на звезду 50-х гг. Делию Скала. И погружаетесь в когнитивный диссонанс. Но с началом беседы выясняется, что те люди были правы. Упомянутые ими качества сделали Анну успешным руководителем.

досье
Анна Клименко
Родилась в 1973 г.
Образование: 1991-1996 гг. — Хабаровская государственная академия экономики и права (специальность «экономика и управление производством»);
2000-2002 гг. — Академия им. Плеханова (специальность «финансы и аудит»);
2003-2004 гг. — УПК УГТУ-УПИ (специальность «стратегический менеджмент»).
Карьера: 1996-1997 гг. — Торгово-промышленная палата, менеджер по работе с членами палаты;
1997-2003 гг. — «Фармация», начальник планово-экономического отдела; с 2003 г. — группа компаний «Радуга», директор.
Семья: разведена, дочь 12 лет.

В«Радуге» идет ремонт, и кабинет у Анны Клименко временный — комнатка, где помещается рабочий стол и пара стульев для посетителей. Психолог Иван Карнаух, играющий еще и роль провокатора, жалуется, что в помещении много мусора. Клименко предлагает ему зайти в другой раз, когда ремонт закончится. Довольный ее реакцией, Карнаух отступает: «Анна, я не буду обременять вас вопросами, достаточно того, что я присутствую при беседе. На основе своих наблюдений я составлю ваш деловой психологический порт­рет. Основную информацию (более 80%) я получаю от невербальной составляющей беседы: поведения человека, тональности голоса, жестов, мимики и т. п.».

Теперь моя очередь задавать вопросы.

Краткое содержание первой серии

Предыстория, насколько мне извест­но, такова: группа фармацевтических компаний «Радуга» выросла из холдинга «Фармсоюз», включавшего оптовое звено и розницу. Руководил им один из учредителей Александр Серебренников. Основной бизнес холдинга был сосредоточен здесь, на территории федерального округа. Это Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Тюмень, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, частично — Сибирь.

— «Фармсоюз» работал с больницами на рынке бюджетных денег, потому что на их долю приходилось 60% объема, а закупки государственных медицинских учреждений более прогнозируемы, нежели конъюнктура розничного сектора. Предприятие было успешным и занимало верхние строчки рейтингов фармацевтической отрасли до тех пор, пока учредители не поделили бизнес.

И в результате этого раздела каждому из них пришлось все отстраивать заново. Тогда Серебренников и пригласил вас в «Радугу»?

— Он искал топ-менеджеров, хотя в тот момент, мне кажется, еще не определил, каких именно. Управленцем я себя не считала, поэтому претендовала на должность замдиректора по экономике. Перед новой командой стояла задача восстановить прежние масштабы бизнеса.

Менеджер с Чукотки

— Я родом из Нижнего Тагила, — говорит Клименко, заказав секретарю чай. — В 1983 г. родители уехали на Крайний Север, где сейчас командует Абрамович. Долго-долго там жили, потом я училась в вузе Хабаровска — это было ближайшее место, где можно получить экономическое образование. Вышла замуж. Но в какой-то момент стало ясно, что жить там больше невозможно, надо перебираться в другое место, желательно ближе к югу. Собственно, мы с мужем и направлялись в сторону Краснодарского края, а в Екатеринбурге, где у меня живут дядьки-тетки, сделали остановку. И задержались. Сначала жили у родственников, позже сняли квартиру. Вообще-то это было мое решение, не мужа. Я ждала ребенка, хотелось уже определенности. Когда настало время выходить на работу, устроилась в Торгово-промышленную палату. Председателю ТПП Юрию Матушкину позвонили и сказали: возьмите, пожалуйста, девочку, которая без прописки, только что окончила институт, вся такая звезда... и ребенку два года. Он взял. Заниматься мне пришлось в основном рутинными делами, если не считать сбора информации о предприятиях Уральского региона. Там было поле для творчества, потому что переговоры пришлось вести с директорами. Мы свели данные в общую базу, которую могли использовать иностранные компании, выходившие на местный рынок, перевели текст на английский язык и благополучно продали. Больше я ничего существенного сделать не успела. Вскоре стало известно, что на ГУПСО «Фармация» создан финансово-экономический отдел и его начальник ищет себе сотрудников. А я была дипломированным финансистом. Приехала на собеседование, меня взяли.

ГУПСО «Фармация» считают островком социализма. Ее руководитель Евгений Шапошников известен своей приверженностью плановой экономике.

— Что касается «островка социализма», это больше относится к форме, чем к содержанию. ГУПСО «Фармация» — коммерческое предприятие, дотаций от государства не получает, а приверженность плановой экономике — хорошее качество. Все бизнес-процессы прописаны, стандартизованы. Работая на государство, я многому научилась.

Почему вы оттуда ушли, а главное — куда?

— Была такая фирмочка «Фарм-регион», совсем маленькая: одна аптека и небольшой опт. В 1999 г. она осталась без головы, владелец собирался расстаться с этим бизнесом, а предварительно увеличить его стоимость — очень прогрессивный подход для того времени. И один мой знакомый (сначала он работал в фармацевтической отрасли, потом — в Белом доме) спросил, не возьмусь ли я раскрутить бизнес и довести его до продажи.

И в процессе раскрутки вы стали со­владельцем?

— Да. Мы повысили капитализацию «Фарм-региона», благополучно продали, попилили деньги, и тут совершенно неожиданно ГУПСО «Фармация» позвала меня обратно: не хотите ли вернуться?

В одну реку нельзя войти дважды. Что вы им ответили?

— Ответила: хочу, но на более высокую должность. Ротация кадров — нелинейный процесс. На мой взгляд, любая организация заинтересована принимать обратно сотрудников, которые ушли и работали в другом месте. Вернувшись, они приносят с собой новый опыт. Меня назначили начальником планово-экономического отдела, и в этом качестве я проработала у них до 2003 г., когда Серебренникову понадобились специалисты. Перед уходом руководство убеждало меня, что я совершаю ошибку. В моей новой должности видели понижение статуса.

Вы здесь больше не работаете!

Какое хозяйство вам досталось?

— Семь аптек, десять аптечных пунктов, около 30 человек в офисе и 80 — в аптеках, соб­ственный транспорт («ГАЗель», две «чебурашки», легковые машины) и оборудование. То есть некий плацдарм для группировки сил сохранился. Компания работала, участвовала в тендерах, поддерживала розницу, но период был, безусловно, не самый лучший. Нехватка денег связывала нам руки. Серебренникову нужен был человек, который направит деятельность фирмы в верное русло. А в своем окружении он такого человека не нашел.

Что вы увидели, когда стали руководителем?

— Был некий раздрай. Но я же пришла с предприятия формата «государст­венное унитарное», многое для меня было в диковинку, думала: а как они тут вообще работают? Где-то даже шоковое состояние. Приказ о том, что я принята на работу, появился только через два месяца. За это время я объехала аптеки, выяснила, какие у них проблемы.

И какие?

— Самая главная — отсутствие реальной организации и контроля. Меня не устраивало практически все: и система заработной платы, и система премирования, и в целом политика на предприятии. Задачу мне поставили конкретную — считать деньги, давать ценные советы начальнику. Но когда ты начинаешь всем этим заниматься, то вникаешь и в другие сферы — в управление, в технологии. Почти у всех аптек были резервы повышения оборота и прибыли на 10% — только за счет организационных мероприятий. Где-то просто не хватало кассовых аппаратов — трафик был нормальный, но посетители не хотели стоять в очередях. Персоналу не хватало квалификации, прежде всего коммерческой, позволявшей учитывать вероятную платеже­способность покупателя. В плане мерчандайзинга зал использовался неэффективно, из-за этого снижалась вероятность импульс­ных покупок. Я ходила, задавала вопросы, и наконец Серебренников сказал: «Хочу назначить тебя директором». «Знаете, — говорю, — вообще-то мне это не нужно». Он ответил: «Альтернативы у тебя нет. Если откажешься, нам придется расстаться». В общем, убедил...

Ну да, это хороший аргумент. Чем вам пришлось заниматься?

— Поначалу мне надо было оптимизировать финансовые потоки и весь бизнес — в том виде, в котором он тогда существовал. Оптимизация была экономическая, но прежде всего — кадровая. Пришлось искать новых людей. Перестраивать старую команду было бесполезно: они тут закостенели окончательно и бесповоротно. Я считаю, можно делать все, что угодно, сочетать кнуты и пряники, но, если социальный климат останется прежним, ничего не получится. Поначалу было трудно. Но теперь я с легкостью могу сказать плохому работнику: вы нас не устраиваете, можете быть свободны. Я долго этому училась. Из лекций Тарасова лучше всего усвоила главу о том, как увольнять людей. Он четко объяснил: если не можешь указать на дверь, считай, что ты потерянный для руководства человек.

Если вас не устраивает сотрудник, проще его сразу уволить, заменить другим или вы указываете ему на ошибки и ждете, пока он все исправит?

— Даю время, конечно. У меня есть отвратительное качество: если человек не догоняет, я пытаюсь объяснить, как надо сделать. Внятно, конкретно. Под запись.

Почему отвратительное?

— Это трата своего времени, сил, энергии. А он на то и руководитель, чтобы все продумать самому, прийти и сказать: «Надо сделать так!» Я пишу: «Согласовано» — и до свидания. А если беседуешь с сотрудником слишком часто и обо всем, значит, пора прощаться.

Что изменилось с тех пор, как вы сюда пришли, если в цифрах?

— За три года численность выросла вчетверо, теперь у нас 430 сотрудников. Оборот в опте увеличился в десять раз, в рознице — в шесть. Число аптек 38, в основном за счет области. Мы не позиционируемся в Екатеринбурге. Хотя и не отказываемся от местного рынка: в городе есть выкупленные помещения, будем делать свои аптеки.

Иван Карнаух: Я бы вас к себе на работу взял только по одному критерию — вы человек жесткий, прямолинейный и решительный.
Анна Клименко: Иван Иванович, я слабая женщина, готовая опереться на мужское плечо.
И.к.: Так я вам и поверил! Когда начнем разбираться, увидим, что характер у вас мужской. Я вот, например, уверен, что вы матом ругаетесь.
А.К.: Однозначно, только шум стоит. В «Радуге» мужиков — половина, они иногда только такой язык и понимают.
И.к.: А как вы справляетесь с мужиками?
А.к.: Легко.
И.к.: Что значит «легко»?
А.к.: Любого мужчину можно унизить морально — в плане работы я имею в виду. Вот это я тоже умею — научилась. Когда ты его размажешь, он начинает догадываться, что совсем не такой, каким себя представляет. Я его — к ногтю. На этом мы и выстраиваем рабочие отношения.

Верхом на «Радуге»

Теперь у вас три направления: опт, розница и снабжение аптек по программе ДЛО1. В каких пропорциях они находятся, если взять оборот за 100%?

— Розница — 25%, ДЛО — 25%, остальное — опт. Как оптовая структура мы продолжаем заниматься бюджетным бизнесом. Продажа лекарств стационарам — дело довольно хлопотное: конкурентов много, доход невелик, но в целом это нормальная тема.

Мы играем в Свердловской области, Тюмени, Ханты-Мансийске, Челябинске и Кургане. Для увеличения оптовых поставок нужен был хорошо оборудованный склад на вырост. В фармацевтике особые требования к складским помещениям и по площадям, и по температурному режиму — надо много денег вкладывать. А логистическим компаниям это неинтересно. Поэтому все должно быть собственное. Поначалу мы арендовали помещение на Айвазовского, где фабрика одежды. Но здание неожиданно продали, и нам пришлось купить недвижимость на территории Уралмашзавода. Оборудовали хороший склад. И когда началась программа ДЛО, 65% всех медикаментов стало проходить через нашу компанию.

Тяжело налаживать отношения с производителями?

— Очень тяжело. Особенно если вы обращаетесь к ним впервые. А если уже есть история взаимоотношений, они принимают решение, анализируя накопленную информацию. В этом смысле мне было проще, потому что у «Фармсоюза» контакты со многими поставщиками сложились еще в середине 90-х гг. Оставалось только поддерживать отношения. Причем все это происходит в дежурном режиме, есть компетентные специалисты, а я беру на себя переговоры, когда возникают серьезные проблемы. Например, нам отказывают в отпуске в кредит. Тогда едем к ним или приглашаем в Екатеринбург.

А поедут они сюда?

— Приедут. Они в нас тоже заинтересованы. В постиндустриальном обществе главное не произвести, а продать.

И.к.: Допустим, переговоры вы умеете вести. А вы можете обмануть партнера, чтобы выиграть сделку с явным преимуществом?
А.к.: Можно делать все, что угодно, если не боишься потерять доверие, потому что репутация для менеджера — основной капитал.
И.к.: Тот, кто бережет репутацию, рассчитывает сменить место работы.
А.к.: Репутацию нужно беречь независимо от того, собираешься ты уйти или остаться.
Как вам удается выигрывать тендеры?

— Все зависит от договоренности с производителем. Если он дает под тендер хорошую цену, шансы достаточно велики. Раньше было сложнее. Компания, участвующая в тендере, гарантировала, что в случае выигрыша сможет поставить кон­кретный объем препаратов в оговоренный срок. Сейчас все упростилось. Главное — цена, потому что государственные учреждения оптимизируют свои затраты.

Что бы вы сказали человеку, который решил заняться продажей лекарств?

— Фармбизнес — стабильный, но малоприбыльный. Срок окупаемости аптеки, средней, не дискаунтера и не VIP, — от пяти до семи лет. Это достаточно много, притом что рентабельность даже после семи лет — 3-4%. Для Запада это круто, для нас — нет. И поскольку в Сверд­ловской области торговая наценка на лекарственные средства меньше, чем в других регионах (35% — отечественное производство, 25% — импорт), то все и страдаем. Сергей Полыганов, будучи директором «Здравника», пытался всех организовать, говорил: давайте напишем письмо в областное правительство, чтобы увеличить наценку. За пять лет все цены выросли, а наценка осталась прежней. Письмо написали, но этим все и ограничилось. Именно поэтому аптеки все больше превращаются в фармамаркеты, зарабатывающие на БАДах и космецевтике.

Вывод?

— Рано или поздно аптечный бизнес в России скупят зарубежные игроки. Этот процесс уже начался. Сперва федеральные монстры будут прибирать к рукам региональные компании, а потом сами продадутся иностранцам. Мало кто сомневается, что «36,6» сколачивает сеть на продажу.

С вами они тоже вели переговоры, как это было?

— Они говорили: мы все равно займем свою долю рынка, купив несколько игроков. В тот момент их интересовали «Здравник», «Живика», «Радуга», «Атолл-Фарм» и еще кто-то, по-моему, «Лекарства Урала». Потому что к ГУПСО им не подступиться.

Почему вы не продаете бизнес, пока «36,6» в нем заинтересована?

— Есть хозяин, ему было доложено. И он сказал: пока продавать не собираюсь, может быть, через год-два.

Через год-два может быть поздно. Кого надо, уже купят, и получится: хотел бы продать, да некому.

— Я думаю, что год-два в запасе есть у всех. Хотя все так судорожно стали все скидывать и продавать, что даже и не знаешь Вслед за «36,6» придет второй или третий федеральный игрок, который будет вынужден покупать дороже. Тогда и поговорим. Я даже знаю, с кем.

С «Риглой»?

— С «Риглой» или «Фармакором».

К чему идет компания?

— Будем диверсифицировать бизнес, строить недвижимость, пробовать себя в роли бизнес-ангелов, финансирующих венчурные проекты... Мы ищем новые идеи и кое-что уже нашли.

 

1 ДЛО — дополнительное лекарственное обеспечение.


Иван Карнаух
бизнес-психолог: —
 
По предварительной оценке, в соответствии с международным стандартом кадрового менеджмента (АРТ — Association for Psychological Type) из существующих 16 психологических типов я бы отнес Анну к психотипу «администратор». Вот стандартная характеристика психотипа «администратор» (ESTJ). Сильные стороны: деятельный и напористый человек. Умеет трезво оценить ситуацию и принять практическое решение. Хороший администратор: отлаживает качественный рабочий процесс. Способен координировать деятельность разных людей и подразделений. Очень прагматичен: поступки людей оценивает с точки зрения их пользы. Любит во всем надежность и основательность. Отличается высокой работоспособностью. Умеет бережно и рационально обращаться с деньгами. Любит во всем порядок. Обладает развитым чувством долга. Ценит время и не любит тратить его попусту. Очень пунктуален, старается все планировать наперед. Предпочитает зря не рисковать. Проблемы: консервативен в своих вкусах и привычках. Бывает излишне резок в критических оценках. Осуждает всех, кто, по его мнению, недостаточно качественно и честно работает. Избегает делать комплименты, хвалить за хорошую работу — считает ее нормой. С близкими нередко проявляет властность и требовательность. Не имея достаточного количества фактов, откладывает принятие решения. Не выносит, когда его подгоняют или отвлекают от работы. Придерживаясь установленных правил поведения, требует того же от окружающих. Рекомендуемый род деятельности: управленческая сфера.
Самое читаемое
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.