Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
79,72
93,56

Давид Якобашвили:Мы не достигли дна кризиса

  досье  Давид Якобашвили Председатель совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн», председатель правления компании «Тринити», председатель совета директоров компании «Проспект» и Восточно-Европейск

Потребители жаждут дешевого молока, но крупнейший в стране молокопроизводитель, «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), никогда не работавший в бюджетном сегменте, остается прибыльным. Как ему это удается, «ДК» рассказал глава совета директоров ВБД Давид Якобашвили.
 
досье 
Давид Якобашвили

Председатель совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн», председатель правления компании «Тринити», председатель совета директоров компании «Проспект» и Восточно-Европейского Страхового Агентства.
Родился в 1957 г. в Грузии.
Образование: Грузинский политехнический институт (Тбилиси).
Карьера: работал в метрострое, а затем — во вневедомственной охране; 1988 г. — совладелец салона красоты «Женьшень» на Чистых прудах; 1992 г. — совладелец развлекательного комплекса «Метелица» и казино «Черри», один из основателей группы «Вимм-Билль-Данн»; с 1992 по 2000 г. — член совета директоров производственно-торговой группы «Вимм-Билль-Данн»; 1999 г. — член совета эмитентов при ФКЦБ; 2000 г. — член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) — РСПП.
Увлечения: мотоцикл, глубоководное плавание, картинг, антиквариат.

Группа компаний «Вимм-Билль-Данн» объявила о падении выручки на 29,4% за первый квартал по сравне­нию с прошлым годом1. Объясняется это девальвацией рубля на 45%, хотя чистая прибыль в рублях выросла на 25,1%. Оставаясь при­быльной компанией, ВБД продолжает на равных конкурировать в высокомаржинальном сегменте молочного рынка с зарубежными производителями— Danone, Ehrmann, Nestle. Отсюда и докризисная стратегия на современную твердую упаковку, и неприятие ме­неджерами более дешевой — и потому востребованной массовым потребителем — мягкой упаковки. Сейчас региональные заводы ВБД вынужденно производят молоко и кефир в мягкой упаковке.

Чем вызвана эта корректировка стратегии?

— Потребление падает из-за того, что многие потеряли работу, другие недополучают зарплату. Востребованность дешевой продукции растет, особенно в регионах (не могу сказать того же про Москву). Качество самого продукта не теряется, но есть определенное неудобство. Этот период просто надо пережить.

Ваши действия в этой ситуации?
— Потребление падает из-за того, что многие потеряли работу, другие недополучают зарплату. Востребованность дешевой продукции растет, особенно в регионах (не могу сказать того же про Москву). Качество самого продукта не теряется, но есть определенное неудобство. Этот период просто надо пережить.

Ваши действия в этой ситуации?
— Падение объемов мы компенсируем за счет выхода в новые регионы, где раньше доминировали местные переработчики. Многие из них не выдерживают ухудшения ситуации — из-за низкой маржинальности в отрасли им некуда падать. Мы не начинаем конкурировать с силь­ными локальными игроками в низком сегменте — это неинтересно, одна головная боль. Речь идет о тех регионах, где перерабатывающие производства вообще закрываются, это, к примеру, Ярославская, Владимирская области. Мы там просто заполняем вакуум на полках по просьбе местных администраций. Ничего на этом не зарабатываем, но общее производство не снижается.

И как государство к этой вашей социальной роли относится?
— Некоторые чиновники положительно отзываются, другим вообще наплевать, что в стране творится, лишь бы карман набить. Подход к бизнесменам совершенно хамский: «Вы богатые, давайте!» У нас есть своя социальная программа — по некоторым видам продукции опускаемся ниже себестоимости, поскольку по­нимаем, что полки не могут быть пустыми.

Означает ли это, что у вас есть дотационные регионы?
— Нет, это слишком тяжело. Есть дотационные продукты, низкая цена на которые компенсируется за счет других товаров. Мы должны зарабатывать хотя бы чуть-чуть в каждом регионе, при том что есть такие, где наши позиции особенно сильны: Ленинградская область и Санкт-Петербург, Новосибирская область, Краснодарский край, центральные области.

Ваша докризисная стратегия не попадает в тренд: раньше вы инвестировали миллионы долларов в реконструкцию локальных молокозаводов, например Первоуральского в Свердловской области. А сейчас тренд противоположный— рынок требует дешевых продуктов в мягкой упаковке...
— Нет общего тренда для всей страны. К примеру, в Красноярске исторически мягкая упаковка самая популярная — а город достаточно богатый. Первоуральский завод выпускает молоко и в мягкой упаковке, но это направление требовало модернизации. Уральский регион для нас достаточно новый, у нас там меньшая доля рынка, чем должна быть. Поэтому на Урале продолжается рост продаж во всех сегментах. Мы должны смириться со сдвигом тенденции к более экономичным форматам. На то и большая компания, чтобы балансировать: где-то у нас производства, которые остаются прибыльными даже при плохом тренде, а где-то— недавно реконструированные за большие деньги, и они «минусовые». Они должны дотироваться. Мы надеемся, что когда-то вновь рынок двинется в обратном направлении.
Почему «Вимм-Билль-Данн» против падения закупочных цен на молоко

Стоимость свежего молока на российском рынке падает драматически — от 12-14 до 7 руб. за литр к текущему моменту. Казалось бы, одному из крупнейших потребителей этого сырья в стране — ВБД — такая ситуация должна быть выгодна. Но падение закупочных цен Давида Якобашвили совсем не радует.

Что происходит с сырьем?
— Для продукции и в мягкой, и в твердой упаковке мы используем свежее цельное молоко, ведь его на рынке — залейся. Стоимость для конечного потребителя кусается, закупочные цены на свежее сырье падают, зато растет доля продукции из суррогатного сырья — на основе растительных масел вместо коровьего молока и масла.
У самих производителей молока тяжелейшая ситуация. Закупочные цены в регионах — 7-8 руб. за литр, что, конечно, для производителей невыгодно, но таков рынок — иначе покупателю в магазине молочная продукция будет совсем недоступна. Тех, кто серьезно вложился в новые фермы, в современные технологии, в зарубежное племенное поголовье, не устраивает не только цена 8 руб., но и 12 руб., поскольку у них наивысшее качество — высокое содержание белка, жира. Им нужна цена 16 руб. Таким фермерам могли бы помочь региональные программы субсидирования части цены произведенного молока. На Чукотке субсидия доходит до 17 руб. за литр, в Татарстане — 2 руб., в Московской области обещано выплачивать 0,6 руб. Говорю «обещано», потому что не во всех региональных бюджетах есть на это деньги. Существуют программы госкредитования фермеров, но проблема в том, что инвестиции в сельское хозяйство требуют огромного терпения и вменяемых кредитных планов. Мы бы хотели, чтобы фермерам были доступны длинные кредитные ресурсы. Ведь не бывает такого, чтобы вы приобрели стадо и тут же начали получать молоко и возвращать кредит. Если вы покупаете качественное племенное стадо за границей, 30% его теряется из-за неполной приживаемости. В лучшем случае возврат инвестиций и самого кредита начнется через 3-3,5 года! Животноводам нужны кредиты на 10-15 лет, как во многих странах. Если государство намерено развивать отечественное животноводство до уровня развитых стран, оно должно компенсировать проценты по кредиту не только в пределах ставки рефинансирования, но и сверх нее. Кредиты со ставкой в 25% немыслимы ни для молочной отрасли, ни для других, где маржинальность гораздо выше, например неф­тяной! Нужно выделять кредиты на все этапы производственного цикла — и на строительство ферм, и на закупку стада, и на материально-техническую базу, и на оборотные средства. Тогда только отрасль станет привлекательной для бизнеса. Если все эти условия будут выполнены, только тогда нынешняя верхняя закупочная цена для самого качественного сырья — 12 руб. — позволит молокопроизводителю получить небольшую прибыль. Если использовать сегодняшние программы господдержки, предполагающие кредитование на восемь лет, то и цена в 16 руб. не позволит фермеру получить прибыль. У компании «Вимм-Билль-Данн» есть современные фермы в Краснодарском крае, Ленинградской области. У меня с партнером есть молочное стадо вне «Вимм-Билль-Данн»— в Подмосковье, в Волгоградской области. Но доля собственного молока в общей структуре закупок ВБД невелика — не более 2%, хотя наше поголовье растет. Мы-то можем себе позволить производить молоко и наращивать стадо в убыток, надеясь, что потом ситуация выправится, но другие фермеры — не могут. В некоторых регионах они вынуждены резать поголовье. Меня эта ситуация очень тревожит!

Что еще вам не нравится на российском молочном рынке?
— Сейчас все острее встает проблема суррогатного сырья в молочной индустрии, прежде всего пальмового масла. Боремся с введением обязательного страхования ответственности производителей молока в случае ущерба у конечного потребителя. Каждый производитель должен застраховать отдельно фермера, транспортника, грузчика и т.  д. Рост цены — неимоверный. Зато для страховщиков— необычайно выгодный бизнес. Они по Москве в рамках пилотного проекта застраховали 30 тыс. предприятий, собрали 20 млрд руб., а потратили 11 млн.

Вы уже посчитали, насколько меньше вы заработаете от этой страховки?
— Какое заработаем, это потребитель потеряет, а не мы!

Просто ценники перепишете?
— Конечно! А куда нам деваться с маржинальностью 2,9%?

Еще до кризиса началась битва за маржу, выпрямление логистических цепочек, многие региональные дистрибьюторы пострадали. Они вам вообще нужны?
— Роль оптовиков огромна, мы их кредитуем, поскольку понимаем, что им тоже надо выживать. Ежедневно мы производим 4 тыс. т. Все это надо распределить, довезти. Но важно понимать, что между нами и Metro посредники не нужны. Мы сами можем с большими игроками договориться. Но есть тысячи и тысячи несетевых магазинчиков, киосков, где мы тоже хотели бы присутствовать. Если оптовики хотят выжить — они должны стать мобильнее, динамичнее. Волка ноги кормят.
Почему Давид Якобашвили не чувствует дна кризиса
Бизнес-интересы Давида Якобашвили представлены на нескольких не связанных друг с другом рынках, так что он может легко сделать межотраслевой макроэкономический анализ и дать свой вариант ответа на сакраментальный вопрос — когда закончится кризис?

Вы чувствуете, что экономика достигла дна кризиса, уперлась в него?
— По нашему бизнесу этого не чувствуется. Ситуация стабильно никакая. Надеюсь на то, что со временем ментальность людей начнет меняться и они станут больше потреблять.

Что для этого должно произойти?
— Необходимо время и несколько «если». Если Евросоюз увеличит закупки нашего газа. Если США простимулируют потребление, которое вызовет рост производства. Если вырастут цены на нефть в Персидском заливе. Если поднимутся цены на нашу нефть. Если эта цена будет длительное время держаться выше психологически важной отметки, например выше $60. Если все эти события произойдут друг за другом, по цепочке, тогда у людей будет больше уверенности. Я оптимист: надеюсь, американцы смогут напечатать $5-6 трлн и некоррупционными путями раздать их населению, чтобы оно начало их тратить. А пока У меня есть еще один индикатор экономического положения. Я коллекционирую антиквариат, музей строю. И вижу, какие держатся цены, с каким остервенением покупают люди.

Что это значит?

— Это значит, люди не хотят продавать, у них есть жировой запас. А то, что продается, улетает по баснословным ценам. История нас учит, что во времена затяжного мирового кризиса— Великой депрессии (а у нас в то время был Голодомор) — люди избавлялись от антикварных вещей за бесценок, только бы не умереть от голода. Надеюсь, правители— мировые— такого сейчас не допустят. Дна мы не достигли, есть куда падать — и очень глубоко.

Получается, у нас в стране экономика полностью зависит от американцев, от их печатного станка?
— Мы себя на это обрекли. Назвали себя мировым поставщиком энергоресурсов и больше ничего не хотели. Не хотели строить автодорогу до Владивостока и перерабатывающие предприятия. До сих пор гоним нефть на Запад вместо бензина и высоких фракций.

Почему вы говорите «мы»? Вы-то как раз реконструировали молочные заводы, вкладывались в высокую переработку сырья
— Нас мало, можно по пальцам посчитать. Основные деньги в стране крутятся в производстве полиметаллов, цветных металлов, алмазов, золота, нефти, газа, угля. Все это сырье.

Вы входите в руководство РСПП. Есть у вашей деятельности в этой организации реальные результаты для того бизнеса, который вы сами представляете — не сидящего верхом на нефтяной трубе?
— Мы много в РСПП работали по созданию стандартов корпоративного управления, по повышению прозрачности бизнеса, социальной ответственности. В сельском хозяйстве— по созданию техрегламента. Мы не согласны были с некоторыми позициями техрегламента, внесенными перед самым его принятием, и нам удалось эти позиции исправить. Сейчас один из главных вопросов для нас — финансирование в молочном производстве, выделение и распределение земли.
Пытаюсь заявлять о своем отношении к генно-модифицированным организмам (ГМО). В стране сейчас на те же грабли наступают, что в свое время с генетикой, кибернетикой, робототехникой. Ну ладно, глупые североамериканцы потребляют больше всех ГМО, но и европейцы уже запустили у себя выращивание нескольких продуктов! Они не враги себе, и не надо говорить, что у нас больше заботятся о здоровье людей, чем в Европе. Агрессивное отношение к генно-модифицированным продуктам, по-моему, показатель чьей-то заинтересованности. Есть несколько организаций, которые нам звонят периодически: «Давайте мы будем вашими консультантами по проблемам ГМО». Мы отказываемся, ведь стоит это недешево. Или предлагают размещать на нашей продукции наклейку «не содержит ГМО». А для этого надо получить результаты анализов, которые опять-таки обходятся очень дорого. Анализы необходимо делать для каждой товарной партии, а представьте, какие объемы у нас, при тысяче наименований! Это отдельный бизнес — на эксплуатации тревоги людей о своем здоровье.

Означает ли это, что ГМО есть в сырье, которое вы используете, и вам выгодно бороться с отторжением ГМО?
— Нет, ГМО в наших продуктах неоткуда взяться. Мне просто, как гражданину этой страны, обидно, что мы опять отстаем от мира. Мы как Зимбабве: у жителей уже животы вспухли от голода, но мы не будем сеять зерно с ГМО! Пусть американцы и европейцы травятся, а мы не такие!

Не жалеете сейчас, что выходили на IPO в Нью-Йорке, привлекали западные инвестиции, строили современные перерабатывающие заводы— иначе говоря, ставили на либеральные ценности, тогда как тренд-то в обществе совсем противоположный?
— Нет, я вообще ни о чем не жалею. Все это окупается сторицей, и всем надо так же действовать. Иначе непонятно, к чему ты в жизни стремишься. А так — ты участвуешь в создании большой компании, ее знают далеко за пределами страны, на тебя равняются, ты в высших позициях рейтингов по корпоративной ответственности, по прозрачности. Этого всего ты достиг, находясь не в чиновничьем кресле и не распоряжаясь гигантскими бюджетами, а находясь в гуще реальной жизни миллионов людей — между производством, сельским хозяйством, социальными процессами. Сейчас много времени уходит на общение с властью на высшем уровне. На одной из встреч с премьером я попросил, чтобы он личным примером рекламировал здоровый образ жизни, потребление молока. Допустим, ему могли бы стакан молока приносить на заседание кабмина. Разговаривали об этом недавно с его пресс-атташе, наверное, результат и здесь будет.


Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.