Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Делегирование полномочий

    В компании «ОМЗ-Инструмент» предпочитают классическую схему делегирования полномочий Сергей Калинин, генеральный директор компании «ОМЗ-Инструмент»: — Наше предприятие включает в себя упра

 

 

В компании «ОМЗ-Инструмент» предпочитают классическую схему делегирования полномочий

Сергей Калинин, генеральный директор компании «ОМЗ-Инструмент»:

— Наше предприятие включает в себя управляющую компанию и четыре филиала, созданных на базе Уралмашзавода, завода «Красное Сормово» (Санкт-Петербург), инструментального производства «Ижорские заводы» и электродного цеха завода «Нижегородский теплоход», входящих в корпорацию «ОМЗ». Директорам филиалов и топ-менеджерам мы доверили закупку материалов, производство продукции и сбыт. То есть они имеют право на основании доверенности заключать договоры и заниматься оперативным управлением своих подразделений. Разумеется, все регламентируется заданными финансовыми рамками: на все, что за них выходит, надо получить согласие центрального офиса. Отталкиваясь от годового плана продаж, который предоставляют директора филиалов, мы совместно формируем бюджеты по каждому подразделению и компании в целом. Причем у меня есть четкое представление о работе всех звеньев: например, когда екатеринбургское отделение заявляет, что сможет произвести продукции на 120 млн руб., мне понятно — цифра явно завышена, поэтому мы ее корректируем. После принятия бюджета начинается работа по его исполнению, сопровождающаяся ежеквартальными и ежемесячными отчетами. Все денежные потоки аккумулируются на счетах управляющей компании, потом финансовый директор распределяет их по филиалам, а те ими распоряжаются. В каждом отделении работают директора по закупкам, производству и сбыту, они подконтрольны топ-менеджерам управляющей компании аналогичного профиля, которые, в свою очередь, отчитываются передо мной.

Мы выделили три ключевых показателя, регламентирующих взаимодействие с филиалами: выполнение плана продаж, прибыли и бюджетная дисциплина (своевременность предоставления отчетности, исполнение договоров). При успешном выполнении плана менеджеры ежеквартально получают премию в размере двух окладов. Система мотивации увязана со стратегией развития бизнеса. Например, в прошлом году мы делали основной упор на сбыт, соответственно 50% премии зависело от успехов по реализации продукции, 30% — от прибыльности, 20% — от дисциплины. В этом году необходимо снижать затраты, так что половину бонуса филиалы получают, выполнив план по прибыли.

Как видите, схема делегирования полномочий у нас достаточно проста: пирамида в управляющей компании, пирамида в филиалах — взаимоотношения максимально формализованы, а прохождение внутренней документации и процедуры контроля автоматизированы. Основная проблема, с которой нам пришлось столкнуться, — недостаток квалифицированных кадров. По сути, филиалы представляли собой большие производственные цеха, работающие в структуре заводов. Там не было своих коммерческих и финансовых служб. Изначально мы дали шанс каждому директору сформировать свою управленческую команду. Поработали, выяснили, где система дает сбои, и только тогда начались замены. Скажем, в Екатеринбурге мы обновили менеджерский состав на 100%, в Питере было получше — там постоянно меняется только коммерческий директор, а закупки мы переподчинили директору техническому. В нашей компании делегирование — нормальный рабочий инструмент. Я уверен, что перепоручить можно все, кроме вопросов крупного инвестирования, найма и увольнения ключевых сотрудников, формирования оргструктуры, изменения структуры собственности (сейчас я решаю вопрос о выкупе бизнеса у корпорации «ОМЗ»).

 

В «Норде» 90% текущих задач решают топ-менеджеры

Станислав Черный, директор службы розничной торговли ДБТ «Норд»:

— В общих словах структуру управления нашей компании можно описать так. Существуют четыре службы: поставка и оптовые продажи, розничная торговля, финансово-учетный отдел, эксплуатация и хозобеспечение. Руководители этих подразделений составляют совет директоров, над которым стоит собственник — Илья Борзенков. Директора служб наделены всеми полномочиями по решению задач оперативного управления: например, я обладаю определенными финансовыми, техническими, кадровыми ресурсами, позволяющими выполнять финансовый план. Причем объемы этого плана, этапы реализации и основные показатели формирую тоже я, разумеется, согласовав с собственником. Естественно, любой из директоров не считает зазорным посоветоваться с Ильей Александровичем по любому вопросу — у него феноменальная память, и он владеет полной информацией по ключевым вопросам (о работе своих подразделений директора отчитываются перед собственником ежемесячно). Впрочем, ценность системы заключена совсем не в этом: до 90% текущих вопросов решается без участия собственника, то есть по горизонтали, между директорами служб. Скажем, если закупка выходит из рамок своего бюджета, но увеличение затрат плановое — ответственность за дополнительное финансирование возьмет на себя финотдел. Некоторые проблемы имеют свойство накапливаться: сегодня мы заткнули брешь, завтра она снова прорывается и т. д. Тогда горизонтальное взаимодействие становится еще более плотным. В итоге это может привести к кардинальным изменениям в компании. Например, я пишу служебную записку, мол, обеспокоен взаимодействием нашего сервисного центра с покупателями. Каждое звено, обеспечивающее этот процесс, работает нормально, но в связке мы получаем не тот результат. Мы собираемся вместе с собственником за одним столом, выясняем, что в действительности происходит, знаете, как у Жванецкого: «А теперь мы послушаем начальника транспортного цеха», — в итоге система сервиса меняется принципиально. Мы понимаем, что в нее уже вложено много денег и потребуется инвестировать еще больше. Тем не менее надо что-то делать — коллегиально вырабатываем решение, собственник дает добро, ну а как внедрять — уже наше дело.

Несомненно, все решения, касающиеся стратегии компании, принимает г-н Борзенков. К примеру, «Норд» позиционируется на рынке как дискаунтер: собственник не видит причин продавать технику дороже, чем кто-либо в городе. В обеспечение этого решения он предлагает модель работы служб закупки и продаж — а именно ценообразования — и делегирует нам полномочия по ее воплощению. Мы выстраиваем схему переподчинения, укрупняем некоторые звенья, формируем отдел мониторинга, налаживаем прохождение информации между отделами. В результате цена товара формируется от обратного: мониторинг показывает нам рыночный минимум, мы отдаем эти цифры закупке, а они должны сделать все, чтобы поставить технику сообразно заданным критериям. Даже если они не укладываются в рамки, мы не можем снимать товар с полок и отвозить на склад (оборотные деньги дорого стоят) — приходится продавать по цене ниже себестоимости: ошибка грозит мне и менеджеру по закупкам определенным штрафом. Получается, что стратегическое решение спущено сверху, собственник сам придумал пути его реализации, а топ-менеджеры вместе с полномочиями по воплощению идеи получают изрядную долю ответственности.

Ошибка в «Хлебных традициях» помогла выстроить стратегию в «Альтернативных топливных технологиях»

Борис Васин, директор компании «Альтернативные топливные технологии»:

— У меня был негативный опыт делегирования полномочий, когда я владел компанией «Хлебные традиции». Мы предоставляли услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию разнообразной климатической техники, которую сами продавали. Основной упор делался именно на инженерное обеспечение процесса. В определенный момент мне стало необходимо отстраниться от оперативного управления, чтобы развивать новый проект, связанный с интернет-технологиями. Я нанял менеджера на должность исполнительного директора, он должен был полностью взять на себя управление компанией. Квалифицированный управленец с хорошим опытом продаж — вопросов нет. Моей ошибкой было то, что я четко не сформулировал ему стратегические цели бизнеса. Постановил задачу так: управлять конторой и приносить определенный доход. Я полагал, что все и так понятно, человек грамотный и незачем прописывать стратегию досконально. В итоге исполнительный директор переориентировал деятельность фирмы, сконцентрировавшись в основном на продажах. А ведь торговля подразумевает совсем иную управленческую структуру в компании — существовавший отдел сбыта оказался перегружен, а инженерная служба сидела без работы. Конечно, мы выполняли сопровождающие проекты, но совсем не в том объеме. Вдобавок ко всему было очевидно, что менеджер преследует сиюминутные цели: через пару лет рынок преобразится, и у нас просто не хватит ресурсов, чтобы удержаться в качестве продавцов. А инжиниринг предусматривал крепкие позиции и хорошие перспективы развития. Контролировать процесс было проблематично, так как управляющий выполнял изначально поставленные перед ним цели, мол, что вы еще хотите — фирма работает, зарабатывает деньги, финансовый результат налицо.

Через полгода такого топтания на месте я уволил исполнительного директора, опять все взял в свои руки, четко прописал стратегию развития компании и распределил полномочия между службами сбыта, финансов, логистики, инженерного обеспечения — досконально объяснил их задачи, наладил систему взаимодействия между подразделениями и разграничил ответственность. А спустя некоторое время я продал этот бизнес.

Негативный опыт помог мне пересмотреть большинство управленческих процедур и перенести их в «Альтернативные топливные технологии». Компания занимается разработкой технологических линий, изготовлением и продажей оборудования, перерабатывающего древесные отходы. Первым делом мы прописали план развития на несколько лет, корректируем его раз в полгода. Структура управления включает ряд отделов, начальники которых наделены полномочиями и ресурсами для достижения поставленных задач. Они почти автономны. Контроль можно проиллюстрировать на примере мотострелкового батальона: там три роты, у каждой свои командиры, все они подчиняются приказу комбата, но тактические решения могут принимать самостоятельно. Я не лезу со своими директивами в узкоспециализированные аспекты управления, потому что не обладаю должной компетенцией, — предоставляю возможность менеджерам самим осознавать ошибки и решать, как их устранить.

 

В «Технологии ресурсов» топ-менеджерам прививают чувство собственника

Михаил Бабин, директор группы компаний «Технология ресурсов»:

— Проблема делегирования полномочий напрямую связана с ростом компании. Мне, например, на определенном этапе не хватало времени и сил, а иногда просто желания, чтобы лично исполнить или проконтролировать какие-либо оперативные задачи. Причем иногда объем таких неконтролируемых задач достигал 60%. Я понял, что сложно не столько найти исполнителей, сколько жить с мыслью, что другой человек будет делать это хуже тебя. Главное — вытерпеть естественный спад в работе компании, связанный с перераспределением власти. Практически все проекты «Технологии ресурсов» я начинал развивать сам. Когда реализовали схему по автономизации управления каждым подразделением, я какое-то время бродил по офису неприкаянным: вокруг кипит работа, а я никому не нужен.

Изначально структура управления в компании была иерархической, но для того, чтобы запустить эффективную схему делегирования, потребовалась бы система тройного контроля. А это огромные затраты. Поэтому я назначил руководителей каждого проекта («Справочное 19», «Грузов и Ко», «Такси-город» и т.д.), которые получили полную финансовую и управленческую самостоятельность. Они должны были согласовывать со мной лишь вопросы безопасности, пиара, серьезного изменения в ценах и ориентации по клиентским группам, качественного изменения продукта. Необходимо было сделать так, чтобы директора психологически перешли из менеджеров в предприниматели. Я сказал: «Ребята, вы должны предоставить мне план роста доходности и развития ваших компаний, когда я его утвержу, вы будете вольны делать, что захотите, а все, что заработаете, — ваше. Однако план должен выполняться, люфт — 10%, вышел за эти пределы три раза — уволен либо обратно на зарплату. Да, и вы будете отчислять мне как собственнику 20-30% дохода ежемесячно». В итоге новые директора сами стали формировать структуру и объемы затрат, решать вопросы субделегирования и текущего исполнения своих решений. То есть я передал свои полномочия, создав среду прохождения через ряд испытаний. Дальше нужно было минимизировать контроль — в процесс нельзя вмешиваться: основные показатели деятельности компаний хоть и снимались ежедневно, но директора давали отчет о проделанной работе по прохождению контрольных точек, оговоренных в плане. Сейчас все возникающие трудности решаем сообща, если причины объективны — вносим коррективы и работаем дальше, если нет — разбираемся, в чем дело. Главное, чтобы менеджер не врал — ложь карается моментальным увольнением.

Следующий этап — переход из состояния предпринимателя в положение собственника. Директора и топ-менеджеры сейчас вправе выкупить долю в бизнесе, они этим пользуются, а я приветствую. Они наравне со мной получают ежемесячно часть 20-30-процентного дохода от деятельности компаний. Не прибыли, а дохода — это принципиально: собственника не должно волновать, какие затраты управляющий заложит в себестоимость, — все мы знаем, как можно минимизировать прибыль. С другой стороны, положив деньги в карман, собственник-менеджер, когда перед ним встанет вопрос реинвестиций в свою компанию, сто раз подумает о целесообразности этого. Деньгами же, которые просто находятся в обороте, легче неправильно распорядиться. Сейчас в «Технологии ресурсов» сложилась неоднозначная картина собственности. Допустим, одним проектом владеют в разных долях несколько лиц. Возникает управленческий дисбаланс. Образно говоря, один из них приходит к менеджеру и командует: «Зеленое!», другой: «На восток!», третий: «Копать!». Чтобы сделать структуру управляемой, мы решили уравновесить доли каждого — перераспределить их по всем проектам.

Недавно мы выработали еще одну схему, провоцирующую эффективную работу менеджеров, нанимаемых на ключевые позиции в новых проектах. На предварительных переговорах мы ставим перед кандидатом цели и просим написать бизнес-план. Он приносит, если там все хорошо, мы спрашиваем: «А сколько вы бы хотели получать?». Допустим, он отвечает — «30 тыс. руб».

— Отлично, — говорим мы. — Треть этой суммы вы получите как зарплату, а остальное — под расписку в долг.

— Как так?

— Но вы же написали в плане, что собираетесь озолотить компанию, почему же тогда сомневаетесь, что сможете отработать эти деньги?

В иной ситуации менеджер, наделенный большими полномочиями, может год спокойно разваливать дело, получая свои 30 тыс. руб., а потом уйти. Мы же вместе с властью делегируем ему и ответственность — человек уже будет думать, а стоит ли влезать в долги, управляя проектом неэффективно.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.