Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

«Деньги не решают проблем и могут вредить»: Дмитрий Мраморов — об ошибках в бизнесе

«Через год мы проект свернули, а наш финансовый директор предложил учредить медаль «За взятие Киргизии». И выдавать ее каждому, кто приходит с провальным предложением». Дмитрий Мраморов — об ошибках.

Дмитрий Мраморов, генеральный директор «СКБ Контур»:
 
— По данным американского статистического агентства, каждый год в США открывается примерно 600 тыс. бизнесов. И столько же закрывается. Ситуация в России не намного лучше — мы в течение последних лет наблюдаем устойчивую динамику снижения числа предпринимателей в стране. Это связано с разными причинами: можно говорить, что дело в высоких налогах, административном давлении и неблагоприятном инвестиционном фоне в целом. Но если копнуть глубже, становится понятно: часто продукты и услуги, которые бизнес производит, не находят своего потребителя. 

И компания становится «бизнес-зомби», чемоданом без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. Столько денег потрачено, а результата нет. 

Почему же так происходит. Давайте посмотрим, каким образом обычно запускается бизнес — мы сами проходили через это много раз. Итак: приходит кто-то молодой и талантливый и говорит: «Ребята, есть отличная идея! Нам надо всего-то пару программистов, маркетолога, и мы быстренько окучим многомиллиардный рынок». Что ж, мы начинаем бежать в эту сторону, и примерно через полгода закрадываются первые сомнения — что-то не так. А через год мы начинаем понимать, что вообще зря взялись за это дело. 
 
Пример из нашей практики. В 2009 г. Леонид Волков*, который на тот момент был заместителем генерального директора компании, предложил выйти с нашим продуктом на рынок в Киргизии. Рынок  пустой, а дополнительным аргументом стала существенная административная поддержка в лице друга из правящей коалиции. В тот момент Свердловская область приносила нам примерно 20% дохода, и мы подумали, что такой возможностью грех не воспользоваться. В итоге создаем совместное предприятие, покупаем серверы, начинаем работать.   
 
Через полгода чувствуем: что-то не так. А еще через полгода выясняется: в Киргизии у нас есть мощный конкурент, у которого в десять раз больше клиентов и который использует даже несколько более продвинутые технологии, чем мы. Плюс для него это основной рынок. Также узнаем, что наш партнер хоть и входит в правящую коалицию, но его партия всего лишь четвертая по списку. А самое печальное: размер экономики Киргизии номинально такой же, как у Свердловской области, а по факту 80% ее в тени. То есть потребителей наших услуг во много раз меньше, чем ожидалось. 
 

Еще примерно через год мы проект свернули, а наш финансовый директор предложил учредить медаль «За взятие Киргизии». Получить ее рискует каждый, кто предложит реализовать заведомо проигрышную идею. 

 
Свои продукты мы зачастую создавали примерно таким же образом. Так, в 2009 г. торжественно анонсировали справочно-правовую информационную систему и объявили: «Вот продукт, который порвет рынок». Идея была такая: у нас все будет работать через интернет, а не какие-то локальные системы, и это обеспечит успех. По факту оказалось, что все совершенно не так. Выяснилось: для того чтобы работать на этом рынке, нам надо бы иметь собственную нормативную базу, которую наши конкуренты нарабатывали в течение многих лет. Второй момент, с которым мы столкнулись, и который молодые предприниматели очень часто игнорируют: технологии никоим образом не меняют рынок. Это иллюзия! Если вы думаете, что вы сейчас своей инновацией порвете старичков, то глубоко ошибаетесь. Результатом истории стало то, что мы довольно долго и мучительно этот продукт перезапускали, несколько раз он был на грани закрытия. В конечном счете мы нащупали его целевую нишу и модель продвижения, и в общем он достаточно успешно сейчас существует, работает и развивается. Но революции на рынке не случилось. 
 
Какие выводы мы сделали: шансы преуспеть прямо пропорциональны тому, насколько вы разбираетесь в предметной области, которой собираетесь заниматься. Если вы хотите открывать кофейню, значит, должны досконально знать эту сферу. Плюс надо иметь навыки ведения бизнеса. Их можно получить единственным образом — путем проб и ошибок, либо же воспользоваться помощью менторов, которые могут что-то подсказать и уберечь от дальнейших дорогостоящих ошибок.  

Второй вывод: деньги не решают никаких проблем. В ситуации с Киргизией они, скорее, вредили — в тот момент у нас были средства для принятия достаточно неразумных решений. 

И чем больше бы у нас было денег, тем более неразумные решения мы бы принимали. Поэтому когда предприниматели говорят: «Мне не хватает денег, чтобы что-то сделать», это ошибка. Надо четко понимать: проблема не в этом. Под хорошую идею деньги найти очень легко.
 
После долгого пути наша компания сейчас старается работать определенным образом. Сначала возникает идея — она ничего не стоит. Далее мы выдвигаем гипотезу: каким образом продукт должен себя вести, и какие задачи решать. Причем компания построена так, что кто бы идею ни выдвигал — собственник, гендиректор, проджект-менеджер — она имеет статус гипотезы и требует проверки. Как бы нам ни казалось, что мы со своим опытом все знаем, реальность показывает: в 100% случаев первоначальная идея довольно сильно трансформируется.  
 
Далее мы берем гипотезу и начинаем ее проверять. Спрашиваем клиентов: «Вам вообще это надо?». Очень часто идеи отваливаются на этом этапе, потому что мы можем начать решать проблему, которой в реальности нет. Но бывают ситуации, что продукт нужен — тогда мы начинаем следующий этап, на котором отваливается 80% идей: пытаемся строить бизнес-модель. Это очень важная штука, фактически это ДНК бизнеса — то, каким образом он будет работать в последующие годы. 

Например, в прошлом году на этапе бизнес-модели умер сервис по заполнению деклараций 3НДФЛ, который мы запускали. 

Около года занимались этой темой, и создать продукт проблем не было, но мы поняли: бизнеса здесь нет. Правда, на рынке остались упертые ребята, которые считают что это не так. Это их право.   
 
В рамках построения бизнес-модели приходится отвечать на очень неприятные вопросы, оценивать рынок, выяснять, кто потребители, каким должен быть процент конверсии и так далее. После этого мы делаем прототип и начинаем его тестировать на пользователях. И только когда получаем положительные данные, и наша гипотеза в цифрах показывает, что этим проектом можно заниматься, мы делаем продукт и запускаем бизнес. Более-менее приличные инвестиции в разработку начинаются только в этот момент.
 
Весь этап от идеи до создания продукта может длиться от полугода до года — и это совершенно нормально. За это время вы глубоко погружаетесь в тему, и картина становится понятной. После этого мы постоянно сверяемся с пользователями и узнаем результат — что получилось, что нет. В итоге имеем более-менее гарантированный результат, потому что все исходные предположения были проверены. И мы понимаем, сколько денег нужно вложить в какие продающие каналы, чтобы получить ту выручку и те показатели, на которые мы хотели бы выйти.
 
Как результат затраты на разработку новых продуктов у нас минимальны, они обходятся по меркам нашей компании в копейки — условно 10-30 млн руб. стоит команда в течение года. Чтобы проверить гипотезу с 3НДФЛ, например, потребовался 1 млн руб. А основные инвестиции наступают уже на этапе расширения бизнеса и продаж. При этом я убежден: запускаться нужно как можно скорее, не надо делать продукт, который удовлетворит все-все желания. 

Важно выпустить хотя бы что-то — из земли и веток, навтыкать костылей — не важно. Главное, чтобы оно работало. 

А когда пойдут клиенты, фидбэк, мы доинвестируем все, что нужно. И получится шикарный продукт. 
 
Колонка написана на основе выступления на Eurasian Business Week
 
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.