Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Деньги, обувь, два суда. «Как покупатель пытался на мне заработать»

«Потребительский экстремизм может обернуться против покупателя. Клиент требовал вернуть 1,2 тыс. руб., а по решению суда ему пришлось отдавать нам в несколько раза больше». Авторская колонка на DK.RU.

С приступами потребительского экстремизма хотя бы раз сталкивался, пожалуй, любой предприниматель. Герою нашей публикации, владельцу обувного магазина, однажды пришлось поучаствовать в целом потреб-экстремистском фарсе. Недовольный покупатель дважды отстаивал свою точку зрения в суде, заплатил несколько тысяч рублей за судебные издержки — и в итоге проиграл спор. Который, к слову, развернулся вокруг пары детских ботинок за 1,2 тыс. рублей.
 
Семен Сергеев, индивидуальный предприниматель, владелец магазина «Обувка»:
 
— Представьте, зашли вы в магазин, взяли с полки нарезной батон, расплатились, вышли из магазина — и обнаружили, что хлеб просроченный. Что делать? Понятно, возвращаться в магазин и требовать заменить вам товар или вернуть деньги. Это правильно, и на это всегда стоит обращать внимание, особенно, если дело касается продуктов или лекарств. Если потребители не будут контролировать такие вещи, то нарушения в торговых сетях мгновенно станут системными. Но в любом споре надо быть уверенным в своей правоте и здраво взвешивать шансы на победу.
 
К нам однажды пришел покупатель, который приобрел для своего ребенка ботинки. Явился за пару дней до истечения двухнедельного срока гарантии, гордо выставил покупку на прилавок и потребовал вернуть за нее деньги (они стоили 1,2 тыс. руб.). Обувь, по его словам, оказалась бракованной: носки ботинок, которыми ребенок, судя по всему, пинал кирпичи и камни, оказались основательно сбитыми.

Называется это явление не «производственный брак», а «неправильная эксплуатация».

Мы, вообще, довольно лояльно относимся к процедуре замены по причине брака. Поскольку работаем напрямую с производителем, в случае сомнений все делается просто. Обувь фотографируется, фото отсылается, в течение часа нам сообщают: «Да, ребята, шов кривой, наш косяк». Или: «Нет, мы отшили 12 миллионов пар таких ботинок, никогда у них язычок не отрывался, это покупатель неправильно носил». В общем, спорные моменты, как правило, улаживаются прямо в магазине. Но тут и без консультации с производителем было понятно, что обувь просто небрежно использовали.
 
Я предложил покупателю провести экспертизу, забрал ботинки и отправился с ними в Центр товароведных экспертиз — не шарашкина контора, госучреждение. И попали там ботинки в руки эксперта, который в этом деле лет 35 с гаком. Покупатель присутствовал при этом, вел диалог со специалистом, и настоял на том, чтобы результаты экспертизы огласили не только устно (это стоило бы 350 руб.), но зафиксировали письменно — а это уже 1800 руб., хотя мы с экспертом его от этого отговаривали.
 
Через три дня мне выдали заключение, в котором однозначно говорилось, что обнаруженный дефект производственным браком не является. Звоню покупателю, предлагаю приехать забрать ботинки и отдать мне деньги за экспертизу, поскольку она признала мою правоту. Покупатель ботинки забрал, а от оплаты экспертизы наотрез отказался. Решили подавать в суд — не потому что нам так принципиально было вернуть эти деньги, мне просто хотелось получить новый опыт
 
Первое, что я выяснил в этом новом качестве: если ты юрлицо, такие вопросы бесплатно ты не решишь. Полез я в интернет, смотреть, что делают в таком случае. Сначала от лица ИП, забил в поисковик что-то вроде «покупатель требует деньги за якобы некачественный товар». Выдает он мне миллион сайтов, и на каждом — только телефон юридической консультации: всегда поможем, но за деньги.

Забил от лица покупателя «мне продали некачественный товар» — и в результатах поиска было расписано все: куда идти, по какому алгоритму действовать, какие документы собирать и как это все сделать бесплатно.

Даже бланк, на котором покупатель писал мне претензию, тут же обнаружился. В этих вопросах потребители защищены куда лучше, чем продавцы.
 
Обратился к знакомому юристу, составили исковое заявление, отвез я его в Белоярский районный суд — по месту жительства покупателя. А там выяснилось, что за пару дней до этого он сам на меня подал заявление: мол, эксплуататор и вредитель, не возвращает деньги за некачественный товар, прикрывается липовой экспертизой. Я, честно говоря, его заявлением даже зачитался: он там подробно расписывал свои морально-нравственные страдания, которые оценил в 5 тыс. руб. Писал, например, что у него от стресса снизилась трудоспособность, в семье скандалы и разлад. Кроме суммы, потраченной на ботинки (те самые 1,2 тыс. руб.) и на проезд до моего магазина (расходы оценил в 2,2 тыс. руб.), он требовал взыскать с меня в пользу государства 50% от суммы иска — чтобы неповадно было!
 
Я от него такого даже не ожидал — с виду исключительно интеллигентный человек в очочках, внешне — один в один Новосельцев из «Служебного романа». Но в глазах горела уверенность, что он в этом вопросе прав. Хотя у него заботливо интересовалась — «Мужик, а ты здоров?» — даже судья — габаритная дама, у которой, судя по всему, не меньше трех детей, и в вопросах детской обуви она сама собаку съела.
 
Суд я, понятно, выиграл. Покупателю присудили выплатить мне 3,5 тыс. руб. — в эту сумму вошли госпошлина, мои расходы на бензин (на каждое заседание приходилось ездить в Белоярку), затраты на составление искового заявления, ну и сама злосчастная экспертиза. Однако на этом история не закончилась!

Он подал апелляцию. И у дверей суда укоризненно мне говорил: «Вот видите, до чего вы дело довели. Что вам эта тысяча за ботинки? Не могли мне вернуть, что ли?». 

Но в итоге рассмотрение апелляции оставило решение суда неизменным, и покупатель оказался должен уже больше 5 тыс. руб. Возможно, мой оппонент собирался идти и дальше, но в глазах судьи прочел, что третьего акта тяжбы за детские ботинки ему никто не простит. Деньги мне через некоторое время вернули через судебных приставов. 
 
На этой истории я потерял только время, зато наглядно увидел: в любом споре нужно четко понимать, прав ты или нет, — и идти до конца, только если уверен в своей правоте и окружающие, показывая на тебя, не крутят пальцем у виска. Даже к акту потребительского экстремизма стоит подходить осмотрительно.

В данном случае всю эту тяжбу можно было остановить на стадии экспертизы: не стоит пытаться проломить стену лбом, особенно, если ты не прав.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.