Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Детство, которое мы убили: почему сегодня ребенку так сложно взрослеть

Дети должны воспитываться среди детей, лишь это готовит их к будущей жизни. Созданная современным обществом система тотального контроля, присутствие взрослых рядом убивает саму возможность взросления.

Питер Грей, известный психолог и автор книг, профессор Бостонского колледжа, в своем блоге рассказал о том, почему современные молодые люди страдают от депрессии и чувства бессилия. Все дело в том, что взрослые веками разрушают культуру детства — ту самую, которая со времен древних людей помогала младшему поколению взрослеть. К XXI веку практически вся эта культура оказалась разрушенной, и у детей осталось последнее прибежище: интернет.

— Взрослые сильно преувеличивают свою роль в развитии детей. Конечно, мы важны в их жизни с нашим взрослым взглядом, опытом и умениями. Мы кормим, одеваем, учим и утешаем детей, приводим примеры (не всегда хорошие) того, что значит быть взрослым. Но мы не общаемся с ними на одном уровне и на самом деле не воспитываем, для этого они куда чаще обращаются к другим детям.  Если бы детские психологи были фактически детьми-психологами, в теориях развития ребенка говорилось бы гораздо меньше о родителях и гораздо больше о сверстниках.

Дети созданы природой для взросления среди других детей

Вы когда-нибудь замечали, что вкусы вашего ребенка в одежде, музыке, увлечениях, манере речи имеют намного больше общего с тем, что предпочитают окружающие его сверстники, чем с тем, к чему вы пытаетесь привить ему любовь? Конечно да. И это не просто так. Дети биологически созданы так, чтобы обращать внимание на других детей, уметь делать то же, что и сверстники, вписываться в их круг, иметь одни знания и привычки.

На протяжении большей части истории человечества дети именно так получали знания о мире: от других мальчиков и девочек вокруг, одногодок или тех, кто немного старше.

Антропологи, изучающие самые разные культуры, выделяют культуру детскую и культуру взрослую. Разумеется, эти две культуры не полностью независимы, они взаимодействуют и влияют друг на друга; дети, вырастая, постепенно покидают культуру детства и вступают в культуру взрослой жизни. Культуру детей можно понять как культуру практики, в которой они исследуют различные способы бытия, изменения и развития навыков и ценностей культуры взрослых.

Задумавшись об этом, я понял, что и мое детство, прошедшее в Миннесоте и Висконсине в 50-е годы XX века, было таким же: среди других групп детей. Да, мы ходили в школу, где были взрослые учителя, и иногда даже подрабатывали рядом с родителями, но большую часть времени проводили вдали от мам, пап и прочих совершеннолетних.

Мы с родителями много переезжали, и в каждом новом городе важнейшей задачей для меня было понять, в какие игры играют местные дети, какие у них порядки и, в итоге, влиться в эту среду.

Почему же детям в ходе эволюции стало важно проводить так много времени именно со сверстниками, a не со взрослыми, которые могут научить их намного большему?

Немного подумав, разобраться в причинах не трудно.

1. Разные уровни общения

Я не знаю, как было несколько веков назад, но в современной цивилизации взрослые очень снисходительно относятся к детям. Общение не является равноправным. Например, взрослый спрашивает четырехлетнего ребенка, показывая ему красную игрушку: «Какой это цвет?». Разве взрослый слепой или сам не знает, как называется этот цвет? Ребенок никогда не задаст другому ребенку такого глупого вопроса.

Почти все вопросы, которые задают учителя в школе, тоже нечестные: учитель знает ответ (или думает, что знает). Так что это не вопрос, это тест. Или то, как взрослые оценивают посредственную мазню дошкольников: «Какой красивый рисунок!». Дети никогда не дают друг другу такой ложной похвалы.  

И даже когда дети взрослеют, общение остается таким, как будто один из собеседников — идиот. Взрослые хотят учить детей и контролировать, но только не понимать, что те имеют в виду.

Дети же, придумывая любую игру, общаются на одном уровне, четко проговаривая все правила. Это похоже на диалоги взрослых, и такая практика готовит их к будущей жизни намного лучше, чем «беседы» со старшими.

В подростковом возрасте именно общение со сверстниками дает детям возможность говорить честно, выражать все свои эмоции. Они могут быть открытыми со своими друзьями, потому что те не будут слишком остро реагировать и пытаться все контролировать, как это могут сделать их родители или другие взрослые. 

2. Практика взрослой жизни

Конечная цель детства — взросление и обретение независимости от родителей. Уже кризис двухлетнего возраста, когда любимым словом ребенка становится «нет» — это первый шаг к финалу, абсолютной взрослости.

Дети пытаются общаться внутри своей среды, противопоставляя себя взрослым, создавая за счет игр свой, почти взрослый мир. Любой запрет вызывает протест. Например, если запретить приносить в школу игрушечные пистолеты, делать это начнет куда больше учеников начальных классов. Они будут гордо (втайне от  учителей) демонстрировать друг другу принесенное «оружие»: это их средство борьбы с диктатом взрослых, так как введенное правило совершенно бессмысленно.

Для того, чтобы готовиться к выходу во взрослый мир, дети должны видеть вокруг себя не только добро и радость, но и дурные стороны каждодневного существования. Сделать это они могут только в своем мире построенных домиков и шалашей, среди взрослых испытать все на себе просто не выйдет. Дети играют с огнем и ножами, взбираются на заборы и деревья, придумывают монстров и пробираются на кладбища — испытать все виды страха и опасности им нужно для того, чтобы воспитать в себе мужество, научиться управлять страхом. Дети во время игр сами решают свои проблемы — крайне важный для взрослого навык. В это время они как бы взрослые именно потому, что взрослых вокруг нет.

Если взрослые вмешиваются в эти игры, они тут же уничтожают весь их смысл.

3. Изменчивость правил

Как правило, взрослые играют по уже установленным правилам и стараются строго их придерживаться (будь то футбол или гонки), дети же готовы менять правила по мере надобности.

Известный психолог Жан Пиаже давно отметил, что дети развивают более сложное и полезное понимание правил во время игр с другими детьми, нежели со взрослыми. Играя со сверстниками, дети могут оспаривать установленные ранее правила, что часто ведет к переговорам и пересмотру всей игры. Со взрослыми они даже не пытаются предложить изменить что-то, так как скорее всего им откажут.

Однако именно изменения правил учат детей быть хитрее, пользоваться обстоятельствами и, в итоге, делать жизнь интереснее и ярче. Обратите внимание: такая возможность вести переговоры и договариваться — краеугольный камень демократии.

4. Равенство

Главное отличие детей от взрослых во время их общения — это наличие власти. Взрослые из-за большего размера, силы, статуса, опыта и контроля над ресурсами имеют власть над детьми. Это изначально делает общение неравным. Для того, чтобы стать нормальным взрослым, ребенку нужно научиться строить отношения с другими людьми на равных.

Возможно, самое главное в культуре детства — это обучение тому, как ладить со сверстниками. Чтобы играть с другим человеком, нужно обратить внимание на его потребности, а не только на свои собственные, иначе напарник по игре просто уйдет. Необходимо преодолеть нарциссизм, научиться делиться и вести переговоры, результат которых устраивал бы всех участников.

Ребенок учится утверждать свои потребности и желания, одновременно понимая и пытаясь удовлетворить потребности и желания товарища по игре. Это может быть самый важный из всех навыков, которые должны быть у успешного взрослого человека. Без этого умения не построить счастливый брак, не найти друзей, не иметь хороших отношений с коллегами.

Необходимость научиться договариваться с другими людьми на равных полномочиях — главная причина, почему дети должны расти среди детей. 

И если во времена племен охотников и собирателей взрослые, похоже, понимали, что детям нужно находиться среди детей, с развитием цивилизации все менялось. Постепенно детей начали «изымать» из круга ровесников, полностью подчиняя взрослому, ломая их волю. Первые системы образования (предшественники сегодняшних школ) возникли совершенно явно только для этого.

Священник-преподаватель Август Германн Франке, разработавший систему обязательного обучения в Пруссии в конце XVII века (которая впоследствии была скопирована cтранами Европы и Америкой) писал:

«Прежде всего необходимо нарушить естественное упрямство ребенка. Хотя учитель, который стремится сделать ребенка более культурным, заслуживает похвалы за воспитание его интеллекта, он не сделал достаточно. Он забыл о своей самой важной задаче, а именно о том, чтобы сделать волю ребенка послушной». 

Самым эффективным способом развить ребенка и обучить его стал постоянный контроль и надзор. Дети в школах постоянно находились при надзирателях, так как иначе они «развивали дурные наклонности». Сегодня, конечно, методы Франке не считаются верными, но в основе общения детей и взрослых именно заложенный ими принцип.

Ребенок огромное количество времени проводит в школе, после чего делает домашние задания со взрослыми-репетиторами. Посещение общественных мест детьми без сопровождения взрослых порицается и даже объявляется незаконным. Мы создали мир, в котором дети постоянно находятся под наблюдением взрослых. Этот наблюдатель всегда готов вмешаться, независимо от того, нужно ли это. Я уверен, что именно это одна из причин, почему сейчас молодые люди так сильно страдают от тревоги, депрессии и чувства бессилия: они просто не успели подготовиться ко взрослой жизни, пока были детьми.

Однако у детей сегодня есть спасение — интернет. Именно его наличие не дает нам разрушить культуру детства навсегда. В современном мире детям сложно собраться вместе, без присмотра взрослого, физически, и они избрали другой путь. Они создают свои собственные правила, культуру и способы общения в сети. Именно там они смеются над взрослыми и нарушают все установленные теми запреты. Мессенджеры и социальные сети стали способом поделиться с одногодками мыслями и чувствами. Причем в том, что касается хранения и защиты сообщений от взлома, дети идут на несколько шагов впереди родителей.

И именно сейчас взрослые стали считать, что их главная задача в воспитании — это запретить или ограничить детское «экранное время». Если это будет сделано, это навсегда уничтожит культуру детства. В итоге вырастет поколение взрослых, которые не знают, как быть взрослыми, ведь у них не было шансов научиться этому на практике в детстве, среди сверстников. 

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.