Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Дмитрий Яковлев: Как я создаю конфликты, не разрушая демократии

Дмитрий Яковлев не сразу заметил, что его компания NOVACOM уже перестала быть «семейным» кругом единомышленников, где все безусловно готовы работать на общий котел. И как-то вернувшись из командиро

Дмитрий Яковлев не сразу заметил, что его компания NOVACOM уже перестала быть «семейным» кругом единомышленников, где все безусловно готовы работать на общий котел. И как-то вернувшись из командировки, он обнаружил, что все ключевые менеджеры его компании ушли и создали свою, аналогичную. Чтобы не повторять этот печальный опыт, Дмитрий изменил структуру компании, и теперь каждый его сотрудник имеет прямого внутреннего конкурента. Построив внутрикорпоративные взаимоотношения на конфликте, Яковлев тем не менее смог создать демократичную и комфортную для всех систему.

Дмитрий Яковлев
владелец NOVACOM

Я усвоил, что демократия – самый эффективный стимул, еще когда в 1988 году после института пришел работать на кафедру повышения квалификации УПИ. Это была школа капитализма, где люди работали не за страх, как в совке, а ради результата. Нас, десять молодых специалистов 22-35 лет, никто мелочно не контролировал, зато нам дали возможность заниматься новым интересным делом. И мы пахали: сутками осваивали программы, языки программирования. За ночь-две выучишь Word, а уже на следующий день выходишь читать его на аудиторию.

Наверное, мне повезло, и вторая работа тоже оказалась школой доверия в бизнесе. Один из моих товарищей, с которым я познакомился на почве экс­пертных систем, пригласил меня в открывавшийся в Екатеринбурге филиал компании R-Style. Он состоял всего из четырех человек, и я был замдиректора. И вот к нам из Москвы приехал человек – Отрашевский,  один из топ-менеджеров R-Style, который фактически показал, что такое продажа и как надо продавать. У нас еще даже офиса не было, встретились на внешней площадке, он говорит: «Вот вам зарплата, продолжайте работать, а я улетаю в Москву». И выдает нам без расписки, без документов деньги в руки, и раза в четыре больше, чем я тогда получал. У меня челюсть так и открылась. Такое атомное доверие, такая убежденность, что никто никуда не убежит, и это в 1991 году – а в те времена это сплошь и рядом бывало. И такой энтузиазм проснулся: раз нам так доверяют, раз нам так принципиально много стали платить, то мы провернем все, что угодно. И проворачивали.

Когда я свое дело открывал, сразу решил, что строить его буду по тем же двум принципам: доверяй и плати. Но работать такая бизнес-система может, только если она однородна. Это третий принцип, который я усвоил, уходя из R-Style и поработав в компании «АСП».

Случилось так, что через два-три года Отрашевский отошел от оперативной работы с филиалами и Екатеринбург стали курировать молодые менеджеры, более агрессивные, но мало что понимающие, которые начали топтать нас своей властью. В результате они не могли контролировать нас, мы не понимали, чего хотят они. И тогда я ушел в компанию «АСП», где проработал около двух лет. Руслан Сагидуллин (владелец АСП) – достаточно жесткий и авторитарный руководитель. Хотя со мной он помягче был, видимо, считал, что я такой человек атомный, приду – и его компания улетит на вершину, что, собственно, и случилось, но уже без меня. А я «улетел» в свой бизнес. Это урок: чтобы в компании было комфортно работать, чтобы люди не тянули ее в разные стороны, все сотрудники должны совпадать по темпераменту. Нет хорошей или плохой компании, просто есть компании, где сотрудники «дышат в унисон». Тогда конфликтов будет меньше. Важно все: скорость восприятия и обработки информации, мировоззрение, склонность к общению… Это не означает, что остальные хуже или лучше. Все компании уникальны, и каждая строится под личность руководителя. И я знаю, какие сотрудники нужны мне. Поэтому до сих пор сам принимаю людей на работу. И ключевой вопрос, который всегда задаю претенденту на вакансию: чем ты хочешь заниматься через 20 лет, как себя видишь? Если человек может ответить (не важно, какие у него амбиции), я его беру на работу. Это очень важный момент. Мне не нужны те, кто не знает, где у них душевный комфорт наступает. Вот я знаю, чем я хочу заниматься через 20 лет – буду преподавателем. По сути, я и сейчас этим занимаюсь. Что такое построить бизнес? Это передать свое мировоззрение, свое видение бизнеса и опыт сотрудникам.

Вот этот подход – однородная система более работоспособна – я исповедую с момента создания Novacom и до сих пор. Возможно, с ростом компании, а у нас уже больше 100 сотрудников, мне придется делегировать вопросы найма. Сам принцип сохраним, но жизнь меня уже научила, что систему, даже верную по сути, надо донастраивать по мере развития бизнеса. Я на своем опыте четко эти переходные грани усвоил: 5, 15, 50, 100 сотрудников.

Самый жесткий кризис в моей компании разразился три года назад, когда мы находились в режиме 35-40 сотрудников. От меня ушли ведущие менеджеры вместе с клиентской базой и клиентами. Было обидно, особенно когда понял, что все готовилось заранее – первые сделки вообще за мой счет провели и у меня под носом, а я ничего не замечал.

Я тогда продолжал оперативно управлять компанией, многое не успевал, исчезал на неделю в командировки, не проговаривал с людьми какие-то важные вещи, многие просто замалчивались. Перестала работать прежняя система мотивации, когда все вместе зарабатывали и на всех это делили. А тут как-то «незаметно» появился бэк-офис, который в продажах напрямую не участвовал, а денег требовал. Словом, к моменту исхода топов на сторону образовался целый клубок проблем, и главная – мы перестали быть узким кругом единомышленников, а я продолжал считать, что все по умолчанию знают, как и что должно быть. Ничего не должно быть по умолчанию. Все должно проговариваться.  Прописанные принципы – это нормально, но все надо постоянно еще и проговаривать. Это первое, что я усвоил из того урока. Второе правило: доверие – хорошо, это эффективный стимул, но когда в компании работает больше 15 человек, нужна еще и система защиты бизнеса.

Проанализировав ситуацию, понял, что защищать клиентскую базу бессмысленно и бесполезно. У нас к тому времени уже стояла CRM-система, но личные контакты оказались для клиентов более серьезным фактором, чем приверженность к фирме, и некоторые из них ушли вместе с теми менеджерами. С этим ничего не поделаешь, да и не так страшно это на самом деле.

А вот массовая потеря ключевых топов оказалась гораздо более серьезной потерей для бизнеса, потому что замены им не было. И это уже вопрос решаемый. Уже не помню, как пришла в голову идея создания «конфликтных групп», наверное, основы системотехники вспомнил. Суть в том, что для устойчивости любая система – техническая или организационная – должна иметь несколько точек опоры. Соответственно, чтобы увольнение сотрудников не нарушало ритм бизнеса и не оголяло определенный фронт работ, надо сделать две вещи. Первая – разделить сотрудников компании по направлениям, чтобы они не сбивались в «могучую кучку», которая может быстренько стартовать. Вторая – на каждом направлении сформировать «конфликтные группы», минимум из двух человек, чтобы они внутри боролись за общий ресурс, в нашем случае – за клиентов, заказы, деньги.

Нужно четко понимать, что «конфликт» – это не тупое столкновение людей лбами или игра на негативных эмоциях. Такое противостояние слабо сочетается с принципами доверия и демократии, которые по-прежнему считаю базовыми для нашей компании. Чтобы не быть голословным, скажу, что у нас нет жестких рамок рабочего дня, любой сотрудник свободно может подойти ко мне или другому топ-менеджеру со своими вопросами, нет отдельных кабинетов для начальников, все знают, в каком направлении идет развитие компании и т. п.

Возвращаясь к конфликту. Он состоит в открытой и честной конкуренции за лидерство. При этом в обязательном порядке каждому человеку проговариваются как принципы и необходимость построения такой системы, так и перспективы, из нее вытекающие. «Конфликтная группа» на примере из двух человек выглядит примерно так. Есть начальник, у которого больше полномочия (самостоятельность в принятии решений), зарплата и ответственность (за свои решения и общие результаты группы). Есть заместитель, у которого все это ниже, но он знает: если он хорошо будет жать на педали, то у него есть возможность возглавить это или новое направление. При этом они работают на одной клиентской базе, причем, как правило, начальник занимается разработкой новых клиентов, а последующими продажами занимается заместитель. Естественно, что в такой ситуации начальник понимает, что его всегда можно заменить, и не может шантажировать уходом, уводом клиентов.

И эта система пронизывает компанию сверху донизу. Как она работает на первых «этажах», я описал. А люди, которых я могу назвать топами, их шесть человек, конкурируют фактически между собой. Они работают в одиночку, возглавляя свои направления. Но в принципе их компетенция настолько высока, а точки пересечения этих направлений так близки, что каждый из них легко освоит другую область. И уход одного из топов уже не станет трагедией для бизнеса. 

Исключить полностью возможность сговора между начальником и подчиненным или между топами, конечно, невозможно, но особого смысла для них в этом не просматривается. Конкурировать им выгоднее, перспектива роста видна всем. И это очень важный момент. Для того чтобы люди могли эффективно работать в ситуации конфликта, им должна быть четко обозначена и проговорена перспектива, не только личная, но и компании. В принципе люди в любой ситуации не могут работать больше года-двух, если не знают ориентиров. Они начинают сбиваться с курса, и тут уже неизбежен конфликт, причем в самом негативном смысле этого слова. Поэтому моя основная задача на сегодняшний день – просчитывать, как компания будет развиваться дальше, и изо дня в день доносить до сотрудников свое видение. Чтобы они понимали, куда мы идем, и соответственно осознавали перспективу для себя лично. И это заставляет каждого из нас тянуться вверх, думать о будущем. Ведь тогда, три года назад, моя ошибка, по большому счету, состояла в том, что я пустил внутреннее развитие компании на самотек. Решение, как сделать оргструктуру бизнеса более эффективной, было очевидным, но оно не приходило в голову, пока не возникла реальная проблема. Повторения этого опыта я не хочу.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.