Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Эгоист vs. команда. Секреты успешных бизнесов от Андрея Овешкова и Ивана Шкири

Андрей Овешков, Иван Шкиря
Андрей Овешков, Иван Шкиря. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

Екатеринбургские предприниматели рассказали о своих способах делать бизнес и раскрыли секреты успеха. Первые истории — от «командного игрока» Андрея Овешкова и «единоличника» Ивана Шкири.

Известные екатеринбургские бизнесмены рассказали о том, как они создают бизнесы, и что помогает им делать свои начинания успешными — пятеро участников проекта Business Episode, организованного «Деловой Россией» для продвижения предпринимательства и создания на Урале качественного бизнес-пространства, были предельно откровенны.  
 
DK.RU публикует истории первых двух бизнесменов, которые практикуют разные стили управления, но оба добиваются впечатляющих результатов.
 
Андрей Овешков, директор сервиса по доставке правильного питания SmartFood:
 
Эгоист vs. команда. Секреты успешных бизнесов от Андрея Овешкова и Ивана Шкири 1— Моим первым серьезным бизнес-проектом было строительство компрессорной станции для дочерней компании «Газпрома» в поселке Сыня (республика Коми). Хотя я закончил  УГТУ-УПИ по направлению промышленной теплоэнергетики и мало что понимал в стройке, но мне хотелось поиграть в большой бизнес. Помню, будучи профессиональным спортсменом-баскетболистом, наблюдал в аэропорте ребят в деловых костюмах, с портфелями, которые летали в Москву — утром туда, вечером обратно. Мне казалось, это очень круто. И я попал в бизнес, который в первый же год стал успешным. Помню момент, когда я надел костюм, взял портфель и отправился в Москву, где подписал договор с дочкой «Газпрома» на 500 млн руб. 

Важный момент: бизнес был партнерством. Самому бывает сложно вести дела, а порой это вовсе невозможно. Я убежден: в партнерстве — большая сила.  

Правда, после заключения договоренностей о партнерстве выяснилось, что мой напарник находится в процедуре банкротства — стали возникать сложности с кредиторами. Плюс на тот момент у меня была идея построения большой компании, я совсем не думал об эффективности партнерства. Мы оба были очевидными лидерами, которые воевали за единоличное право принимать решения. Делили сферы влияния: у одного была бухгалтерия, у другого — производство. И строили друг другу всяческие козни.
 
Естественно, закончилось это не очень красиво — мы сильно обиделись друг на друга и решили поиграть в войнушку. Мортал комбат был мощнейший: у меня дома проходили обыски, я ходил на допросы в прокуратуру. Бизнес всего этого не выдержал — исключительно из-за того, что мы сразу не договорились, кто чем будет заниматься, и как мы будем расставаться.  
   
Тем не менее, после того, как тот корабль затонул, я снова решил запускать проект — по доставке здорового питания — в партнерстве. После неудачного опыта я понял, что мне нужны партнеры, которые будут закрывать функционал, в котором я слаб. Я тогда вспомнил и баскетбольное прошлое: в команде есть разыгрывающие, центровые, защитники — каждый занят своим делом. 

В бизнесе так же: самые успешные партнерства происходят на грани разделения функций — когда в команде есть хипстер, хакер и хастлер. 

Хастлером стал я сам — это пробивной делец, оратор, продавец мечты. Продавать я умею, десять лет этим занимался и тот контракт на полмиллиарда как-то ведь заключил, в конце концов. Нужен был хипстер — дизайнер-ниндзя, который может сделать продукт удобным и няшным. Тогда я пытался запустить фитнес-клуб, но не потянул финансово, а над проектом работал дизайнер Денис Гайдуков — ему я предложил партнерство по доставке здорового питания. Он типичный хипстер, представитель поколения Y — целыми днями слушает музыку в наушниках, смотрит в монитор и рисует красивые картинки. Оставалось найти хакера, мастера технологий, причем с компетенциями ресторатора. Я был косвенно знаком с Богданом Подольским, рассказал ему свою идею. Он сел, рассчитал проект на бумаге, и партнерство сложилось. 
 
На старте мы поделили доли поровну, вложили по 110 тыс. руб. и выполняли целый набор функций — порядка 15: закупщик, диетолог, упаковщица, дизайнер и т. д. Уже три года как мы работаем вместе, результат такой: по итогам 2016 г. выручка составила 112 млн руб., мы присутствуем в 12 городах России,  Казахстана и Белоруссии, а скоро зайдем в Украину.   
 
Так сложилось, что партнеры не оспаривают мое лидерство в проекте — оно безусловное. И не было таких ситуаций, чтобы мы не смогли договориться. Наоборот, в партнерстве есть большой плюс: каждый из нас видит ситуацию под разным углом, а это позволяет сделать картинку объемной и найти оптимальное решение. По одиночке мы бы так не смогли. 

Втроем мы не как лебедь, рак и щука, которые тянут воз в разные стороны, а как Змей Горыныч — все три головы смотрят в одном направлении. 

Конечно, есть риски, что мы можем разойтись с партнерами во взглядах, но нивелировать это можно подписанием партнерского соглашения. Мы подошли к этому, готовим такой документ уже несколько месяцев. Рисуем картину стратегического развития на три года, понимаем для себя и прописываем, как будем работать в партнерстве, как — выходить из него: какие доли будем продавать, стратегическому инвестору или нет, кто хочет в перспективе остаться в бизнесе, а кому интереснее выйти в кэш. Для этой работы лучше пригласить профессионального медиатора.  
 
Повторю: сила в партнерстве. Заключайте партнерские соглашения и идите в бизнес. Думаю, все будет хорошо.
 
Иван Шкиря, CEO системы лид-менеджмента Callibri.ru:
 
Эгоист vs. команда. Секреты успешных бизнесов от Андрея Овешкова и Ивана Шкири 2— Я эгоист и единоличник и против партнерств. Для меня любая компания — это проекция ее руководителя. Даже наша страна — проекция президента, кто бы что ни говорил. Соответственно, моя компания — моя проекция, мои комплексы. И мои менеджеры ведут себя так, как я.  
 
Раньше я думал, что в бизнесе первичен продукт и занимался, по сути, только им. Считал: если услуга хороша, то клиенты будут к нам возвращаться и всем знакомым хвалить. Был убежден, что качественный продукт определяет продажи и может сделать бизнес успешным. В сегодняшней экономической ситуации я так не считаю. Классный продукт может спасти компанию, только если играть в luxury-сегменте, а попасть туда очень непросто. Во всех остальных случаях практически в любой нише сейчас работает порядка десятка производителей, которые делают то же, что и вы так же хорошо, как вы. 

Сейчас делать что-то хорошо — это условие для минимального уровня вхождения в рентабельность, позволяет хотя бы что-то зарабатывать.  

Потом я понял, что нужен маркетинг и привлечение клиентов: pr, реклама, всевозможные манипуляции аудиторией — чтобы привлечь людей на наш продукт. Думал, если мы это сделаем, все будет классно. Оказалось, что это тоже не работает. Сейчас в массовом сегменте невозможно заработать фаната, который будет с вами работать долго — из года в год. Термин «суммарная выручка с клиента за все время его жизни» уходит в ноль. Клиенты не собираются с вами работать постоянно, они научились выбирать, стали экстремистами: они ворчат, недовольны, обсуждают вас и покупают в следующий раз там, где им быстрее и дешевле. А не в том месте, где у них был позитивный опыт прошлых лет.   
 
Недавно я понял, что позволяет бизнесу чувствовать себя хорошо в сегодняшних условиях. Одно рейтинговое агентство опросило клиентов разных айтишных B2B-сервисов (программное обеспечение). Наш сервис для анализа эффективности рекламы вырвался далеко вперед и занял первое место по качеству обслуживания. Мне стало интересно, как так вышло — я ведь пониманию, что не так уж все у нас радужно. Зашел во внутренние системы, послушал, как менеджеры разговаривают с клиентами, как решают их проблемы. 

Признаюсь, в тот день у меня была легкая депрессия: то, что я услышал, было далеко от идеала. Было стыдно, а после пришло осознание: у других компаний на рынке обслуживание еще хуже. От этого опускаются руки. 

Я не успокоился: мы обзвонили клиентов сами, спрашивали, что им нравится в нашей работе. Я был убежден, что я классный продуктолог — сделал продукт, который интересен максимальному количеству людей. Я был убежден, что я классный маркетолог — нашел клиентов, и мы смогли привести их к себе. Но люди почти совсем не говорили, что у нас отличные продукт или цены. Большинство отвечало (цитирую): «У вас менеджеры котики». То есть у нас отличная техподдержка, специалисты предельно вежливы, всегда на связи. Все, что перечисляли люди, было про клиентские отношения. При том, что мы вообще-то айтишники, и первичны для нас технологии.
 
Я начал перебирать в голове примеры из других бизнесов и получилось, что люди не рекомендуют продукты. 

Никто не говорит «покупай Audi именно в этом салоне, там они самые классные». Audi везде одинаковые. Но рекомендации автосалонов есть. 

Однако они про обслуживание, а не про автомобили, про человеческие отношения. Если они плохие, клиенты не возвращаются. Если ваши менеджеры средненькие, и люди вынуждены долго ждать ответа на телефоне, то при малейшей проблеме они от вас уйдут.   
 
Повторю: показатель «суммарная выручка с клиента за все время его жизни» снижается, поэтому сейчас надо очень четко считать себестоимость каждой продажи и стараться делать так, чтобы она была эффективной в моменте. При этом не забывать ни про продукт, ни про маркетинг, ни про клиентский сервис. Успех сегодня может дать только сочетание этих трех составляющих.
 
Текст написан на основе выступлений в рамках проекта Business Episode
 
Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.