Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Екатеринбургские операторы связи нашли зоны роста в кризис

Конкуренция на телекоммуникационном рынке окончательно перешла из ценовой плоскости в качественную. Изменились и приоритеты потребления: провайдеры и операторы мобильной связи видят новые зоны роста.

Рынок интернет-провайдинга

Екатеринбургский рынок интернет-провайдинга заканчивает 2014 г. уверенно: ценовые гонки и демпинговые войны остались в далеком прошлом, конкуренция перешла в плоскость качества, а сам рынок еще не насыщен.

«Отрасль пришла к цивилизованной конкуренции естественным путем: ценовые войны ни к чему хорошему, кроме недовольства абонентов к качеству услуг, не привели. Теперь участники рынка если и опускают цены, то разве что на время промо-акций при подключении новых домов», — отмечает Илья Васкецов, коммерческий директор «АКАДО-Екатеринбург».

И добавляет: даже если b2b-сектор в условиях экономической стагнации просядет, рынок компенсирует потери за счет b2c. Предпосылки к этому есть — главным трендом уходящего года стало увеличение потребления дополнительных сервисов и опций, что, в свою очередь, повышает средний чек.

Екатеринбургские операторы связи нашли зоны роста в кризис 1+ Интернет становится коммунальной услугой

Интернет стал неотъемлемой частью жизни, по сути, необходимой каждому коммунальной услугой — наравне с водоснабжением, электроэнергией и т.д. Сеть становится полноценным аналогом многих информационных и культурных продуктов — например, газет и кинотеатров. Отчетливо этот тренд проявился еще в кризис 2008-2009 гг., когда люди срезали свои досуговые затраты, но от интернета не отказались. В интернете они получали те же новости, смотрели те же фильмы, но денег тратили меньше. Цифровое телевидение, которое у большинства провайдеров поставляется в одном пакете с интернетом, сегодня на равных конкурирует с контентом операторов спутникового телевидения — и по количеству каналов, включая HD, и по качеству сигнала.

Между тем рынок еще не насыщен — уровень проникновения широкополосного доступа в интернет в Екатеринбурге, по разным оценкам, составляет от 75% до 85%. Отдельная зона роста — города-спутники и коттеджные поселки. В b2c-секторе наша компания ежегодно прирастает на 20%, как по выручке, так и по клиентской базе. Такие же результаты рассчитываем получить и по итогам 2015 г.

В следующем году на рынке ожидается рост среднего чека — за счет увеличения потребления новых сервисов. Период тестирования дополнительных возможностей, от родительского контроля до заказа фильмов, сменился регулярным использованием — такие сервисы и опции стали нормой. Подорожание тарифов на основные услуги не превысит уровня инфляции, порядка 7-10%. Учитывая и без того демократичные цены, эти изменения будут некритичными.

На рынке b2b иная ситуация: в случае усиления кризиса он будет неизбежно сокращаться. Но до нуля не сократится даже при самом худшем раскладе. Именно поэтому мы не собираемся замораживать строительство новых сетей в деловой части города. В 2014 г. «АКАДО-Екатеринбург» удвоил количество абонентов-юрлиц — до 2 тыс. В 2015 г. рассчитываем нарастить клиентскую базу еще вдвое. Для этого мы разработали специальные антикризисные предложения, которые позволят нам не снижать ценник, а абонентам — получать дополнительные услуги (видеонаблюдение, облачная телефония и др.) за те же деньги.

Екатеринбургские операторы связи нашли зоны роста в кризис 2В последние годы серьезным подспорьем для провайдеров стали социальные проекты — такие как внедрение WiFi-зон бесплатного доступа в интернет или развертывание сети видеокамер уличного наблюдения для обеспечения общественной безопасности. Заказчиками, как правило, выступают органы власти, но мы видим интерес и со стороны управляющих компаний. Осенью 2014 г. мы завершили пилотный проект в одном из ЖК — развернули систему видеонаблюдения в лифтах. В 2015 г. рассчитываем на сотрудничество с УК как в жилой, так и коммерческой недвижимости.

— Валютная нестабильность добавит провайдерам затрат

До сих пор все расчеты провайдеров с поставщиками оборудования производились в рублях. Но появляется информация о том, что поставщики хотят привязать контракты на 2015 г. к доллару и евро. Нестабильность на валютных рынках за последние месяцы уже добавила до 10% расходов за счет логистики. Валютные контракты будут крайне невыгодны. Скорее всего, провайдеры станут искать новых или договариваться с прежними поставщиками о фиксации курса. И поскольку конкурентная ситуация не позволит зашить в тарифные планы увеличение капитальных и операционных затрат, участники рынка уделят пристальное внимание вопросам внутренней эффективности. И это, в принципе, неплохо — именно форс-мажоры позволяют выявить слабые стороны бизнес-процессов.

Контракты с поставщиками контента — цифровых телевизионных каналов — напротив, в большинстве своем валютные. Переговоры о фиксации курса уже начался — и о массовом отключении вещания речи, конечно, не идет. Но ситуацию осложняет вступление с 1 января в силу поправок в рекламное законодательство, запрещающих трансляцию рекламы в платных сетях. Впрочем, реальные изменения на телевизионном рынке вряд ли произойдут раньше весны или лета — пока еще не определены штрафные санкции по отношению к нарушителям.

Рынок мобильной связи

Стагнация в экономике не повлияла на телекоммуникационную отрасль: уровень потребления услуг и продажи SIM‑карт сохраняется прежним, и спад в ближайшие годы не прогнозируется.

«В России одни из самых низких цен на связь в мире, сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина, и по опыту ситуации 2008 г. можно сказать, что на ней экономить не принято. Средний чек на услуги связи составляет порядка 300 руб. — это не те расходы, сократив которые, можно сэкономить», — объясняет Сергей Кузьмин, директор МТС на Урале.

Именно низкие цены в совокупности с эффективным развитием услуг передачи данных позволяют сохранять позитивный тренд развития рынка, отмечает он.

Екатеринбургские операторы связи нашли зоны роста в кризис 3+ Мобильный трафик вырос в разы

Одним из наиболее позитивных событий для телекоммуникационной отрасли в Свердловской области в 2014 г. стало развитие технологий «четвертого поколения». На LTE‑рынок вышел ряд новых операторов. Технология стала эффективным инструментом устранения цифрового неравенства на удаленных территориях в силу того, что скорость передачи данных в сети 4G сравнима со скоростью фиксированного интернета.

Мобильный интернет становится все более востребованным. На текущий момент спрос на такие сервисы растет настолько стремительно, что уже в перспективе трех‑четырех лет передача данных может стать основной услугой сотовой связи в России. Только в Свердловс­кой области потребление мобильного трафика в нашей сети выросло в 2,5 раза за два года. Как следствие: переход конкуренции из ценового сегмента в плоскость качества сервисов.

Еще один плюс года — борьба со спамом вышла на законодательный уровень. Были приняты поп­равки в закон «О связи», направленные на борьбу со спам‑рассылками. Еще до вступления в силу поп­равок операторы пытались перекрыть этот поток, но сталкивались с ограничениями. Одна из основных — правовая трудность отказаться от рекламы, на получение которой абонент сам дал согласие. Так, оставляя свой номер телефона на интернет‑сайтах или в магазинах, клиент нередко получал от них назойливые предложения. При этом процедура отписки от рекламы была не всегда удобна — нужно было обращаться с заявлением напрямую к тому, кто рассылает рекламу. С принятием поправок в законодательство проблема отказа от получения рассылок решилась радикально. В МТС действует комплексная прог­рамма по противодействию мобильному мошенничеству. Только за последний год объем спама, поступающего в сеть МТС, упал в пять раз, а количество жалоб наших абонентов снизилось более чем вчетверо.

— Услуга MNP оказалась невостребованной

Одной из неоднозначных инициатив 2013‑2014 гг. стало внедрение услуги MNP: переноса номеров от одного оператора к другому. Участники российского рынка были вынуждены в короткий срок протестировать и запустить технически сложный сервис, требующий больших инвес­тиций и слаженной работы разных сторон, вовлеченных в процесс. Например, в странах Европы такой сервис внедрялся в течение двух лет. Еще до момента запуска MNP операторы прогнозировали невысокий спрос на данную услугу, и по итогам первого года мы видим, что, несмотря на шумную пиар‑компанию, которая сопровождала запуск этого сервиса, он не пользуется популярностью среди абонентов. Доля абонентов, воспользовавшихся MNP, не превышает 0,7% от всех новых клиентов сотовых сетей. Количество уральских абонентов, пожелавших сменить оператора, очень незначительно и не влияет на показатели естественного притока абонентов, связанного с вводом новых услуг или тарифов.

Читайте также на портале DK.RU:

Екатеринбургские операторы связи нашли зоны роста в кризис 4Итоги 2014 г.: уральским банкам придется корректировать бизнес-модели

Санкции ограничили банки в выходе на зарубежные долговые рынки, волатильность рубля — заставила поднять ставки по кредитам и депозитам. В 2015 г. банковская розница существенно сузится. Итоги года в банковской отрасли подводит президент Уральского банка реконструкции и развития Антон Соловьев.

Екатеринбургские операторы связи нашли зоны роста в кризис 5Итоги 2014 г.: уральским лизинговым компаниям стало выгоднее работать с МСБ

Нестабильность экономики сыграла на руку лизинговым компаниям: автомобили стали самыми востребованными предметами сделок. Реалии могут заставить участников рынка сконцентрироваться на работе с МСБ. Итоги года в сфере лизинга подводит Андрей Истомин, генеральный директор компании УРАЛЛИЗИНГ.

Екатеринбургские операторы связи нашли зоны роста в кризис 6Итоги 2014 г.: рынок жилья подмораживает, офисы продолжают расти

Процветавший в течение года в регионе рынок нового жилья к декабрю сбавил темпы развития: застройщики сокращают планы ввода в 2015 г. Но строительство офисов продолжится ударными темпами. Итоги года в сфере недвижимости подводят Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс», и Алексей Клименко, генеральный директор УК RED.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.