Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Екатеринбургские веб-разработчики инициировали «передел рынка»

Рынок веб-разработки в Екатеринбурге будет укрупняться, констатируют эксперты. Постепенно с него уйдут игроки, зарабатывающие на некомпетентности заказчиков. Изменения лоббируют крупные компании.

Интернет пестрит предложениями новых сервисов и опций для бизнеса. На слуху: продвижение в соцсетях (SMM), e-mail-маркетинг, геймификация и пр. На деле, правда, оказывается, что SMM сводится к «накрутке» пользователей-ботов в группы, а «лайки» в соцсетях и увеличение базы подписчиков e-mail-рассылки не приводят к росту финансовых показателей. На Дискуссионном клубе DK.RU обсудили подводные камни продвижения бизнеса в Интернете.

Зачастую компании, которые обращаются в веб-студии и Digital-агентства, сами не знают, какого результата они хотят добиться, отмечает Роман Рублевский, директор компании «Сумма технологий».

«Большинство заказчиков услуг продвижения не рассуждают категориями возвратности инвестиций и склонны использовать промежуточные метрики для оценки прогнозируемой или текущей эффективности вложений. Наиболее распространенные метрики — количество посетителей сайта и, в случае с SEO, высокое место в выдаче поисковиков. Между тем задача продвижения для большей части клиентов — это увеличение продаж, и логично соотнести затраты и прирост заказов и звонков, которые обеспечивает продвижение», — говорит он.

Алексей Кулаков, генеральный директор Digital-агентства JetStyle, продолжает: это не проблема сегодняшнего дня — такие отношения между заказчиком и исполнителем установились еще с середины 1990 х гг.

«Когда мы только начинали, в 1997 г., это противоречие — модные приемы против реальной эффективности — уже существовало. В то время было очень модно анимировать логотипы. Смена моды происходит примерно раз в два года. Сегодня это геймификация, дополненная реальность, виральные механики в соцсетях и др. К счастью, доля клиентов, ориентированных на эффективность, с каждым годом больше. Это дает возможность применять новое не ради моды, а ради реальной выгоды».

Николай Адеев, директор Artsofte, приводит в пример спин-оф-проект своей компании — BalaLIKEa.

«Изначально это был сервис для геймификации соцсетей. Идея в следующем: за счет вовлечения пользователей в игру повышать лояльность к брендам среди потребителей (участников групп) и, в конечном счете, увеличивать продажи. Мы договорились с крупными федеральными компаниями, подключили их группы на «ВКонтакте» и Facebook и стали смотреть статистику. Оказалось: доля реальных потребителей брендов среди подписчиков групп — меньше половины, доля активных участников — еще меньше. Фейл случился из за того, что мы пытались геймифицировать пользователей только одного цифрового канала — соцсетей. Сегодня мы изменили стратегию и теперь работаем комплексно со всеми цифровыми каналами», — рассказал г-н Адеев, добавив, что этот частный опыт может иллюстрировать состояние в отрасли в целом.

Г-н Рублевский соглашается: эффективное продвижение в Интернете — это продвижение в комплексе и с измеримым результатом.

«Инструментарий продвижения достаточно разнообразен. Но сам по себе факт использования того или иного инструмента продвижения не гарантирует решения задач заказчика, — отмечает он. — Поэтому, если, например, стоит задача увеличить продажи, первое, о чем мы спрашиваем нового заказчика, — какое количество обращений потенциальных клиентов с сайта и по какой цене ему необходимо. В 90% случаев заказчики к этому не готовы: они не знают, какое количество обращений в компанию дает продвижение их сайта сейчас, во сколько им обходится заказ, оформленный на сайте, или звонок с сайта, какова предельно допустимая стоимость этих заказов или звонков для их бизнеса и т. д. А реальность такова, что зачастую стоимость этих действий превышает предельно допустимую для бизнеса, и фактически стоимость заказов с сайта превышает прибыль, получаемую от сделок по этим заказам. Но чтобы это выяснить, нужно начать считать заказы с сайта, считать звонки с сайта и отслеживать их конверсию в сделки. И когда все это считается с точностью до канала привлечения посетителей на сайт, уже можно говорить о том, какой инструмент продвижения эффективен, и соответственно оптимизировать затраты, перенося бюджет с менее эффективных инструментов на более эффективные».

По сути, веб-студии берут на себя образовательную функцию — учат клиентов эффективно расходовать рекламные бюджеты, развивает мысль Роман Рублевский. По его словам, в перспективе рынок придет к тому, что заказчики станут ориентироваться на правильные метрики успешности, научатся их считать и главной метрикой станет возвратность инвестиций в интернет маркетинг.

«Я убежден, что нужно помогать клиентам тратить свои деньги эффективно. Это не альтруизм: большинство крупных игроков рынка ориентировано на длительное сотрудничество с клиентом. Поэтому именно мы, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы бизнес клиента процветал. Прогнозирую, что рынок продвижения станет более прозрачным. Постепенно с него уйдут игроки, зарабатывающие на некомпетентности заказчиков. Это произойдет естественным путем», — подчеркивает он.

В этот процесс включились и студии, ориентированные на массовый рынок. Вячеслав Сидоренко, генеральный директор компании «Урал-Софт», делится наблюдением: если раньше малый бизнес предпочитал использовать бесплатные решения и конструкторы, то сегодня даже начинающий предприниматель вряд ли удовлетворится сайтом, сделанным «на коленке». Во-первых, конкуренция предъявляет иные требования к результатам, во-вторых — у них попросту нет свободного времени на изучение вопроса.

«Бизнесмен на старте не обладает ни компетенциями в ИТ, ни ресурсами на серьезный проект. На этом этапе его интересует рабочий продукт за вменяемые деньги, и мы выступаем его проводником в мир Интернета. Ему важен не только сам сайт, но и консалтинг, который мы можем обеспечить. Средний чек в таких случаях ограничивается суммой всего лишь в 10 15 тыс. руб. Однако, по мере развития, требуется что то докрутить на сайте, запустить продвижение и т. д. — их бизнес растет вместе с нами, и средний чек в пересчете на год может увеличиться до 40 50 тыс. руб.», — комментирует он.

Только за 2013 г. «Урал-Софт» разработала более 500 новых сайтов.

Между тем ряд инструментов остается недооцененным на российском рынке, среди них г-н Кулаков выделяет мобильную рекламу и Smart TV.

«Сегодня более 50% аудитории сервисных и контентных порталов, в том числе СМИ, заходят на сайты с помощью мобильных гаджетов. Для удобства многие внедряют адаптивный дизайн или выпускают мобильные приложения. Но если посмотреть, сколько площадки зарабатывают на пользователях гаджетов, то в основном суммы не превышают и 10% от всей прибыли. Зрелость рекламной инфраструктуры в мобильном секторе отстает от востребованности мобильных каналов пользователями», — отмечает он.

То же — и со Smart TV, продолжает Алексей Кулаков:

«В США более половины телезрителей одновременно смотрят не только в телевизор, но и в гаджет — используют смартфон или планшет для выхода в Интернет. Этот феномен называется second screen — человек получает дополнительное содержание через второе устройство. Например, человек смотрит футбол, и вот форвард забивает гол — на экране идет повторная съемка с разных ракурсов, а в это время специальное приложение транслирует в гаджет зрителя подробную информацию о форварде, о команде, показывает статистику игр и т. д. То есть, предлагая разного рода информацию, увлекает зрителя в Сеть. И это приложение — не что иное, как дополнительная рекламная поверхность, которую можно монетизировать. Конечно, для того чтобы информация в гаджете соответствовала происходящему на экране, поставщик контента должен параллельно с видеосигналом транслировать метаданные. В России рынка метаданных практически нет, и поэтому о second screen говорить рано. При этом аудитория Smart TV достаточно большая и сильно недооцененная».

Во многих отраслях экономики эффективность интернет кампаний снижается из за невозможности интеграции с программным обеспечением заказчика, в частности с системами управления взаимоотношениями с клиентами — CRM. Это характерно, например, для банковского сектора, считает Николай Адеев:

«На 900 российских банков — менее 10-ти технологических. Основная масса купила типовое ПО и решила, что вопрос с ИТ на том закрыт. Закрыв тем самым возможность дополнительной монетизации своей клиентской базы. А все из за того, что CRM способен только принимать информацию, но не отдавать ее дальше по цепочке. Именно CRM агрегирует достоверные пользовательские данные и может точно таргетировать любые маркетинговые акции. По одной транзакции банк может узнать о клиенте очень многое. Например: клиент воспользовался картой, и оказалось — он находится в Италии. Если клиент надежный, интеллектуальная CRM тут же отправила бы ему sms с предложением дополнительного овердрафта «на непредвиденные расходы». Но этого не происходит. Не потому, что защита персональных данных зарегулирована законодательством, а из за неповоротливости самой отрасли».

Решение проблемы г-н Адеев увидел в SaaS — смена курса в Artsofte произошла несколько лет назад.

«Мы пришли к разработке облачных решений для узких сегментов — финансы, интернет торговля, телеком. Также выпустили ряд нишевых продуктов «под ключ» — для автодилеров и агентств недвижимости. Разработка и продвижение должны идти в комплексе. Бесшовная интеграция достигается только в единой экосистеме», — заключил он.

Благодарим БЦ «Президент» за помощь в проведении Дискуссионного клуба.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.