Подписаться
Курс ЦБ на 04.05
91,69
98,56

Еще раз о рейтингах СМИ

Неудивителен тот интерес, который проявляют рекламодатели к любым данным, касающимся аудиторий средств массовой информации. Ведь их отсутствие может обернуться вполне ощутимыми финансовыми потерям

Неудивителен тот интерес, который проявляют рекламодатели к любым данным, касающимся аудиторий средств массовой информации. Ведь их отсутствие может обернуться вполне ощутимыми финансовыми потерями из-за неудачно спланированной рекламной кампании. И наоборот, достоверная информация об аудиториях позволяет заметно сэкономить деньги, оптимально распределяя их между различными средствами рекламы.

Можно с удовлетворением констатировать, что в последнее время в этой области наметились определенные положительные сдвиги — таких данных больше и они становятся более полными (в первую очередь можно упомянуть представленные сейчас на рынке результаты УралИНСО и Центра «ExMedia»). Однако число пользователей, приобретающих оригинальные результаты в полном объеме, пока сравнительно невелико, и для большинства рекламодателей основным источником информации остаются так называемые «рейтинги», которые так любят публиковать многие СМИ.

Не вдаваясь в разбор тонкостей терминологии, хотелось бы все же обратить внимание всех заинтересованных сторон на то обстоятельство, что слово «рейтинг», вообще говоря, может означать все, что угодно, а аудитории средств массовой информации можно охарактеризовать большим числом различных показателей, на основе которых можно построить различные рейтинги. Чаще всего речь, однако, идет об охвате или накопленном рейтинге (в связи с отсутствием однозначно устоявшейся русской терминологии имеет смысл сослаться на оригинальные английские термины coverage и cumulated rating) — то есть о доле аудитории, обращавшейся к определенному средству хотя бы раз за некоторый период времени. Естественно, что эта величина сильно зависит от того, какой именно период был взят. Приведем простейший пример (использованы данные — Центр «ExMedia», проект MEDIA-96™, проценты приведены от всего населения города в возрасте старше 12 лет).

В каждый конкретный день на канале ОРТ больше всего людей собирается между 7 и 8 часами вечера (25%). За неделю в это время хотя бы раз к ОРТ обращаются 38%. При этом для недельного охвата столь же заметный пик наблюдается и в 9-9:30 вечера (в каждый конкретный день этот пик выражен значительно слабее — 17%). Остается добавить, что в среднем за один день к каналу обращается 78%, а за всю неделю 88%.

Время суток и период, за который берется охват аудитории, могут не только сильно изменить конкретный процент, но и передвинуть канал на другое место в соответствующем «рейтинге». Так, по средней аудитории в прайм-тайм (6-12 часов вечера) после очевидных лидеров — ОРТ и РТР — на третье место выходит 51 канал (очевидно, благодаря ретранслируемому в вечернее время НТВ). В тоже время по охвату аудитории за весь день 51 Канал безусловно уступает 4 Каналу и АСВ, перемещаясь на пятое место.

Из всего вышесказанного следует важный практический вывод: интересуясь различными рейтингами СМИ, следует в первую очередь попытаться разобраться с точным смыслом тех показателей, на которых они построены. А еще лучше обратиться к оригинальным данным, которые, хоть и требуют некоторых затрат на их приобретение и понимание, но зато позволяют избежать опасности быть введенным в заблуждение лукавой игрой цифр.

А.Боголепов,

заместитель директора Центра «ExMedia»

Самое читаемое
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
  • Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.Впервые за 25 лет. «Газпром» получил убыток на сотни миллиардов по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.