Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Эти наши интернеты: Как изменился интернет-рынок Екатеринбурга

Стадия бурного роста интернет-рынка в Екатеринбурге закончилась. Его участники констатируют: это закономерно, ведь поменялись и правила. Как изменились расклады на рынке — в материале DK.RU.

Екатеринбург и Свердловская область традиционно относятся к территориям-драйверам в сфере ИТ. Сильные игроки здесь появились задолго до того, как федеральные и международные компании обратили на регион свое внимание. Интернет-бизнес развивался по иному сценарию: у ИТ-компаний 1990-х гг. не было такого взрывного роста, как у веб-разработчиков в 2000-е гг. Теперь бешеный рост интернет-рынка прекратился. Свободных ниш все меньше. Но, как рассказали порталу DK.RU руководители компаний, в условиях экономической глобализации и глубокого проникновения Интернета это компенсируется ростом потенциальной аудитории.

Количество в качество

За последние три года ИТ-рынок Екатеринбурга сделал качественный рывок по всем направлениям, по сравнению с тем, что было 5–7 лет назад, констатирует Борис Лепинских, генеральный директор интернет-магазина E96.RU. Уровень запросов потребителей также возрос:

«Урал вообще сейчас является одним из наиболее развитых региональных рынков в стране — за исключением, конечно, столичных».

Развитость рынка доказывают качество продуктов местных ИТ-компаний, и число успешных организаций, и даже количество создаваемых стартапов, продолжает г н Лепинских. Так, в федеральные рейтинги крупнейших ИТ-компаний России попадают такие организации, как UNIT, УЦСБ, ГК ХОСТ, «СКБ Контур» и «Микротест», среди интернет-магазинов — уже названный E96.RU.

Рынок интернет-рекламы, напротив, в последнее время растет слабо, отмечает директор холдинга 66.ru Евгений Островский.

«Рынок классической интернет-рекламы b2c почти остановился. Все основные услуги сформированы, основные игроки определены. Идет простой планомерный рост всей отрасли. Несколько лет назад рынок прибавлял 50–60% в год, сейчас, думаю, — всего 35–40%. Говорить о действительно революционных изменениях я бы не стал, новых игроков монстров не появляется. Но заметные события в последние два-три года все-таки происходят», — говорит он.

Первое — это мобилизация потребления контента и сервисов:

«Доля трафика с мобильных устройств по некоторым направлениям на портале 66.ru иногда достигает уже 50%. Например, мобильный трафик при чтении новостей — до 40%, погоды и курсов валют — около 50%, при поиске лекарств — за 50%. За год мобильный трафик вырос в два раза, за два года — в четыре».

И продолжает:

«Для привычной в Екатеринбурге интернет-рекламы, баннеров, это, конечно, смертельно. На медийных площадках их обычно три-четыре на страницу. В мобильной версии физически не сделать столько баннеров. Борьба за мобильного пользователя — это отдельная головная боль, в первую очередь из-за будущей монетизации».

Четырехкратный рост мобильного трафика побудил развивать мобильную версию сайта и E96.RU, подтверждает Борис Лепинских.

Интернет пестрит предложениями новых сервисов и опций для бизнеса. На слуху: продвижение в соцсетях (SMM), e-mail-маркетинг, геймификация и пр. На деле, правда, оказывается, что SMM сводится к «накрутке» пользователей-ботов в группы, а «лайки» в соцсетях и увеличение базы подписчиков e-mail-рассылки не приводят к росту финансовых показателей. На Дискуссионном клубе DK.RU обсудили подводные камни продвижения бизнеса в Интернете.

Вторая тенденция, по мнению г на Островского, — сдвиг на рынке интернет-услуг в сфере недвижимости. Прежде всего это связано с продажей «ВымпелКомом» старейшего портала Екатеринбурга — Е1.RU (помимо прочего — крупнейшей в городе площадки объявлений и предложений по жилой и коммерческой недвижимости) издательскому дому Hearst Shkulev Media/ИнтерМедиаГруп в марте 2013 г. Сумма сделки не раскрывалась, по мнению экспертов, она могла составить от 500 млн до 1 млрд руб. Сфера интернет-сервисов для недвижимости долгое время топталась на месте, отмечает глава 66.ru:

«Приход в этот сектор игрока, который хочет зарабатывать деньги, является позитивным событием для рынка недвижимости».

Третья заметная тенденция — технологизация привычных рекламных форматов. Массированная реклама noname-аудитории и мигающие для привлечения внимания картинки все менее интересны рекламодателям и аудитории.

«У нас есть технологический проект «Персотрекер», который собирает информацию о пользователе по всем нашим площадкам. В итоге мы можем показывать рекламу по очень подробному таргетингу», — говорит Евгений Островский.

В целом сегодня вряд ли можно создать успешный продукт в одиночку, необходима сплоченная команда, где успех зависит от каждого, считает директор и владелец хостинговой компании NetAngels Антон Халиков:

«У команды должен быть лидер, который вместе со всеми тянет общую лямку, задает направление развития и тащит команду за собой, понимает как в управлении людьми и процессами, так и в технологических нюансах продуктов или услуг компании».

В случае NetAngels такой прорыв случился в 2013 г., продолжает г-н Халиков:

«Мы отказались от ряда старых услуг и вместо этого развернулись в сторону облачных технологий. Чтобы этот прорыв произошел, мы увеличили штат программистов в 2,5 раза и довольно серьезно пересмотрели подход к управлению разработкой».

Николай Адеев, директор Artsofte, отметил, что его компания пришла к разработке облачных решений для узких сегментов — финансы, интернет-торговля, телеком.

«Также выпустили ряд нишевых продуктов «под ключ» — для автодилеров и агентств недвижимости. Разработка и продвижение должны идти в комплексе. Бесшовная интеграция достигается только в единой экосистеме», — заключил он.

О том, как Николай Адеев создавал кузницу стартапов, читайте на портале DK.RU.

Среди основных трендов в сегменте веб-разработки и продвижения сегодня называют геймификацию, дополненную реальность, виральные механики в соцсетях (например вирусные видео), говорит Алексей Кулаков, генеральный директор Digital-агентства JetStyle. Компании, работающие в этом сегменте, полагают, что некомпетентные игроки будут уходить с рынка, поскольку сейчас они зарабатывают прежде всего на ошибках заказчика. По мнению г-на Кулакова, мобильная реклама, как и SmartTV (концепция «второго экрана») сейчас являются сильно недооцененными направлениями. В целом, по подсчетам DK.RU, весь объем рынка веб- и интернет-услуг в Екатеринбурге за 2013 г. вырос на 30% — до 1,2 млрд руб.

Дорога в облаках

Чтобы выжить в регионе, необходимы две вещи, считает Евгений Островский: первым занять перспективную нишу и удерживать аудиторию, а также быть гибче в работе с клиентами и лучше понимать их потребности.

«Все успешные региональные проекты состоялись исключительно потому, что в какой-то момент оказались первыми в своей нише. Я не знаю ни одного проекта ни в одном из регионов, который бы пришел значительно позже и победил», — говорит он.

«Найди, угадай, почувствуй перспективную нишу. Будь первым. Не останавливайся, — подчеркивает г-н Островский, отмечая, что следствие вышесказанного еще важнее. — Не делай региональный интернет-бизнес сегодня. Если проект нельзя быстро (в идеале — сразу) делать на всю русскоговорящую аудиторию по всему миру — не делай».

Для успешной конкуренции с федеральными и международными корпорациями региональная компания должна, в первую очередь, мотивировать сама себя, полагает Антон Халиков:

«Предлагаемый ею сервис должен быть на максимально высоком уровне. Возможно, у вас нет таких крутых инвесторов, у вас нет денег на шикарные многоэтажные офисы, вы не завешиваете своей рекламой весь мир, но вы должны работать только на отлично».

Крайне важно следить за развитием отрасли и за изменением предложений крупных игроков. Необходимо также правильно распределять свои силы и не пытаться оказывать максимально возможное количество услуг, подчеркивает г-н Халиков. Например, в хостинговом бизнесе главная тенденция — движение в облака: облачные технологии постепенно заполняют все.

«Каждое новое направление деятельности компании рано или поздно потребует серьезных инвестиций для выхода на новый уровень. Региональная компания может оказаться не в состоянии одновременно расшириться в десяти разных направлениях и вложить в каждое из них значительные средства. Поэтому не стоит растрачивать ресурсы», — считает он.

Федеральные и глобальные компании, а также инвестфонды проявляют к региону пристальное внимание — это тоже одна из основных метрик зрелости рынка. После насыщения столиц федеральные интернет-компании идут в первую очередь на Урал. Это очень четкая тенденция, продолжает Борис Лепинских. Так, из домашнего региона сразу в Екатеринбург в 2014 г. пришли новосибирский интернет-магазин «Терминал» и московская компания Arinteg, работающая в сфере защиты информации. «Потому что на столичном рынке почувствовался недостаток денег», — говорит директор Arinteg Дмитрий Слободенюк.

Осенью 2012 г. екатеринбургский интернет-магазин E96.RU объединился с московскими Utinet.ru и Sotmarket.ru — в составе IQ One Holdings. Его основатели Борис Лепинских и Дмитрий Пивоваров сохранили за собой 49% компании. Спустя 1,5 года DK.RU встретился с г-ном Лепинских, чтобы обсудить, получил ли E96.RU ожидаемый синергетический эффект от объединения, какие перспективы компания видит в совместных проектах с офлайн- и онлайн-рителерами, а заодно выяснить, какие настроения царят на интернет-рынке города.

В этот процесс включились даже банки. Одним из интересных стартапов стал проект Банка24.ру — «Кнопка» — сервис информационного, консультационного и банковского обслуживания предпринимателей, включающий интернет-банк, услуги бухгалтера, юриста и ассистента. Идеологом проекта стал Борис Дьяконов — ранее первый зампред банка, а сейчас — предправления.

Екатеринбургские разработчики видеоигр Targem Games стремятся выйти на потенциально многомиллионный рынок, поддерживающий виртуальную реальность. В апреле 2014 г. он объявил о поддержке шлема виртуальной реальности компании Oculus VR (входит в Facebook) для своей онлайн-игры Star Conflict.

«Значительный рывок может произойти в результате появления новых технологий — например шлемов виртуальной реальности с полным погружением», — говорит гендиректор компании Станислав Скорб.

Сильнее всего конкуренция усиливается в сегменте e-commerce — на российский рынок агрессивно зашли глобальные компании: Amazon и eBay из США и китайский Alibaba.com. Отечественные интернет-ритейлеры считают, что конкуренция с зарубежными игроками несправедлива, поскольку они не платят в России налогов, а пользователи могут беспошлинно ввозить из-за рубежа посылки весом до 31 кг и стоимостью до 1 тыс. евро. Впрочем, в начале мая президент Владимир Путин подписал закон, позволяющий правительству устанавливать порог беспошлинного ввоза товаров, ввозимых почтой из-за рубежа. Ранее правительство одобрило предложение Минфина, согласно которому импортировать без уплаты пошлин можно товары стоимостью до $150 и весом до 1 кг.

Но повышенное внимание властей тоже вряд ли пойдет на пользу интернет-бизнесу, полагают ИТ-бизнесмены. Некоторые инициативы уже не находят одобрения в профессиональных комьюнити: например, с 1 августа вступает в силу закон, приравнивающий к СМИ блогеров, чьи страницы посещает более 3 тыс. человек в сутки. Или «антипиратский» закон, позволяющий блокировать сайты за нелегальный контент: по решению суда, но без рассмотрения жалобы по существу.

Стартап-помешательство

Стартап-движение, скалькированное с Силиконовой долины, возникло в России несколько лет назад. В Екатеринбурге идею поддержки стартапов с 2011 г. продвигали венчурные фонды Projector Ventures и RedButton Capital — с портфелем по десять проектов у каждого. К 2014 г. они сбавили обороты. Основатель первого фонда Леонид Волков* уехал в Люксембург и трудится в компании Artec Group, где в настоящее время работает над глобальными стартапами, в том числе связанными с 3D-печатью. Идеологи RedButton Capital разошлись: Евгений Шароварин занимается в основном ИТ-продюсированием. Дмитрий Калаев стал директором акселерационных и образовательных программ Фонда развития интернет-инициатив, причем возглавляет ФРИИ гендиректор компании NAUMEN Кирилл Варламов. Созданная по инициативе президента структура, занимающаяся поддержкой онлайн-стартапов на ранних стадиях развития, в начале 2014 г. запустила региональную кампанию: акселератор стартапов начал работать и в Екатеринбурге. Еще два члена команды RedButton Capital, Алексей Костарев и Сергей Показаньев, сейчас развивают сервис лояльности Giftoman, которая позволяет получать подарки и бонусы при покупке в магазинах.

Конкуренция за персонал, которая еще несколько лет назад была серьезнейшей проблемой, сейчас не так актуальна для ИТ-сообщества, хотя в целом вопрос не исчерпан, рассказывают игроки рынка.

«Ну, есть конкуренция. Но я бы не стал говорить, что она какая-то уж смертельная или особенная. Точно такая же конкуренция, как и за деньги клиента, может, даже слабее. Особых проблем найти людей нет», — говорит Евгений Островский.

В последние пару лет кадровый дефицит значительно снизился, также отмечает Антон Халиков.

«Для нашей компании, думаю, это можно объяснить тем, что, во первых, мы уже достаточно зрелые и известные. Во вторых, мы и сами научились лучше искать нужных нам людей, стали рекламировать себя как работодателя, работать со студентами, с региональными ИТ-сообществами и т. п. Опять же, мы вышли в соцсети и постарались стать еще более открытыми», — говорит он.

Готовых специалистов e commerce в принципе мало: рынок молодой. Выход — в межотраслевой миграции сотрудников: людей приходится переучивать под новые задачи. E96.RU в последнее время стал брать на стажировку студентов технических факультетов — опыт ИТ-компаний в других сегментах показал эффективность этой модели.

По данным «Яндекс.Маркет», в Екатеринбурге и Свердловской области работает 6,7 тыс. интернет-магазинов. Средняя посещаемость 8 крупнейших локальных магазинов составляет 84 тыс. человек в месяц. При этом наиболее посещаемыми среди локальных игроков являются магазины бытовой техники (на них пришлось 62% посетителей), тогда как среди федеральных игроков популярностью пользуются компании со смешанным ассортиментом (64% посетителей). РЕЙТИНГ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ

В 66.ru, впрочем, пытались работать с вузами, но пришли к полному разочарованию, жалуется глава компании.

«Причина в основном одна: там личности в толстенных розовых очках с гипертрофированным самомнением. Пусть они свои розовые очки снимают за чей-нибудь другой счет», — считает г-н Островский.

Примечательно, что недавно Евгений Шароварин, выступая на форуме интернет-предпринимательства ФРИИ в Москве, предложил Владимиру Путину возродить кружки детского технического творчества.

«Эта система могла бы помочь подготовить квалифицированных специалистов и вывести Россию в лидеры одного из самых перспективных технологических направлений — робототехники», — сказал он в разговоре с президентом.

«Спасибо вам большое, Женя, за то, что вы обратили на это внимание», — ответил г-н Путин.

Автор: Андрей Пермяков

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.