Подписаться
Курс ЦБ на 10.12
76,80
89,42

Финансирует и показывает

  Свердловская музкомедия — один из 600 государственных театров, разбросанных по России. От большинства его отличает менеджмент, точнее, его соответствие современным правилам, а еще точнее, готовно

За последние шесть лет Свердловский академический театр музыкальной комедии завоевал двенадцать «Золотых масок» — это самая топовая театральная премия России. Для провинциального коллектива — это высший пилотаж, подобного вне Москвы и Питера не добивался никто. Директору театра Михаилу Сафронову удается монетизировать награды и зарабатывать на постановку четырех новых спектаклей в год.

 

Свердловская музкомедия — один из 600 государственных театров, разбросанных по России. От большинства его отличает менеджмент, точнее, его соответствие современным правилам, а еще точнее, готовность пойти на многое, чтобы вновь и вновь поднимать занавес. Михаил Сафронов называет это «взволновать зрителя» и оговаривается, что это единственный известный ему способ продавать билеты и заполнять зал. На все новые постановки Музкомедия зарабатывает самостоятельно. В год это составляет 30-40 млн руб., плюс спонсорская и меценатская помощь, которую привлекает фандрайзинговый отдел театра, но сумма тут крайне нестабильна. Цена самой дорогой постановки — спектакля «Екатерина Великая» — перевалила за 15 млн руб. В среднем стоимость мюзикла — 3-5 млн руб., ну а постановочный минимум — 800 тыс. руб. Премьерный спектакль способен вернуть инвестиции за год-полтора.

Направить искусство в кассы
Текущую деятельность театра финансирует областной бюджет. Это зарплата артистов и обслуживающего персонала, а также расходы на содержание здания. Образно говоря, Музкомедия — это завод со штатным расписанием на 530 человек. Одни делают шоу и живую музыку, другие строят и монтируют декорации, шьют костюмы, отвечают за свет. До кризиса область выделяла театру порядка 100 млн руб. в год, в 2010-м подписали бюджет в 75 млн руб.
Свои 40% в основной структуре доходов — довольно неплохой результат для учреждения культуры. Ваш основной источник заработка — билетная касса?
— Да, билеты. В этом году я поставил задачу зарабатывать 4,5 млн руб. в месяц. Основную кассу, конечно же, делают премьеры и титулованные спектакли. У нас есть вполне экономическое понятие «поднять занавес». Это значит, сколько я должен заработать за вечер, показав спектакль. Сегодняшний максимум — 263 тыс. руб. И собирает эти деньги «Екатерина Великая» — самый дорогой спектакль, он идет по премьерной цене, мы показываем его два дня (только сутки декорации монтировать надо) 2-4 раза в месяц. Четыре спектакля нам дают миллион в месяц. Для остальных спектаклей у нас есть три градации цены «поднятия занавеса»: 161, 121 и 97 тыс. руб. Если приводить примеры, то это «Мертвые души» (3 раза в месяц), «Принцесса цирка» (1-2) и «Тетка Чарли» (2-3).
Какова структура затрат на подготовку премьеры?
— 60-70% — это создание декораций и материалы. Нам их делает в основном Александр Потемкин1 — великолепный человек и инженер, идею схватывает прямо с листа Ну и понимает, что мы не всегда вовремя финансируем его работу, терпит задержки, как-то выкручивается. Костюмы мы шьем сами. Взять, допустим, «Екатерину Великую» — там 427 костюмов, 300 головных уборов, 400 пар обуви. Вы поймите, в театре работают фанаты. Швея работает не разгибая спины и получает 12 тыс. руб., в этом же диапазоне зарабатывают технические цеха. Я так скажу, все доходы мы тратим на доплаты сотрудникам, новые постановки, проекты. Я связан по рукам и ногам единой тарифной сеткой — зарплату устанавливает государство. Я уже двенадцать лет бьюсь, чтобы подняли зарплату техническим цехам, но безрезультатно, никто не слышит.
Даже по скромным прикидкам получается, что окупаемость спектакля — год с небольшим. В остальное время он работает на прибыль. Весьма неплохой бизнес-показатель.
— Да бросьте! После всех обязательных выплат там остаются рожки да ножки. Каждый спектакль обложен авторскими лицензиями выше крыши. У нас некоторые спектакли с 30% авторских выплат. В среднем расклад такой: 5% — автору произведения, за либретто — 8%, хореографу и композитору — до 5%... Только авторские права режиссера не включают роялти, смешно, правда?! Но если он захочет их получать, я не смогу возра­зить — он просто может отказаться ставить спектакль. Хорошо хоть, что Гоголь — неохраняемый автор и Моцарт тоже. Нам сейчас приходится снять с репертуара «Цыганскую любовь» — там заломили $2,5 тыс. за изменения в либретто и еще 12% с каждого спектакля плюс ежегодный взнос за использование музыки — 1,5 тыс. евро.
В июле мы должны были сыграть премьеру — «Белая гвардия» по Булгакову. В 90-х гг. композитор Марк Минков написал музыку к нему, год назад художники сделали эскизы декораций Но спектакль заморожен. Не можем договориться с родственниками Булгакова и получить согласие на музыкальную постановку. Хотя вариант, который мы хотели ставить, был выпущен еще при жизни Булгакова, а в законе есть строчка, что мы имеем право использовать прижизненную редакцию произведения. И все же сезон мы закрываем мюзиклом «Кошка» по Киплингу.
Я так понял, что модельный спектакль для вас — «Екатерина Великая». Как вы его раскручивали?
— За полгода до премьеры мы провели две презентации. Сперва сняли трейлер на основе репетиционного материала и продемонстрировали его спонсорам, деловой элите города и СМИ. Потом вживую им же показали десять музыкальных номеров из будущей «Екатерины». Двум исполнительницам главных ролей ювелирный салон «Студия Золота» предоставил бриллиантовые гарнитуры на сумму в 22 млн руб. Смех, но за каждой на протяжении всей презентации следил вооруженный охранник.
Нам хотелось имперского размаха, это была очень нервная, но полезная работа. Она существенно подняла, как я это называю, «интеллектуальную капитализацию» театра. Представьте, композитор Сергей Дрезнин за три дня до премьеры еще переписывал партитуру, оркестр должен был сыграть премьеру практически с листа, все страшно переживали. Почему? Накануне мы узнали, что десяток театральных продюсеров из Европы забронировали через Интернет билеты на спектакль и летят в Екатеринбург. Потом поступила информация, что около 40 иностранных изданий будут писать о премьере «Екатерины» — от Figaro до Washington Post. Их помогла привлечь жена Сергея Дрезнина, которая работает в Financial Times. Вы понимаете, как мы волновались! Все прошло успешно, но успех этот трудно повторить.
Насколько я знаю, у вас в репертуаре более 20 спектаклей, вы их тоже отыгрываете или зарабатываете исключительно на премьерах и титулованных спектаклях?
— Премьеры и спектакли с логотипом «Золотая маска» собирают 100% зала. Плановые — 75-80%. Это готовый продукт, там ничего дополнительного не надо: декорации и костюмы есть. Нужно только репетировать. Есть исключения, конечно. Например, «Черт и девственница» у нас идет с 1999 г. при полных аншлагах. Ну или классика, скажем, «Принцесса цирка» — там великолепная музыка, мы не можем ее не показывать и в этом году полностью обновили спектакль. У некоторых постановок название некассовое. Например, на «Крошку» зритель не шел, переименовали в «Скандал по-французски» — аншлаги.
Билеты для VIP-театралов
В этом году театр получил статус автономного учреждения, что позволяет распределять доходы по внутренней смете, а не перенаправлять в бюджет и возвращать обратно через казначейство. Схема дает возможность получать дополнительные деньги. Например, у театра было несколько проектов с парфюмерными сетями «ЛЭтуаль» и «Орифлэйм», с коньячным брендом «Хеннесси». Промоакции, как правило, идут на премьерных спектаклях и приносят единовременно в фонд развития театра порядка 50-70 тыс. руб. Впрочем, по признанию г-на Сафронова, маркетинговые, арендные и «билетные» бюджеты не смогли бы обеспечить новые постановки, не будь у театра спонсоров. Фандрайзингом занимается отдел развития театра. Это три человека, которым помогают все сотрудники Музкомедии, у кого есть полезные связи.
Известно, что, например, в филармонии отдел по работе со спонсорами насчитывает 20 человек. Как вы управляетесь таким небольшим составом?
— А мы и не управляемся. У нас нет возможности содержать такой штат. Филармония в состоянии продавать этот бизнес, а мы нет. Если у них покупают абонемент за 20 тыс. руб., то почему бы его не продавать. У нас гораздо более скромный ценник: самый дорогой билет — 1 200 руб., и практика показывает, что дороже нельзя — не придут.
Странно. На спектакле «Мертвые души» я сидел рядом с Тимуром Горяевым, он тоже с семьей пришел. Потом в фойе мы поговорили — он сказал, что впечатлен постановкой. Думаю, такие люди вполне могли бы составить ядро «друзей Музкомедии», их в городе достаточно.
— Да, он потом говорил, что мы достойны большего, чем в этом городе показывать свое искусство. Я очень хорошо знаю его маму Полину Яковлевну и давно пытался подобрать к нему ключи Но театр его не интересовал абсолютно никак. Говорил, что есть люди больные, более нуждающиеся — им и буду помогать. А вам нет. Вы знаете, самое интересное, что после «Мертвых душ» Тимур Рафкатович буквально через три дня пришел на «Екатерину Великую». Думаю, сейчас с ним можно продолжить разговаривать, поскольку продукт его заинтересовал.
Почему бы тогда не создать на базе театра центр притяжения городской элиты? Организовать какие-нибудь театральные рауты, чтобы VIP могли посмотреть шоу в приятной компании, а потом пообщаться. Или люкс-ложу сделайте.
— Как это классно вы говорите о вещах, от которых у меня уже давно мозги набекрень. Музкомедия — единственный в городе театр, который не строился как театр. Не приспособлено здание для подобных реконструкций. У нас сцена-то не позволяет артистам нормально за кулисы уйти, а вы о VIP-ложе говорите. Хорошо, что хоть помещения «Совкино» удалось отвоевать, а по уму тут надо многомиллиардную реконструкцию делать.
Как тогда выглядит ваша спонсорская схема?
— Есть попечительский совет, который возглавляет Виктор Кокшаров. Мы представляем ему проекты театра, он выносит их на совет, и там они решают, как помочь.
Я знаю, что раньше бизнесмен с визиткой члена попечительского совета Музкомедии мог зайти в кабинет Виктора Кокшарова (тогда еще премьер-министра Свердловской области) вне всякой очереди. Это часть спонсорского пакета?
— Я такого не слышал. Для меня работа со спонсорами выглядит иначе. Ты просишь, когда у тебя готов проект или есть задумка. Тебя выгоняют. Через неделю снова выгоняют. Через две — соглашаются: или от усталости, или потому, что мы нашли какую-то изюминку. И так годами.
Известно, что нынешний областной премьер Анатолий Гредин любит Театр драмы. Как вы с ним договариваетесь?
— Пока никак не договариваемся. Но есть надежда. Виктор Кокшаров, например, любил не только наш театр, но и не пропускал ни одного значимого концерта в филармонии Понимаете, о чем я?!
Понимаю. Помощь в основном оказывают фанаты театра, люди, которые не могут без этой культурной подпитки. Таких единицы. Пожалуй, самый яркий пример — Анатолий Павлов, который недавно получил «Золотую маску» за поддержку театра. Но «Пневмостроймашина» сегодня проходит через процедуру банкротства. Да и вообще очень многие предприятия Урала до сих пор в кризисе. На кого вы рассчитываете?
— Анатолий Иванович — очень показательный индикатор. Но я вижу, что сейчас ему легче становится, по настроению вижу. Во многом благодаря ему мы поставили «Екатерину Великую». Сейчас он договорился со своими партнерами в Минске (завод МАЗ, он ему гидравлику поставляет) о больших гастролях театра. В 2012 г. будем работать в Минске 25 дней, представляете! Тут минимум 20 млн руб. нужно, чтобы вывезти труппу в 190 человек, расходы ложатся на принимающую сторону. А в 2013-м к нам приедет Белорусский академический музыкальный театр.
Я не смогу назвать ни одного бизнесмена, который так хорошо знает наш театр, как Анатолий Павлов и Владимир Кузюшин (гендиректор ЗАО «Уралсевергаз». — Прим. ред.), все последние премьеры театра созданы благодаря этим двум людям.
Может быть, еще Олег Гусев, который тоже интересуется Музкомедией, несмотря на свою любовь к Оперному театру. В общем, есть меценаты, это не единичные случаи. Но я не могу называть их имена, потому что они этого не хотят, просто помогают — кто деньгами, кто советами и связями.
1 Александр Потемкин, владелец компании «Потемкин», производящей промышленные металлоконструкции. Подробнее см. «ДК» № 21 от 4 июня 2007 г.

 

 

Михаил Сафронов
Родился 10 апреля 1949 г. в Ирбите.
Образование: в 1972 г. окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (Минск) по специальности «Режиссер театра»; в 1999 г. окончил Высшую школу деятелей сценического искусства (РАТИ, Москва) по специальности «Менеджер театра высшей квалификации».
Карьера: 1979-1984 гг. — директор Театра юного зрителя; 1985-1996 гг. — начальник Управления культуры администрации Свердловской области; 1996 г. — начальник Управления региональной национальной и культурно-досуговой политики Министерства культуры РФ (Москва); 1986-1999 гг. — директор Свердловского академического театра драмы; с 1999 г. — директор Свердловского академического театра музыкальной комедии.
Семья: женат, дочь.
Увлечения: путешествия, кулинария.

 

 

Свердловский академический театр музыкальной комедии
174 артиста
задействованы в постановках театра
20 тыс. костюмов
в гардеробе театра, из них 5 тыс. в активном использовании
660 мест
зрительный зал театра
30 млн зрителей
посмотрело спектакли театра за 77 лет (32 тыс. спектаклей)
127 млн руб.
составила доходная часть бюджета театра в 2009 г.
5 млн руб.
стоит вывезти спектакль «Екатерина Великая» на премию «Золотая маска»

Самые дорогие спектакли
«Екатерина Великая» — более 15 млн руб.
«Мертвые души» — 6 млн руб.
«Силиконовая дура» — 4 млн руб.
«Кошка» — 2 млн руб.

Самые популярные спектакли
(стабильно 100% заполнение зала)
«Екатерина Великая»
«Мертвые души»
«Силиконовая дура»
«Тетка Чарли»
«Черт и девственница»
«Как вернуть мужа»
«Принцесса цирка»

Спектакли-долгожители
«Тетка Чарлея» (1977 г.) — 600 спектаклей за 10 лет, новая постановка — «Тетка Чарли» (2009 г.) — 25 спектаклей за полгода
«Принцесса цирка» — 323 спектакля за 19 лет
«Приключения Буратино» — 239 спектаклей за 20 лет
Источник: Свердловский академический театр музыкальной комедии.

 

 

Почему «Екатерина Великая» не завоевала главную «Золотую маску»
Я не хочу оправдываться. Не дали «Маски», значит, спектакль не показался жюри, значит, недостоин. Отчасти мы были к этому готовы. Наверное, по столичным меркам мы оказались слишком напористыми и самоуверенными. Я осмелился арендовать площадку московской «Новой оперы» на четыре спектакля. Из них организаторы оплачивали один день, но везти труппу на один спектакль нерентабельно. Накануне мы сами заклеили Москву афишами и получили подтверждение от жюри, что контрольным будет четвертый вечер. Началось все с того, что нам дали полдня на монтаж декорации и прочую подготовку, т. е.  в два раза меньше. Вдобавок изменили планы премии — жюри пришло на премьерный спектакль. Караул! Мы не успели порепетировать, не отстроили ни оркестр, ни свет Спектакль по нашим меркам вышел провальным. «Маски» получили только за костюмы и лучшую женскую роль. Хотя в остальные три вечера московская публика ревела от восторга и долго-долго аплодировала стоя. Поверьте, вот так сыграть три спектакля в Москве непросто. Если бы жюри пришло, как договаривались, лучший спектакль был бы нашим.
«Маска» нас любит, но и опасается. Это внутренние интриги премии. Я потом понял, что в 2009 г. она должна была достаться «Коньку-Горбунку» МХТ им. Чехова. Художественный руководитель театра — Олег Табаков, а это тяжелая артиллерия. Непонятно, почему драматический спектакль с музыкальными номерами приравняли к мюзиклу Но как поют драматические актеры и артисты музыкального театра — это, слава богу, небо и земля.
В этом году на «Маске» порадовались, что не будет такого тяжеловеса, как наш театр. Зато в 2011-м мы надеемся привезти «Мертвые души» и тогда посмотрим — кто кого.

 

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.