Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Где персонал лучше? У конкурента. Но стоит переманить, и персонал будет управлять вами»

«Что делать с конкурентами? Кто-то говорит — похоронить, кто-то — дружить. Я ни с кем не хочу преднамеренно дружить. Но я буду влиять на рынок так, чтобы под меня подстраивались» — Владимир Мотчаный.

Владимир Мотчаный начал профессиональный путь в 12 лет со стрижки баранов в деревне. Сегодня его фамилия — это бренд, известный в Екатеринбурге, России и Европе. Мотчаный развивает четыре салона красоты, школу-студию и специализированный магазин профессионального оборудования для парикмахерских салонов.

На встрече с участниками бизнес-клуба «МАГНАТ» Владимир Мотчаный поделился личными историями, предпринимательским опытом и мыслями о том, что важно учитывать для достижения серьезных результатов в своем деле.

Владимир Мотчаный,  владелец сети «Салоны красоты Мотчаного» и «Студии парикмахерского искусства Мотчаного»:

Про детство

— Ну, наверное, как у многих. Родился в деревне, бедная семья. Папа умер, когда мне было три года. Трое детей в семье. Как-то выживать надо было. Здоровье у меня было очень плохое, дети в школе шутили: мол, Мотчаный скоро помрет. Потому что я не учился практически, по полгода лежал в больнице.

И в такой ситуации неважно, большой ты или маленький. Срабатывает инстинкт самосохранения. Где еще он срабатывает? Когда вас начинают прессовать со всех сторон и неважно, как: психологически, экономически, или это делают ваши же кадры.

Я еще тогда, в детстве, понял: чтобы держаться на плаву, нужно что-то уметь делать — или мозгами, или руками. И в 12 лет начал стричь баранов в деревне. Почему-то тетка моя уже тогда решила, что я стану парикмахером. Видимо, очень хорошо баранов стриг.

Про цели

— В 16 лет я поступил в училище и на первом курсе пошел на конкурс парикмахеров. Посмотрел на все это и удивился: ребята, такие же молодые, как я, участвуют в конкурсах, делают великолепные стрижки и прически, занимают призовые места. И я подумал: а я ведь такой же, как они, ничем не хуже. Надо просто подучиться. И тогда я поставил себе задачу — стать номером один в Екатеринбурге.

О чем бы мы с вами ни говорили, мы одинаковые, понимаете? Просто у каждого есть свои задачи и свои цели. Вопрос, как относиться к тем задачам, которые перед вами стоят. Самое главное, я еще на первом курсе поставил перед собой не только цель стать номером один, но и срок, когда это будет. Если нет понятных сроков, где ты хочешь быть завтра или через год, тяжело ставить задачи, которые ведут к цели. Поэтому ставьте понятные сроки. Это обязательно.

Про решение проблем и психотипы

— Ко мне постоянно приходил на стрижку один молодой человек. И мы как-то разговорились с ним, подружились. Он рассказывал мне из психологии многое: какие психотипы бывают, как люди реагируют на разные ситуации, и в целом про поведение людей. Так прошло несколько лет. И как-то раз он приходит ко мне в форме и с большими звездами на плечах. Оказалось, из органов, занимался распознанием психотипов в преступном сообществе. Работал в психбольницах, в тюрьмах.

А когда я открыл свою первую компанию, он приходил ко мне, я делился какими-то своими заботами, и он мне советовал — про персонал, например: такие-то люди, с таким-то психотипом мне нужны. Я первое время с недоверием относился. Ну как можно так поверхностно решить, как к человеку относиться или стоит ли принимать его на работу? К тому времени у меня уже работало человек 50, и этот мой товарищ мог на кого-то посмотреть и сказать, сколько он проработает в компании, чего от него можно ожидать. Кто лидер, а кто будет прятаться за спиной лидера. И удивительно, все, что он говорил и советовал, сбывалось. Поэтому я и сам начал изучать психотипы, искать инструменты в психологии, учиться работать с разными типами людей, управлять ими без конфликта. Очень полезное дело.

Про управление командой

— Когда у меня появился первый салон, я очень хорошо зарабатывал. И тогда у меня возникла идея сделать свое, ну, скажем так, коммьюнити. Стал покупать квартиры. Купил со временем пять квартир, начал нанимать и приглашать специалистов из других городов, со всей России. Это решение стало началом той системы, которую я называю «мотивационный профиль». Откуда оно пришло? От того самого товарища, который занимался распознанием психотипов. Потому что он рассказывал мне, как избежать манипуляций, как общаться с шантажистами, как вести себя в стрессовой ситуации и так далее.

И что касается бизнеса, я очень рано понял, что в персонал нужно вкладываться. Это очень важно.

Открыться сейчас — не проблема. Зарегистрировали компанию, закупили оборудование, начали работать, наняли персонал. Где лучший и подходящий персонал? У конкурента. Если берете персонал у конкурента, нужно предлагать больше денег и лучший соцпакет.

С таким подходом со временем получается, что не вы управляете бизнесом и персоналом, а персонал начинает управлять вами и бизнесом. Пригласили ведущего специалиста, а ему что-то не понравилось — он заявление на стол, и пошел.

Я тогда многое начал делать для того, чтобы персонал работал только на меня и не уходил к конкурентам. Предоставлял бесплатное проживание. Сотрудники не платили даже за коммунальные услуги. Потом нанял для сотрудников салона повара, доктора, обеспечивал бесплатное образование, бесплатный инструмент, давал подъемные.

Конкуренты пробовали переманивать мой персонал, но у них ничего не получалось. Даже несмотря на то что я платил мастеру, например, 20%, а конкурент обещал 30%. Неинтересно было моим специалистам уходить.

Про конкурентов

— Вы обучили персонал. Персонал у вас крутой. Охотников на ваш персонал — весь город. И вот в 1997 году заходит на рынок новая компания и говорит: «Мы откроем 100 салонов в течение года». Причем, хорошие салоны собираются открывать, и уже открывают. И не 30 квадратов, а минимум 100. И еще такие условия и процент предлагают, что все сотрудники всех салонов начинают постепенно к ним переходить.

А я как раз прилетел из Лондона, обучался там у специалистов, договаривался, как их к нам привезти, чтобы мои сотрудники у них квалификацию прошли. Прихожу в салон, а ко мне очередь на увольнение из 50-ти человек: конкурент предлагает им комиссию 40% против моих 25%.

И что делать? Уволить? А как быть с квалификацией? Столько времени нужно, чтобы вырастить ведущего специалиста, минимум год…

Когда я увидел, как все стоят гуськом с заявлениями, я сказал: «Заходи по одному!». И, ничего не говоря, сразу подписывал: уволить. Возвращал заявление и спрашивал, почему человек увольняется. Ответ один и тот же: у конкурента больше платят. Тогда спрашивал: а что еще лучше у конкурента? — А больше-то и ничего. Отлично, говорил я: ты хочешь там больше зарабатывать или получать хотя бы не меньше того, что они предлагают? Тогда давай посчитаем. И тут же просчитывал, сколько нужно добавить, чтобы сотрудник получал больше, оставшись у меня. Но увеличивал не проценты, а стоимость услуги по прайсу. Так сохранил команду.

Что делать с конкурентами? Кто-то говорит — похоронить, кто-то — дружить. Я ни с кем не хочу дружить преднамеренно, не хочу в душу лезть и так далее. Но я буду влиять на рынок так, чтобы мои конкуренты смотрели на меня и подстраивались. А что я делаю? Приглашаю лучших специалистов мира обучать моих мастеров. Еще договариваюсь с персоналом так, что если они идут учиться и повышают квалификацию, то я автоматом поднимаю стоимость их услуг. То есть если мы пересчитаем на количество клиентов, которое обслуживает специалист, получится, что у него заработок в месяц вырастет, условно, на 10%. Плюс, например, прошу администратора в первую очередь ставить клиентов тем, кто прошел обучение. У них ведь квалификация выше, стоимость услуги выше, и запись к ним должна быть в первую очередь.

Резюме

— Самое главное, что хочется сказать. Не нужно никакого насилия, не нужно никого напрягать. Все должны выигрывать. Нужно создавать условия, чтобы люди чувствовали заботу, отношение. И если вы хотите круто работать, всегда давайте «обмен с превышением». Это лучший PR. Когда вы можете дать чуть больше или сверх того, что обещаете и о чем договариваетесь. Это фантастический инструмент. И не бойтесь делать по-другому, не так, как делают конкуренты. Будьте созидателями, а не разрушителями. Тогда и результаты будут выдающимися, а не плановыми. И люди о вас будут говорить. И бизнес у вас будет с человеческим лицом. С вашим лицом. А это очень ценно, когда не стыдно клиенту в глаза посмотреть.

Бизнес-клуб «МАГНАТ» проводит встречи с ViP-гостями каждую неделю. Условия вступления — на сайте клуба.

«Где персонал лучше? У конкурента. Но стоит переманить, и персонал будет управлять вами» 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.