Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Глобальный офис»: движение к виртуализации

        Эксперты рассказали, что «глобальный офис» — это комплекс решений, направленных на виртуализацию целого ряда бизнес-процессов. Электронная цифровая подпись, аудио- и видеотелефония, интелле

Онлайн-сервисы и веб-приложения стремительно входят в повседневную жизнь современного человека. Если раньше они носили скорее развлекательно-прикладной характер, то теперь SaaS-технологии (SaaS — дословно «софт как сервис») все активнее внедряются в деловую сферу. Участники Дискуссионного клуба «ДК» уверены, что уже в ближайшие пять лет проникновение ИТ в бизнес-среду будет носить массовый характер.

 

 

 

Участники
Александр Беляков коммерческий директор компании «Сеть цифровых каналов»
Инна Бзарова коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС-Урал»
Алексей Бутаков директор по развитию бизнеса компании Softline в УрФО
Илья Васкецов коммерческий директор макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком»
Андрей Пилипец директор по продажам корпоративному сектору холдинга «ЭР-Телеком»
Василий Тюменцев директор по ИТ ОАО «Свердловэнергосбыт»
Сергей Шестопалов ИТ-директор ГК «Автоплюс»

 

Эксперты рассказали, что «глобальный офис» — это комплекс решений, направленных на виртуализацию целого ряда бизнес-процессов. Электронная цифровая подпись, аудио- и видеотелефония, интеллектуальная система безопасности, мобильный call-центр — все это и многое другое уже сейчас находится на вооружении у российских компаний. Пока широкому внедрению «глобального офиса» в нашей стране мешает консерватизм управленцев и отсутствие грамотного консалтинга. В то же время рынок SaaS становится все более конкурентным.

Особенности национального предпринимательства
Российский бизнес консервативен по определению, считают эксперты: отказаться от бумажного документооборота, перевести совещания в режим видеоконференций, обеспечить сотрудникам возможность работать дистанционно — с момента принятия решения до его реализации может пройти много времени. Все дело в том, что «глобальный офис» предполагает совершенно иной способ организации бизнес-процессов, к которой представители бизнеса предъявляют свои требования. По словам Сергея Шестопалова, ИТ-директора ГК «Автоплюс», бизнес-процессы должны быть полностью формализованы и гармонично вписаны в информационную структуру предприятия. «Многие методы управления традиционны — проведение совещаний, планерок и прочие хождения из кабинета в кабинет. То есть такие процессы не предусмотрены в локальных информационных системах или не формализованы», — отметил г-н Шестопалов. Неудивительно, что переход на новые рельсы ведения бизнеса пока принимается в штыки многими руководителями. Но ситуация будет постепенно меняться, уверены участники Дискуссионного клуба. Ускорить этот процесс поможет работа с управленцами. Эксперты убеждены: принципы «глобального офиса» не получат массового распространения без грамотного консалтинга — потенциальному заказчику нужно наглядно показать все преимущества новых технологий. «Предприятие порой просто не видит необходимости в покупке и внедрении комплексных систем автоматизации процессов, создании единого информационного пространства и единого пула телефонных номеров. Коммуникационные задачи руководители пытаются решать с помощью простейших бесплатных сервисов — e-mail, ICQ, Skype. Перевести документы — счета, кадры, бухгалтерию — в электронный вид и работать с ними онлайн и дистанционно решится тоже не каждый. Низкий уровень лояльности, отсутствие компетентных специалистов и информации о преимуществах и другие барьеры значительно замедляют развитие бизнеса в целом. К переменам готов не каждый управленец, поэтому необходим грамотный консалтинг — рассказать, показать и научить» — таково мнение Александра Белякова, коммерческого директора компании «Сеть цифровых каналов».
По словам Ильи Васкецова, коммерческого директора макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», руководители также должны четко представлять всю структуру оптимизации бизнес-процессов. Эксперт обрисовал стандартную модель внедрения принципов «глобального офиса» в организациях: «Возьмем для примера предприятие, которое работает на территории всей страны. В определенных географических точках у него располагаются офисы, которые формируют большую филиальную сеть. Внутри сети необходимо организовать управление, связь, кадровый учет и т. д. На этом предприятии есть сотрудники, которым удобно получать заказы вне рабочего места или выполнять задания вне офиса. А еще есть руководители, которые вынуждены совершать частые перелеты, но всегда должны быть в курсе текущих дел и оперативно принимать решения. Все это возможно реализовать в рамках «глобального офиса».
От крупного бизнеса — к малому
Как ни странно, но идея «глобального офиса», который стал визитной карточкой крупного российского бизнеса, изначально была реализована на малых предприятиях в США. Именно они нуждались в типовых сервисах для комплексной автоматизации своих задач. За небольшие деньги бизнесмены получали эффективные решения, сокращая издержки (основной принцип SaaS заключается в том, что весь массив информации берет на себя поставщик услуг, ликвидируя необходимость содержать серверную инфраструктуру в офисе заказчика).
Так в середине 2000-х гг. технологии, базирующиеся на SaaS, получили широкое распространение за океаном. Со временем и у крупного американского бизнеса появилась потребность в «глобальном офисе» — задачи разработчиков усложнялись, поскольку для каждой конкретной компании теперь требовались уникальные сервисы. Рынок начал набирать обороты.
В России ситуация развивалась противоположным образом: первыми пользователями «глобального офиса» стали крупные предприятия — они были готовы платить за разработку и внедрение уникальных сервисов. Автоматизация бизнес-процессов стала даже своего рода их конкурентным преимуществом. В то же время комплексных типовых решений для малого бизнеса российские ИТ-компании предложить тогда не могли — такие разработки появились на рынке только в последние годы. Однако сегодня становится очевидным, что основным потребителем услуг по внедрению «глобального офиса» в России станет все же малый бизнес.
По словам Алексея Бутакова, директора по развитию бизнеса компании Softline в УрФО, то, что происходит сейчас в США, повторится у нас уже через 3-5 лет. Так сложилось исторически — Россия всегда опаздывает, и это дает преимущества. «В Америке самый популярный сервис, который развернут в SaaS, используется и в малом, и в крупном бизнесе, это CRM-системы. Например, объем продаж компании Salesforce, которая является признанным лидером на рынке SaaS-решений, в разы превосходит те суммы, которые заработал Microsoft на CRM в традиционной модели за всю свою историю. Почта, голосовая связь, видеоконференции, чат, портальные решения, управление задачами — эти сервисы нужны всем и всегда. Добавьте к ним онлайн-бухгалтерию, и вы получите уникальное комплексное решение, которое будет пользоваться огромной популярностью и в США, и в России», — уверен эксперт.
Бизнес-процессы неизбежно переходят в онлайн-режим
Только в одной Свердловской области в настоящее время более 4 тыс. компаний успешно используют «глобальный офис» для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов — оценивают эксперты.
«За примером далеко ходить не надо. Скажем, мы заказываем такси: оператор принимает вызов и с помощью мобильного сервиса передает запрос водителю, который находится в том же районе, откуда поступил заказ. Или возьмем другой пример: сотрудник финансового учреждения принимает заявку на кредит прямо в торговом центре, при этом вся информация передается через Интернет и обрабатывается в банке», — объяснил Андрей Пилипец, директор по продажам корпоративному сектору холдинга «ЭР-Телеком».
Инструменты «глобального офиса» сегодня применяют не только финансовые структуры, но и крупные промышленные компании, а также государственные учреждения. Практически все торговые организации используют те или иные решения и сервисы для выполнения ключевых операций: приема, отгрузки, инвентаризации и т. д. Электронные системы биллинга, которые находятся на вооружении управляющих компаний и ТСЖ, также являются SaaS и работают в рамках «глобального офиса».
«Большую популярность набирают сейчас так называемые сервисы «легкой оплаты» — услуг связи, ЖКХ, штрафов — с помощью мобильных гаджетов. Все это используется и на предприятиях. Главное преимущество мобильных платежей состоит в том, что такие операции можно проводить в любое время, где бы ни находился абонент, а платить через телефон можно как с банковского, так и с мобильного счета», — уточнила Инна Бзарова, коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС-Урал».
«Глобальный офис» от первого лица
Приглашенные ИТ-специалисты екатеринбургских компаний поделились с участниками Дискуссионного клуба «ДК» своим опытом по внедрению принципов «глобального офиса». Так, ОАО «Свердловэнергосбыт» использует ряд сервисов, обязательных для любого крупного бизнеса, — электронный документооборот, видеоконференции, корпоративный портал, технологию active directory и т. д. «Помимо типовых решений мы применяем и собственные разработки. Например, с помощью SaaS мы нашли способ взаимодействия с клиентами — открыли «Личный кабинет» для физических лиц», — рассказал Василий Тюменцев, директор по ИТ ОАО «Свердловэнергосбыт».
В рамках встречи были приведены и другие примеры использования «глобального офиса», в том числе и с развитой филиальной сетью. Г-н Шестопалов рассказал о том, что ГК «Автоплюс», состоящая из десяти офисов, объединена в общую сеть. Девять из них дислоцируются в Свердловской области, удаленный филиал расположен в Омске. При этом сотрудники управляющей компании могут комфортно работать, находясь не только в любой точке интрасети, но и за ее пределами. Для этих целей настроены сетевые сервисы — электронная почта, электронный документо­оборот, удаленные рабочие столы.
Не разделяй, но властвуй
Ситуация на российском рынке уникальна тем, что разработчики программного обеспечения объединяются с операторами связи и предлагают совместные решения по комплексной автоматизации бизнес-процессов. Эти условия диктует рынок.
«Тенденция на сегодняшний день такова, что для потребителя менее значимую роль играют названия компаний, бренды и тем более технические особенности. Цена, функциональность, качество и простота использования — вот что главное для него. Поэтому сегодня взаимовыгодное партнерство очень актуально», — пояснил г-н Бутаков.
Г-жа Бзарова поддержала коллегу, добавив, что новые услуги позволят крупнейшим операторам связи закрепить свое место на рынке. «Мы прекрасно понимаем, что телеком должен обеспечивать в первую очередь качественную связь. Однако клиентам теперь хочется получить не только связь или Интернет, но и весь комплекс решений. Поэтому мы работаем в интеграции с разработчиками софта», — за­явила она.
Такая форма работы, по словам г-на Васкецова, выгодна всем сторонам процесса. «Есть разработчики софта, которые хотят получить доступ к 4-5 миллионам абонентов. И есть операторы связи, у которых обслуживаются эти 4-5 миллионов. Заработать хотят и разработчики, и операторы. Единственный путь — это объединить усилия, и тогда каждая из сторон успешно реализуется, а общие клиенты останутся довольными», — уверен эксперт.
«Глобальный офис» будет востребован в любой организации
Подводя итоги, участники дискуссии констатировали, что в течение ближайших пяти лет внедрение «глобального офиса» перейдет из разряда исключений в разряд правил. Потенциал есть и у малого, и у крупного бизнеса.
Чтобы «глобальный офис» получил массовое распространение, необходима совокупность как минимум еще двух важных факторов. Во-первых, гарантированное обеспечение качественного доступа в Интернет. Во-вторых, рост количества мобильных устройств с доступом в Сеть. Чем их больше — тем больше будут востребованы способы удаленной работы, считают эксперты.
«Информации много, и сейчас с ней невозможно работать другим образом. Один выпуск газеты New York Times содержит в себе информации больше, чем в XVIII веке человек получал за всю жизнь. Сегодня успех бизнеса заключается не только в доступе к информации всегда и везде, но и в умении оперативно и правильно воспользоваться нужными данными из всего потока, транслируемого в Сеть. Будут развиваться стандартные сервисы для малого бизнеса, в то же время крупный бизнес потребует для себя индивидуальных решений. Поэтому рынок SaaS в России станет сегментированным — кто-то займет «малую» нишу, кто-то предпочтет крупных клиентов», — полагает Алексей Бутаков.
Что касается прогноза относительно того, в каких отраслях будет востребован «глобальный офис», то, по словам Ильи Васкецова, в первую очередь это финансовые структуры: банки, страховые компании, биржевые операторы. «Они более подкованы в вопросах экономии, у них есть потребность работать дистанционно. Остальные отрасли подключатся чуть позже. Следующими после финансистов будут логистические и транспортные компании. Третьим эшелоном пойдут непосредственные производители», — подытожил г-н Васкецов.
Несмотря на то что участники Дискуссионного клуба в результате обсуждений по ряду вопросов пришли к общему мнению, этот общий знаменатель остается условным. Уже сейчас ИТ-компании и операторы связи предлагают своим клиентам широкий спектр услуг. Но главные достижения в автоматизации и оптимизации бизнес-процессов — еще впереди.

 

Самое читаемое
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Минобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузыМинобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузы
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.