Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Гнобить сейчас просто немодно, травли нет». Учитель из поколения Y — о сегодняшней школе

«Чем менее идеальна школа, тем, может быть, лучше для дальнейшей жизни ребенка. Ведь справедливости там мало, и детей нужно к этому готовить. Я сам иногда ставлю оценки несправедливо, как в жизни».

Михаил Фисталь, учитель МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов в Екатеринбурге:

— После окончания истфака УрГУ я десять лет строил карьеру в разных сферах бизнеса — был наемным менеджером, достиг многого из того, что хотел, в частности, в плане финансов, и захотел радикально сменить сферу деятельности — чтобы это уже была история не про деньги, а что-то большее.

Образование позволяло стать учителем, так что с ноября 2017 г. я веду историю и географию в обычной екатеринбургской школе. С того момента у меня радикально изменилось течение времени: оглядываюсь на неделю, а кажется, что прошел месяц. Раньше так бывало только в отпуске, а сейчас — на работе, и это позитивное изменение. Жизнь стала более насыщенной. Конечно, опыт мой еще весьма скромен, но я смотрю на современную образовательную систему свежим взглядом, многое замечаю и понимаю, что мои прежние представления о разных школьных нюансах постепенно меняются. 

Например, когда я только устроился, в голове у меня были стереотипы о сегодняшних детях. Я судил по своему школьному опыту и ожидал, что мои ученики будут такими же, как я и мои одноклассники, которые учились с 1992 по 2003 гг. Но почти сразу я понял: дети изменились. Видимо, в 90-е психологическая атмосфера в стране была более давящая, да и в целом социально-экономическая обстановка была не из лучших, очень многим приходилось выживать — и родителям, и их детям, поэтому ученики тогда вели себя менее цивилизованно. Сейчас я не вижу, чтобы кто-то кого-то гнобил — травли нет. И даже если в класс приходит неуверенный в себе новичок, с лишним весом, например, остальные его принимают и пытаются поддержать. Травить сейчас просто немодно, и если кто-то попытается это делать, его осудит коллектив. Конечно, драки есть, но — между равными.

Кто-то может сказать, что я просто не все вижу, но дело в том, что ребята меня не особенно стесняются — я не всегда хорошо держу дистанцию, и при мне они довольно свободны.

Также меня удивило, что в школе много детей-иностранцев — и из ближнего зарубежья, и из дальнего, вьетнамцев, например. Большинство, конечно, родились здесь, свободно и без акцента говорят на русском. И национальный вопрос в школах не стоит, люди из разных культур чувствуют себя своими, их принимает общество. Бывают шутки на национальную тему, но они не обидные, между друзьями.

Я думаю, дело в том, что быть националистом в классе, где учится сразу несколько иностранцев, довольно сложно. Потому что среди них один задира, другой просто старательный ученик, а еще один — одаренный и талантливый. Так же, как и среди всех остальных. Стало быть, эти ребята такие же, как все, и ученикам это видно и ясно. У них не формируются националистические предрассудки.

Также деление на бедных и богатых стало все-таки менее значимым — как и все материальное в современной жизни. Хотя у ребят из менее обеспеченных семей встречается чувство социальной неопределенности или безвыходности, многие чувствуют, что возможности и перспективы зависят от них, а не от статуса родителей, и соответственно оценивают других.

Интересно и то, что дети политически более активны, подкованы и ориентированы — хотя больше социально. В прошлом году девятиклассники на перемене спорили, пойти ли им на митинг, поинтересовались моим мнением. Я их предупредил: акция протеста не разрешена, стало быть, им туда ходить не стоит. Потому что у них еще есть ответственность перед родителями. Но, думаю, это окончательно утвердило их в решении посетить акцию протеста. Сейчас мы с одним учеником организовали исследовательский проект с опросом всех старших классов по широкому кругу политических вопросов.

Я думаю, когда сегодняшние школьники выйдут голосовать, действующим властям как минимум придется перестраиваться. Дети свободнее и независимее, вся информация им доступна в любой момент, и им не навязать даже бога или тот же линейный патриотизм простыми формулами с тезисами наподобие «нам лучше знать».

Тем более, они больше стремятся к индивидуальности и непохожести, причем вовсе не внешней, материальной, а внутренней.

Вообще мне кажется, что дети сейчас имеют более высокий уровень развития, и особенно — в коммуникативном плане. Хотя вроде бы не должны, ведь все больше они общаются в гаджетах. Но, тем не менее, они и на улице гуляют, и в гости друг к другу ходят и вообще очень много общаются без телефонов. Значит, катастрофы не произошло. Кроме того, кажется, что они должны знать меньше, чем прежние поколения в их годы — это логично. Ведь они не мотивированы на знания, потому что сведения не надо накапливать, информация стала гораздо доступнее. Но. Школа требует с них те же знания, что и с нас — она не особенно изменилась в этом плане. Оценки они получают за те же самые теоремы, стихи и прочие задания. И дети школе все это выдают. А новые измерения их жизни дали им более высокую адаптивность, может быть, даже скорость мышления.

Они живут в эпоху, когда уже не нужно думать о выживании, значит, можно развиваться. Материальные ценности, будучи удовлетворенными, отступили на второй план. Может быть, из-за этого несколько меньше конфликтов, даже меркантильности, немного больше внимания проблемам общества. Этому способствует и более высокая осведомленность о наиболее острых и заметных вопросах — ввиду радикально возросшей доступности информации.

При этом сама школа тоже меняется, и довольно серьезно. Во-первых, на зарплату учителя уже можно выжить, она не ниже, чем у других — я говорю об офисной или какой-то базовой работе, впрочем, может быть, менее квалифицированной и тяжелой.

Соответственно и преподавательский состав становится моложе, да и сам федеральный образовательный стандарт сильно изменился: в нем жестко расставлены акценты. Лейтмотив ФГОСа — творческий, инновационный подход, ролевые игры вместо классических уроков и т. д. Все это совершенно точно требуется с учителей, и для этого есть много дополнительных курсов. Я сам такие проходил.

Но учителя, включая меня, разумеется, отстают от перемен в сфере. Потому что новые форматы сложнее, требуют гораздо более широких навыков, тем более, они объективно более рискованные, хотя и отдача в случае успеха выше. Я постоянно придумываю и ввожу в практику новые формы уроков, но нередко такие занятия в той или иной степени выходят из-под контроля. И могут оказаться чересчур далеко выводящими из зоны комфорта — для отдельных учеников. А у учителя нет массы таких попыток, иначе не успеешь выполнить программу.

Но все равно кое-что удается. Я, например, люблю смешивать знания — на уроке географии ухожу в физику, биологию, обществознание. Неожиданно увожу тему в другие сферы. ФГОС, кстати, тоже ориентирует учителей на метапредметные связи, и очень настойчиво. И если делать это интересно, в большинстве случаев сразу видно, что интерес детей заметно увеличивается, а программа становится насыщеннее.

Также я всегда во время классического урока загадываю загадки на пятерку. В них должна быть логическая цепочка, и чтобы ее выстроить, ученику нужен базис, который я даю ранее. Например, после наблюдения за учениками в столовой я задавал им загадку в рамках темы «рыночная экономика»: каким образом то, что они не доедают, может сказаться на детской смертности в Тропической Африке? Для полного ответа нужна цепочка из пяти звеньев — приходится отвечать всем вместе. Это увеличивает внимание, и даже те, кто учится совсем без интереса, падки на загадки.

Они же очень вовлекаются в игры по типу «Что? Где? Когда?», в которых я всегда засчитываю только верные ответы и призываю как можно больше ошибаться — чего почему-то привыкли бояться многие дети. Еще люблю игры дискуссионного типа с борьбой мнений, особенно если я даю островатую тему и полную свободу подачи, включая театрализованные представления или рэп-баттлы. В общем, я больше ориентируюсь на коллективную работу, мышление, работу с фактами — пусть и неизбежно в ущерб основной программе. 

И мне очень нравится именно эта свобода — учителя могут сами выбирать форму и содержание своих уроков. По-моему, это главное достоинство профессии. Для моего поколения Y очень важно быть свободным, и я это получил в школе.

Здесь даже бюрократии не так много — по крайней мере, пока у меня нет классного руководства.

Вообще я все больше склонен считать, что школа — это не только место обучения. С этой точки зрения ее формат не идеален, конечно. Домашнее обучение в плане образования будет более эффективным для ученика любого уровня мотивации. Но я читал, что «домашние» дети в итоге становятся более развитыми, но менее адаптированными. А ведь жизнь состоит из взаимодействия с людьми, и им тяжело вживаться в коллектив. Конечно, можно организовать свой бизнес, но все равно там будут наемные работники — те же партнеры, которые продают свой труд, внимание и энергию. За деньги, и не только.

И если человек не сможет с партнерами говорить на одном языке, придется либо сильно им переплачивать и быть нерентабельным, либо довольствоваться немотивированными работниками, что еще хуже. Даже если ты фрилансер, у тебя есть клиенты, с которыми получается какое-то партнерство. То же самое в личной жизни. И вот как место социализации формат школы, пожалуй, гораздо более оптимален. 

Причем чем менее идеальна школа, тем, быть может, лучше для дальнейшей жизни. Ведь справедливости там мало, и детей нужно к этому готовить.

Я сам иногда ставлю оценки как в жизни: за первое место в игре вся команда получает пятерки, за второе — четверки, за третье — тройки. Проигравшие возмущаются: «Несправедливо! Ведь я-то все знал и отвечал верно, это команда проиграла!».

На что я говорю, что в жизни человек тоже имеет отдачу от своей работы, но он также член многих коллективов — от семьи до общества в целом. При этом добавляю или вычитаю балл за индивидуальную работу. Но только балл. Могу позволить решать эти вопросы команде, и она иногда решает по справедливости, а порой — по потребности в нужной оценке отдельных учеников. Такие вопросы решаются обычно быстро и бесконфликтно: командно! 

Конечно, прогресс в подходе к образованию не радикальный. И нужны ли революции в этой сфере, я не знаю. Ни одна система образования, даже более развитая, не ушла принципиально от нашей, есть лишь отдельные новации. Сам я, если честно, тоже едва ли смогу придумать альтернативу. Возможно, стоит перенимать какие-то передовые зарубежные практики — в порядке экспериментов, если получится удачно — распространять опыт по всей системе. Но этот процесс, конечно, не будет быстрым.

«Гнобить сейчас просто немодно, травли нет». Учитель из поколения Y — о сегодняшней школе 1
Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.