Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Громкие провалы на загородном рынке Урала. Почему федеральные проекты-гиганты не взлетели?

«У меня много друзей, которые имеют бизнес за границей. Так вот в кризис они подняли задницы, приехали, возглавили компании и вытащили их. А потом передали обратно в руки управленцам».

На этой неделе стало известно о планах челябинской АПРИ «Флай Плэнинг» выйти на рынок Екатеринбурга — соседи заявили об амбициозном замысле: построить здесь клубный поселок с объемом инвестиций около 4 млрд руб. Известно также, что в планах девелопера старт проектов в Москве и Санкт-Петербурге — в столицах предполагается строительство схожих малоэтажных поселков клубного типа.

Любопытно, что ранее с проектами грандиозных по масштабу поселков в Екатеринбург заходили два федеральных игрока. Оба располагали серьезными финансами, однако у обоих реализовать задуманное не получилось. Эксперт по загородной недвижимости компании Villa66 Сергей Бессонов объясняет, в чем были главные ошибки девелоперов — чтобы другие игроки смогли избежать провалов.
 
Сергей Бессонов, эксперт по загородной недвижимости компании Villa66:

— В конце 2000-х в Екатеринбурге громко начинались два крупных загородных проекта от девелоперов-федералов. Сначала, в 2009-м, в город зашел застройщик «КомСтрин» с амбициозным планом построить огромный мультиформатный поселок «Карасьеозерский-2» в районе Новомосковского тракта. Москвичи тогда ошеломили финансовыми возможностями: взяли и сделали выемку земли на своей площадке и полностью ее заменили — чтобы избавиться от некоторой заболоченности участка. Плюс подтянули к территории все сети. Стоило это компании порядка 1,5 млрд руб.! Большинство денег были кредитными, из Газпромбанка.   

Спустя пару лет на рынок Екатеринбурга вышел еще один федерал, компания «Экодолье» с одноименным малоэтажным проектом на 140 га в районе Горного Щита. Было громко заявлено: на территории построят почти 2 тыс. объектов общей площадью под 170 тыс. кв. м. И у «Карасей-2», и у «Экодолья» было отличное месторасположение, куча денег и неплохая для того времени идея — все три слагаемых успеха загородного проекта.

Я тогда думал: наконец-то в регионе появятся организованные поселки, где можно будет купить таунхаус, коттедж или квартиру и спокойно жить в пригороде. Но оба проекта потерпели фиаско — из-за ряда грубых ошибок. 

Дело в том, что у девелоперов все было довольно хорошо до начала кризиса 2014 г., а после произошел нежданчик. Получилось так, что после резкого взлета курса иностранных валют покупательская способность в стране ощутимо снизилась, и продажи в проектах катастрофически упали. У людей резко не стало денег, и цена чека в несколько миллионов рублей — 5-6-10 — стала неподъемной. А в «Карасьеозерском-2» тогда продавались отличные двухэтажные таунхаусы за 12 млн руб. В общем, проекты столкнулись с огромными проблемами с продажами, а деньги надо было возвращать — кредиты нужно гасить. И в этот момент что-то пошло в корне неправильно.   

Во-первых, девелоперы начали сразу и как-то отчаянно экономить деньги. Сняли практически всю рекламу — потому что сочли, что потраченные на нее деньги не ведут к продажам объектов. Хотя я считаю, все совсем наоборот. Кроме того, компании очень сильно снизили темпы строительства, а в «Экодолье» еще и урезали штат. В итоге ситуация развивалась как снежный ком: рекламы нет, или ее мало, или она не соответствует сегодняшнему положению дел в проектах. Соответственно, покупателей приходит намного меньше. На месте они видят, что стройки практически нет — возникало полное впечатление, что поселок переходит в разряд долгостроев. И это при старых — высоких — ценах и практически полном отсутствии скидок, рассрочек и спецпредложений. 

Как нужно было поступать: во-первых, обязательно реклама, причем в режиме нон-стоп. С 2014 г. другие игроки загородного рынка, кто увеличил объемы рекламы в два, а то и в три раза, получили поток потенциальных покупателей — только благодаря этому. Кроме того, нужно уделять внимание работе специалистов в собственных офисах продаж. Некоторые игроки этого не делают, в итоге покупатели приходят и видят там довольно унылую картину: инициативы ноль, сотрудники лишний раз не встанут и не подойдут к клиенту и так далее. Это может запросто подтолкнуть человека к прекращению общения — он просто развернется и уйдет. Потому что все понимают, как должны работать профи в офисах продаж — видят же, как стараются сотрудники, например, автосалонов. И это нужно учитывать.  

Также в кризисное время представители амбициозных проектов не учли, что можно и нужно было быстро менять концепцию — в связи с новыми реалиями. «Караси-2», правда, стали строить таунхаусы поменьше площадью, поэкономичнее и начали их потихоньку продавать. А в «Экодолье» не смогли оперативно сориентироваться, и у них продажи провалились. Важно понимать: в период дестабилизации нужно предугадывать поведение потенциальных покупателей, подстраиваться под них и вносить корректировки в концепцию. Нет ничего вечного. Если проект масштабный, рассчитанный на несколько лет, то руководство компании и управленческий персонал обязаны думать о будущем. 

У нас вообще своеобразный регион — почему-то на Урале не приживаются таунхаусы. Не так много проектов поселков брались строить такие объекты: «Караси-2», «Образцово», «Николин ключ», «Ливерпуль», и везде есть определенные проблемы с продажами. На мой взгляд, дело в местном менталитете. Наш человек если хочет выбраться на природу, то хочет либо сделать это с размахом со словами: «Мне эти соседи и в городе надоели!», либо согласен на маленький дом, квадратов на 60, но только не на таунхаус.

Так если девелопер видит, что таунхаусы не идут, нужно с ними прекращать! Достроить начатое и поставить точку, переформатировать планировку поселка. Если нет на это денег, ищи партнера. Но нельзя просто сидеть и ждать у моря погоды. 

Также в непростые времена очень важно, чтобы собственник бизнеса был играющим тренером. В России много девелоперских компаний, где владелец передает управление наемному менеджменту. И в момент, когда нужно принимать важное решение, судьбоносное для бизнеса, и рисковать чем-то, собственник прочему-то перекладывает это на управленцев. А они сделать это неспособны! Они могут поддерживать бизнес, развивать его, но не выправить в кризисной ситуации. Должно быть наоборот. У меня много друзей, которые имеют бизнес за границей. Так вот в кризис они подняли задницы, приехали, возглавили компании и вытащили их. А потом передали обратно в руки управленцам.

Резюмируя: в «Карасьеозерском-2» продажи объектов продолжаются, в «Экодолье» — неофициально — жилье продается. Но, на мой взгляд, при таких ценах покупателей у этих проектов не будет. А продавать объекты дешевле компании не готовы — потому что деньги вложены большие, и их нужно возвращать. Людей, которые ранее купили там жилье, ждет туманное будущее — непонятно, придут ли в проекты новые инвесторы, будут ли реализованы начальные планы. Это очень неприятно, потому что мне бы хотелось видеть в регионе успешные проекты. 

Ясно одно: этот кризис, в отличие от нестабильности 2008 г., затяжной. И скорее всего, в недалеком будущем придет следующий кризис. Поэтому всем застройщикам, работающим на загородном рынке, нужно к этому готовиться — чтобы не повторить провальный опыт.   

Материал написал на основе выступления на XI Уральском форуме по недвижимости. Автор текста: Екатерина Стихина, DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.